БУРХАНИЗМ, национально-религиозное движение, сформировавшееся к 1904 у горных калмыков (алтай-кижи). В научной литературе получило название по имени главного божества — Бурхана (Ак-Бурхана). Среди алтай-кижи (алтайцев) бурханизм известен как ак-jан («белая вера») или сют-jан («молочная вера»).
Большинство исследователей придерживается концепции, согласно которой в начале XX в. в Горном Алтае завершилось формирование алтай-кижи как этноса, внешним идеологическим оформлением которого явился бурханизм. Будучи по своему происхождению этноконфессионным феноменом, бурханизм имеет признаки, общие не только с милленаристскими, но и с национально-освободительными идеологиями и движениями XIX—XX вв. В то же время стремление нового этноса обособиться от окружающего населения породило изоляционистские настроения, преувеличение национальных особенностей, известную замкнутость на собственной «уникальности». Бурханизм, как любая национальная религия, обладает собственным пантеоном, системой представлений, обрядностью, служителями культа. Ядром системы представлений оказались наиболее архаические культы, связанные с анимистическими представлениями и семейно-родовой обрядностью, получившими в «белой вере» новое осмысление. Типичные для бурханизма эсхатологические и мессианские мотивы сформировались во многом под влиянием ламаизма и христианства. Бурханистская идеология ориентирована на «возвращение великого прошлого» — «золотого века» Джунгарии (Ойратское ханство). Не случайно мессия, скорого прихода которого ожидали бурханисты, носил имя Ойрот-хана. По возвращении «к избранному народу» именно он будет вершить суд, после которого нынешний греховный мир погибнет в огне. При этом ускорить пришествие мессии можно только коллективной молитвой алтайцев. Отсюда сугубо мирный, непротивленческий характер бурханистского движения и самих догматов «белой веры». Культовые сооружения бурханистов — жертвенники (тагыл) и прямоугольные алтари (куре) из дикого камня, комплексы алтарей и жертвенников (сюме) — располагались в укромных, но легко доступных местах: в распадках, на уступах гор. Здесь и проводились всеобщие, иногда родовые и семейные моления (мюргюль).
Бурханистское движение оформлялось в конце XIX — начале XX в. в условиях сложной социально-экономической ситуации в Горном Алтае. В 1865 Алтайский горный округ был открыт для переселенцев, и это привело к обострению земельного вопроса, вызвало напряжение в отношениях между алтайскими и русскими крестьянами, грозившее межэтническими конфликтами. Кроме того, появление бурханистских настроений означало, что Алтайская духовная миссия, основной проводник русификаторской политики на Алтае, столкнулась с серьезным религиозным противником, который также стремился умножить свою паству. Православная церковь считала, что бурханизм не соответствовал истинным верованиям алтайцев, и поэтому с самого его зарождения, с проведения первых коллективных молений ее отношение к этой вере было крайне негативным. Однако в условиях закрепленной в Уставе об управлении инородцев (1822) свободы вероисповедания коренного населения Сибири церковь вынуждена была действовать мягко и крестить лишь тех алтайцев, которые добровольно желали принять православие. Тем не менее противостояние представителей 2 религиозных вероисповеданий существовало и было обусловлено миссионерским соперничеством.
Не случайно 2 силы — светская и церковная — объединились при разгроме 21 июня 1904 молящихся в урочище реки Кырлык калмыков. Судебное разбирательство, последовавшее за этим, длилось до марта 1909, после чего дело было закрыто, а все обвиняемые оправданы.
Расправа над бурханистами и судебный процесс над ними не прервали коллективной культовой практики и индивидуальных сакральных действий. В советский период в условиях секуляризации и внедрения атеизма бурханизм все больше индивидуализировался, принимая форму национальных обычаев и бытовых обрядов, но так и не вышел за пределы этнических территории алтай-кижи. В конце XX в. в народе резко оживился интерес к «белой вере», но поскольку многое из бурханистских представлений и ритуала уже забылось, она не приобрела единообразной формы, не имеет своей устоявшейся организационной структуры. При этом бурханизм по-прежнему часто воспринимается алтай-кижи как национальная алтайская вера.
Лит.: Шерстова Л. И. К вопросу об оценке бурханизма в отечественной этнографии //Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1984; Она же. Бурханизм в Горном Алтае //Этнографическое обозрение. 2005. № 4; Данилин А.Г. Бурханизм. Горно-Алтайск, 1993.
Л. И. Шерстова
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей