БУДДИЗМ В ТУВЕ. Первая волна распространения в Туве буддизма, заимствованного от тюрков и уйгуров, относится к IX—X вв.
Влияние тибетского буддизма распространилось и на тюркоязычные племена, входившие в состав Великой Монгольской империи. Лишь во второй половине XVI в. в Монголию пришла новая волна буддизма, но на этот раз главной его формой была традиция Гелуг. В XIV в. тибетский буддизм из Монголии уже основательно проник в Туву, для которой в дальнейшем был характерен религиозный синкретизм (буддизм и шаманизм). Первые передвижные храмы — хурэ появились в Танды-Урянхае (тогдашнее название Тувы), входившем в состав Цинской империи, в 1720-е гг. Первые монастыри — Эрзинский (1772) и Самагалтайский (1773). В 1753 буддизм признан государственной религией наряду с шаманизмом. Распространение буддизма привело к вытеснению добуддийских религиозных верований тувинцев. В результате долгого сосуществования с шаманизмом тувинский буддизм перенял его традиции: культ оваа — духов-хозяев местности; культ ээренов — семейных охранителей. В буддийских церемониях наряду с ламами нередко принимали участие шаманы, а в хурэ существовала особая категория духовных лиц — бурхан боо («ламы-шаманы»).
В 1770-х гг. на территории Танды-Урянхая начинают строить стационарные хурэ. В XIX в. появляются Байкара-хурэ, Чаа-Хольский, Шарабулгунский и Нижнечаданский (1878) хурэ. В 1901 построен самый большой в Туве Верхнечаданский хурэ.
Высшей духовной главой тувинских буддистов считался монгольский иерарх Джебцзун-дамба-хутухта в Урге, а настоятелю Нижнечаданского хурэ (даа-ламе) подчинялись все тувинские ламы (при нем действовали духовный совет и духовный суд). К началу XX в. в Туве насчитывалось более 20 хурэ и свыше 3 тыс. лам. Высшее тувинское духовенство состояло из монгольских и тибетских лам. В 1907 в Туву был приглашен видный тибетский ученый лама Эримбочи, который организовал Высшую школу лам в Верхнечаданском хурэ. При многих хурэ имелись школы цаннита, где получали начальное религиозное образование. Высшее богословское образование тувинцы обычно получали в Монголии. После установления российского протектората над Урянхайским краем (1914) российская администрация в духовные дела территории не вмешивалась. В 1917 было 19 хурэ и 3 тыс. лам и послушников.
Первые годы существования Тувинской Народной Республики (ТНР) были благоприятными для буддизма. Самая многочисленная сангха была в Эрзинском и Тес-Хемском кожуунах. В Дзун-Хемчикском (бывший Даа) кожууне действовали 2 наиболее влиятельных хурэ — Нижнечаданский и Верхнечаданский. К концу 1920-х гг. количество хурэ в Туве достигло 28, а число лам — 2,2 тыс. Репрессии 1930-х гг. в ТНР затронули и буддийское духовенство: в 1936 — 594 ламы, в 1937 — 5 хурэ и 67 лам, которые к началу 1940-х гг. были уничтожены. После вхождения Тувы в состав СССР тувинские буддисты с 1946 находились в юрисдикции Центрального управления буддистов (ЦУБ) СССР в Иволгинском дацане (БМАССР), лама Хомушку Кенден курировал деятельность тувинских лам. Действовали полуразрушенные Верхне- и Нижнечаданский хурэ (восстановлены 6 юрт и построены 2 молитвенных дома; в 1947 здесь насчитывалось 9 лам). В 1960—70-е гг. ввиду новых гонений на церковь многие ламы и шаманы вынуждены были заниматься частной культовой практикой нелегально. В 1981 в Тувинской АССР практиковали 12 лам и 24 шамана; в 1984 — 11 лам и 38 шаманов; в 1987 — около 30 шаманов; в 1989 — 43, в том числе 8 женщин. В январе 1990 в Республике Тыва была зарегистрирована первая община буддистов; в том же году возведен храм в селе Кызыл-Даг Бай-Тагинского кожууна. С 1991 ведется работа по восстановлению Эрзинского и Верхнеча-данского хурэ. С 1993 студенты-тувинцы направляются для обучения в Индию. В 1990-е гг. были построены небольшие буддийские храмы (дуганы) в 6 кожуунах республики; в остальных действуют временные молитвенные дома (моргул бажыннары). В Кызыле 4 буддийских храма: Тувдан Чойхорлинг, Ганданпунцоглинг, Ташипанделинг и Цеченлинг (резиденция камба-ламы). В настоящее время в Республике Тыва функционируют 10 буддийских религиозных обществ (в 6 районах республики и в Кызыле).
В октябре 1999 Туву посетил Богдо-гэгэн Джебцун Дамба хутухта IX. Далай-лама XIV посещал Туву в 1998, 2000, 2003.
Лит. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М, 1976; Дьяконова В.П. Ламаизм и его влияние на мировоззрение и религиозные культы тувинцев //Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. Л., 1979; Хомушку О.М. История религии в культуре тувинцев. М., 1998; Монгуш М.В. История буддизма в Туве (вторая половина VI — конец XX в.). Новосибирск, 2001.
Д.С. Жамсуева, М.В. Монгуш
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей