БУДДИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Система образования в бурятских монастырях восходит к индийской традиции.
Именно оттуда берет начало монастырский тип образования, который позволял универсализировать образование, сделать его пригодным для распространения в различных регионах и этносах Индии, а позднее и других стран. Бурятский буддизм развивался в русле тибетской традиции Гелуг, к моменту его прихода в Бурятию доминировавшей в Тибете и особенно в Монголии. В этой традиции всегда уделялось исключительное внимание монастырскому образованию, особенно в области философии.
Уложение 1823 устанавливало необходимость преподавания учения Будды в дацанах обучающимся в возрасте 10—25 лет. Только после этого им разрешалось заниматься врачеванием, астрологией, быть переписчиками книг и живописцами. В «Хоринском положении 1851 г.» разработка стандарта в области образования получила дальнейшее развитие. Пятая глава «Положения» определяет содержание образования, объем и последовательность изучения отдельных дисциплин.
На первой ступени («мэжиба») новичок обучался чтению и письму на тибетском и монгольском языках, а также заучивал наизусть тексты ритуалов, посвященных 10 основным хранителям буддийского учения (сахьюсанам). На второй ступени («шок-саба») учащиеся должны были научиться переводить с тибетского языка работы Цзонхавы, посвященные правилам осуществления духовной практики, — «большой» и «малый» «Ламримы» («Ступени пути [к просветлению»]), изучать практику «преображения мышления» (ложон), а также правила принятия и соблюдения обетов, изложенные в Винае. На 3-й ступени («маарамба») изучалась медицина, на 4-й («чжигремба») — астрология. 5-я ступень — «цаннид» (философия). На ней изучались логика (прамана; цадма), парамита (парчин), мадхьямика (ума), абхидхарма (онбо) и виная (дулва). 6-я ступень — «агримба», здесь изучались 4 класса тантр.
До середины XIX в. систематическое философское и тантрийское образование получали в Тибете и Монголии, существовали устойчивые связи между бурятским и тибетским монастырями. Когда в Бурятии стали открываться собственные философские школы, в своем большинстве они следовали программе гоманского философского факультета, преобладавшей в Монголии и Центральном Тибете. Наибольшей известностью и уважением в Бурятии пользовались школы цаннида Цугольского, Гусиноозерского, Агинского и Анинского дацанов. В начале XX в. более половины бурятских монастырей имели философские факультеты, но для усовершенствования образования продолжали ездить в Тибет.
В основу образовательной системы была положена буддийская классификация наук, согласно которой науки делились на «пять больших» (внутренняя наука, т. е. собственно буддизм, языкознание, логика, технология, медицина) и «пять малых» (поэтика, стилистика, синонимика, музыка с танцами, астрология).
Одна из наиболее характерных особенностей преподавания в тибетских монастырях — детально формализованная методика проведения диспутов, лежащая в основе тибетской дидактической системы. Полный цикл образования на философском факультете состоял из 5 курсов, к каждому из которых имелись основные учебники, написанные выдающимися тибетскими учеными. По форме учебники подразделяются на описания и исследования. В качестве дополнительной литературы использовались лучшие работы индийских, тибетских и монгольских авторов. По завершении курса проводился диспут, на котором учащиеся в публичном состязании демонстрировали свои успехи в овладении предметом. По результатам диспута им присваивались ученые степени (габжа, лхарамба или рабджамба) в зависимости от того, в каком монастыре устраивался диспут. Помимо цаннид-дацанов существовали акпа-дацаны, где изучались теория и практика тантры. На тантрийские факультеты в Бурятии обычно поступали по завершении философского образования. Обучение на них длилось 3—4 года. Преподавание, в отличие от цаннид-дацанов, велось по объяснительно-толковательному методу. По окончании основного курса желающие оставались в дацане для совершенствования своих знаний (около 10 лет) и в случае успешной сдачи экзамена получали степень «Аграмба» («Знаток мантры»). По завершении теоретического курса учащийся был готов к уединенной практике, которая могла продолжаться от нескольких недель до десятков лет. Базовый период уединения, рекомендовавшийся для получения права на проведение основных ритуалов, составлял 3 года.
Помимо духовных в бурятских буддийских монастырях изучались и некоторые светские, «внешние» науки. Кроме логики большое внимание уделялось медицине и астрологии.
Первый манба-дацан в Забайкалье основан монгольским ламой-эмчи Чой-менрамба в Цугольском дацане в 1869. В дальнейшем изучение тибетской медицины началось в других забайкальских, хоринских и селенгинских дацанах. При Агинском, Эгитуевском, Ацагатском, Тугнугалтайском, Джидинском, Янгажинском и Кыренском дацанах существовали медицинские школы. При буддиийских монастырях на тибетском, монгольском языках издавались труды бурятских лам по философии, астрологии, тантре, медицине. В 1930-е гг. система традиционного монастырского образования была разрушена. В конце 1990-х гг. подготовка буддийских священнослужителей осуществлялась в 2 высших учебных заведениях — Буддийском университете Даши Чойнхорлин (Иволгинский дацан) (с 1999) и Агинском Бурятском буддийском институте (с 1998) по 5-летней программе.
Лит.: Барадийн Б.Б. Буддийские монастыри //Альманах Опеп!;. СПб., 1992. Вып. 1; Кенсур Агван Нима. Переправа через реку сансары: Автобиография / Пер. с тибет. Б. Очирова. Улан-Удэ, 1996; Нестеркин С.П. Образовательная система буддийских монастырей //Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ, 2002.
С.П. Нестеркин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей