ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (12 июля 1828, Саратов - 17 октября 1889, Саратов), писатель, литературный критик, экономист, философ, революционный демократ, один из лидеров революционного движения 1860-х гг.
Из семьи священника. Учился в Саратовской семинарии (1842-45), на отделении общей словесности философского факультета Санкт-Петербургского университета (1846-50). Репетитор во втором кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, затем старший учитель словесности Саратовской гимназии (1851—53). В мае 1853 вернулся для преподавания во 2-й Кадетский корпус, одновременно работал над диссертацией «Эстетические отношения искусства к действительности»; диспут по ней состоялся 10 мая 1855, став манифестацией материалистичных идей в эстетике. С лета 1853 публикуется в журнале «Отечественные записки», с 1854 ведет отдел критики и библиографии в «Современнике» Н.А. Некрасова. Выйдя в отставку весной 1855, посвятил себя публицистике, сформировав вместе с Н.А. Добролюбовым революционно-демократическое направление «Современника» в годы либерального подъема конца 1850-х - начала 1860-х гг. После крестьянской реформы пишет «Письма без адреса» с обвинением власти в ограблении крестьян. Критикуя капиталистический путь развития, считал исторически обусловленным переход России к социализму через крестьянскую общину. После запрещения в июне 1862 издания «Современника» 7 июля 1862 арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В крепости создал роман «Что делать?» и ряд других произведений. Приговор - лишение прав состояния, 7 лет каторги с последующим вечным поселением в Сибири. В мае 1864 отправлен на Нерчинскую каторгу (Кадайский рудник), переведен в Александровский Завод (1866), поселен в Вилюйском остроге (1871). На каторге написал роман «Пролог» (1867-69), сыгравший наряду с «Что делать?» большую роль в воспитании ряда поколений русского революционно-демократического движения. Крупные сибирские произведения Чернышевского- роман «Отблески сияния», повесть «История одной девушки», пьеса «Мастерица варить кашу» - также служили цели пропаганды политических идеалов писателя. Последователь реалистичных принципов, Чернышевский продолжил в литературе тему нового общественного деятеля. Сторонник антропологического материализма, создал теорию «разумного эгоизма», стимулирующего нравственный рост личности. Для Чернышевского характерен исторический оптимизм, в его наследии важное место занимают работы по эстетике, педагогике, литературная критика, его сочинения оставались запрещенными в России до революции 1905—1907. В 1883 переведен в Астрахань, в июне 1889 возвращен в Саратов.
Соч.: Полное собрание сочинений: В 15 т. М., 1939-1953; Собрание сочинений: В 5 т. М., 1974.
Лит.: Демченко А.А. Н.Г. Чернышевский: Научная биография. Саратов, 1978-1992. Ч. 1-3; Нечкина М.В. Встреча двух поколений. М., 1980; Печерская Т.И. Разночинцы шестидесятых годов XIX века. Феномен самосознания в аспекте филологической герменевтики. Новосибирск, 1999.
Е.Н. Туманик
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей