ДОРЖИЕВ Агван (1853 (или 54), урочище Хара-Шибирь Хоринской степной думы — 1938, Улан-Удэ), бурят, общественно-политический деятель, дипломат, просветитель.
В 18 лет поступил учеником (хувараком) в Гоманский дацан при тибетском монастыре Брайбун. В 35 лет получил ученую степень лхарамбы и был назначен одним из духовных наставников Далай-ламы XIII. Занимал пост министра финансов в правительстве Тибета. Был инициатором сближения Тибета и России. Выполнял дипломатические поручения Далай-ламы, посетил Россию, Монголию, Индию, Цейлон, Японию, Германию, Италию, Великобританию, Францию. Оказывал всемерное содействие известным исследователям Центральной Азии: П.К. Козлову, М.В. Певцову, Д.А. Клеменцу, Э.Э. Ухтомскому, Ф.И. Щербатскому. Состоял членом Русского географического общества на правах член-соревнователя.
В октябре 1907 Доржиев написал докладнуб записку «О более тесном сближении России с Монголией и Тибетом», в которой обосновал целесообразность объединения на культурно-экономической основе Тибета, Монголии и России в «великую буддийскую конференцию» стран с главенствующей ролью России. Дипломатия, политическая и общественная деятельность Доржиева способствовала усилению влияния России в Центральной Азии. В декабре 1912 Доржиев по поручению Далай-ламы XIII вел переговоры в Урге с исполняющим обязанности министра иностранных дел Монголии, великим ламой Рабданом о заключении тибето-монгольского договора, который был подписан 11 января 1913. В преамбуле договора провозглашалась независимость Монголии и Тибета от власти маньчжурской династии, взаимно признаваемая обеими сторонами.
Доржиев основал несколько дацанов и школ в Калмыкии и Бурятии, открыл типографию в Ацагатском дацане и издательство «Наран» в Санкт-Петербурге, выпускавшее научную, учебную, духовную и другую литературу на бурятском языке. Специально разработал алфавит, получивший название «агвановско-го». По инициативе Доржиева в 1909—15 гг. в Санкт-Петербурге (Петрограде) возведен дацан «Гунзечойнэй». По его проекту буддийский храм должен был стать частью дипломатической тибетской миссии.
После Февральской революции принимал активное участие в деятельности Бурят-калмыцкого комитета, руководил работой комиссии по религиозным вопросам на II Общебурятском съезде (июль 1917). Принял участие в работе съезда народов Востока в Баку (сентябрь 1920). Организовал Всероссийский съезд буддистов (1922), на котором возглавил обновленческое движение. В 1920—30-е гг. пытается противостоять антибуддийским репрессиям, обращаясь с просьбами и протестами к властям. В ноябре 1937 Доржиев был арестован в Бурятии (село Ацагат). Скончался в 1938 в тюремной больнице.
Соч.: Буряад хуур. Туруушын дэбтэр (Бурятский алфавит. Первая книга). «Наран» гэдэг монгол-буряад ном бэшэг гаргаха орон. Петербург хото. 1907; «Предание о кругосветном путешествии» или повествование о жизни Агвана Доржиева. Улан-Удэ, 1994; Занимательные заметки: Описание путешествия вокруг света (Автобиография). М., 2003.
Лит: Заятуев Г.-Н. Цанид-хамба Агван Доржиев. Улан-Удэ, 1991; Пубаев Р.Е. Агван Доржиев (1853-1938) // Выдающиеся бурятские деятели (XVII — нач. XX в.). Ч. I, вып. 2. Улан-Удэ, 2001.
С.Ю. Лепехов
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей