Новости

Бурлюк, Давид Давидович // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

БУРЛЮК Давид Давидович (22 июля 1882, хутор Семиротовщина Харьковской губернии — 15 января 1967, Лонг-Айленд, США), поэт, художник, один из основоположников русского футуризма, теоретик и пропагандист нового искусства.

С 1898 по 1914 учился живописи в художественных школах и училищах Казани, Одессы, Мюнхена, Парижа и Моск­вы. С 1907 систематически участвовал в художественных выставках в Москве, Санкт-Петербурге, в городах российской провинции и за границей. В 1909—10 Бурлюк организовал группу «Гилея», объединившую молодых поэтов и художников, отрицаю­щих каноны символистской эстетики. Вел активную издательскую деятельность, направленную на объединение поэтов и худож­ников, близких футуризму. В альманахах и сборниках «Пощёчина общественному вкусу» (1912), «Садок судей» (1913), «Дохлая луна» (1913), «Затычка» (1913) «Ры­кающий Парнас» (1914) и др. печатались стихи, теоретические статьи и манифесты футуристов, а также кубистские рисунки и офорты. Бурлюк выступал с публичными лекция­ми и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи, принимал участие в диспутах (турне по русской провинции в 1913—14 вместе с В. Маяковским и В. Каменским). В 1915-17 Бурлюк жил на станции Иглино под Уфой. В 1918 принял участие в послед­ней выставке «Бубнового валета» в Москве.

В 1918—19 находился в Сибири: устраивал выстав­ки, «футуристические вечера», диспуты, читал лекции в Омске, Томске, Барнауле, Иркутске, Чите, позже в Харбине и Владивостоке. В 1920 эмигрировал в Япо­нию, в 1922 — в США. Занимался живописью и лите­ратурой. Выпустил ряд поэтических сборников, несколько книг по искусству, сборники новелл в издательстве, основанном его женой М.Н. Бурлюк. Издавал журнал «Цвет и рифма». Выставки картин Бурлюк проходили в лучших музеях и га­лереях США, в Германии, Швейцарии, Испании, Авст­ралии. В 1956 приезжал в СССР. Работы Бурлюк имеются в Третьяковской картинной галерее и Русском музее, во многих провинциальных музеях России.

Соч.: Каталог выставки картин. Самара, 1917; Лысеющий хвост. Курган, 1919; Бурлюк пожимает руку Вульфорт Бильдин-гу (к 25-летию художественно-литературной деятельности). Нью-Йорк, 1924; Морская повесть. Нью-Йорк, 1927; Ошима. Японский декамерон. Нью-Йорк, 1927; Десятый //октябрь. Нью-Йорк, 1928; Энтелехизм. 20 лет футуризма. Нью-Йорк, 1930; Фрагменты из воспоминаний футуриста. СПб., 1994; и др.

Лит.: Markov V. Russian Futurism: History. L., 1969 (рус. пер.: МарковВ.Ф. История русского футуризма. СПб., 2000); КурсановА.В. Русский авангард. 1907-1932. Ист. обзор. СПб., 1996. Т. 1; Кру­ченых А. Наш выход. К истории русского футуризма. М., 1996; Русский футуризм. М., 1999; Русские художники XII—XX вв.: Энциклопедия. М., 1999; Бобринская Е.А. Футуризм. М., 2000; Русские писатели XX в.: Библиогр. словарь. М., 2000.

Л. И. Пыстина

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири