БУДДИЙСКОЕ ДУХОВЕНСТВО. В буддизме отсутствует единая церковная иерархия. В каждой религиозно-философской школе почитают основателей и прямых учеников, как правило «перерождающихся», по представлениям адептов, в следующих поколениях.
Наиболее почитаемыми иерархами в буддийском мире являются Далай-лама, считающийся воплощением Бодхисаттвы Авалоките-швары, и Панчен-лама — воплощение Будды Амитабхи. Титул «вачирдара далай-лама» (монгольский «держащий ваджру учитель, [мудрость которого подобна] океану») монгольский князь Алтан-хан присвоил Соднам Джамцхо (1543—88) — 3-му иерарху тибетской школы гелугпа. Впоследствии титул распространился на основателя школы — Гедундуба (1475—1542), настоятеля монастыря Ташилхунпо и его преемника — Гедун Джамцхо (1475—1542), настоятеля монастыря Дрепунг. Далай-лама III — Соднам Джамцхо — основал монастырь Гумбум. Далай-лама IV (Ендон Джамцхо, 1589—1617), правнук Алтан-хана, единственный нетибетец в традиции Далай-лам. Далай-лама V (Нгаванг Лобзанг Джамцхо, 1617—82) — объединитель Тибета. При нем окончательно сложилась теократическая система правления, возведен ансамбль дворца Потала в столице Тибета Лхасе. Нгаванг Лобзанг Джамцхо был автором философских и исторических трудов, создателем новой драматургии мистерий цам (собрание его сочинений составляет 25 томов). Далай-лама VI (Цаньян Джамцхо, 1683—1706) — автор высоко чтимых в Тибете лирических стихов, допускающих как светское, так и религиозное толкование. Далай-лама VII (Калзанг Джамцхо, 1708—57), правление которого приходится на «смутное» время в истории Тибета, был найден как «перерождение» Далай-ламы VI благодаря указаниям в стихах последнего. Автор 8-томного собрания сочинений. При Далай-ламе VIII (Джамбал Джамцхо, 1758—1804) с 1793 устанавливается принцип выборности далай-лам и панчен-лам по жребию под контролем представителей китайской администрации; Тибет закрывается для посещений иностранцев. Далай-лама XIII (Тхубдан Джамцхо, 1876—1933) проводил независимую политику, что вызвало осложнения в тибетско-китайских отношениях. Во время интервенции англичан в Тибет в 1904 был вынужден скрываться в Монголии, где прожил 2 года в монастыре Гандантекчинлинг. Здесь встречался с востоковедом Ф.И. Щербатским и географом П.К. Козловым. Проявлял большой интерес к России и перспективам политических и экономических контактов с ней. Будучи духовным учеником Агвана Доржиева, оказывал материальное и моральное содействие строительству буддийского дацана в Санкт-Петербурге. В 1913 издал декларацию, провозгласившую независимость Тибета. Далай-лама XIV (Нгаванг Лобзанг Тенцзин-гьяцо, родился 1935) с 1959 проживает в Индии, в Дхарамсале (штат Химачал Прадеш). Лауреат Нобелевской премии мира (1989). Автор многих философских и публицистических произведений.
Панчен-лама, согласно тибетской буддийской традиции, считается духоным наставником далай-ламы, поскольку признается воплощением Будды Амитабхи, чьим духовным сыном является Бодхисаттва Авалокитешвара, который воплощается в далай-ламе. Местопребывание панчен-ламы — монастырь Ташилхунпо. Формирование института панчен-лам связано с именем Лобзан Чойчжи-джалцана (1570—1663), духовного наставника далай-ламы IV и далай-ламы V. Панчен-лама IV Данбиньима (1781—1854) известен как кодификатор тибетско-монгольского пантеона.
С 1650 глава буддийского духовенства Монголии носит титул Джебцзун-дамба-хутухта. Этот титул был присвоен далай-ламой V Ундур-гэгэну (Г. Дзанабадзару, 1636—1723), объявленному «перерождением» известного тибетского буддийского деятеля Таранатхи (1575—1634). Дзанабадзар известен также как выдающийся буддийский скульптор. 8-м джебцзун-дамба-хутухтой был Богдо-гэгэн (1870—1924). После провозглашения в 1911 автономии Монголии в составе Китая стал главой теократического монгольского государства. После его смерти в 1924 эта линия перерожденцев в Монголии прекратилась. С 1949 глава монгольского буддийского духовенства стал носить титул хамбо-лама — первоначально настоятель монастыря, относящегося к школе гелугпа. В Бурятии этот титул был введен еще с XVIII в. в форме пандито хамбо-лама (от санскр. «пандит» — ученый). В 1764—77 пандидо-хамбо-ламой Забайкалья был Д.Д. Заяев, в 1778—80 — С. Хэтэрхеев, в 1780-97 -Л.Ж. Ахалдаев, в 1797-1800 -Д. Ешижамсуев, в 1809—39 — Г .Ешижамсуев, в 1839— 60 — Ч.Д. Ешижамсуев, в 1860—72 — С. Ванников, в 1872-73 - Ч. Васильев, в 1873-78 - Ч. Мархаев, в 1878-96 -Д. Гомбоев, в 1896-1911 - Ч.Д. Иролтуев, в 1911-18 -Д.Д. Итигэлов, в 1918-19 - Н. Лайдапов, в 1919—22 — Г. Цыремпилов, в 1922—25 — Ц. Баниев, в 1925—32 — Д. Мункожапов, в 1946—56 —Л.Н. Дармаев, в 1956-63 - Е.Д. Шарапов, в 1963-80 - Ж.Д. Гомбоев, в 1980-90 - Ж. Эрдынеев, в 1990-92 - М. Цыбиков, в 1992-93 - Ж. Шагдаров, в 1994-95 - Ч. Будаев, с 1995 — Д. Аюшеев.
В соответствии со сложившейся в тибетском и монгольском монастырях административно-культовой системой распределения обязанностей в бурятском буддийском духовенстве существуют следующие традиционные должностные звания: ширетуй — настоятель, лацаб — главный помощник ширетуя, далама — помощник ширетуя по хозяйственным делам, цоржи — лама, руководящий собранием монахов (хуралом) во время богослужения, 1-й гэбкуй — лама, следящий за порядком и распределяющий пожертвования прихожан во время хурала, 2-й гэбкуй, старший гэик — помощник гэбкуя, младший гэик, гл. унзад — лама, начинающий чтение канонического текста, старший помощник унзада, младший помощник унзада, гадагба — помощник унзада, следящий за текстом во время чтения на хурале, гонир — лама, следящий за подготовкой алтаря и размещением всех необходимых культовых предметов во время хурала, тахильчи — помощник гонира, нирба — лама, ведающий всеми хозяйственными и финансовыми делами, жама — помощник нирбы.
В соответствии с образованием, принятыми обетами, согласно каноническому дисциплинарному уставу монашеской жизни (санскр. Виная) и полученными духовными посвящениями монахи получают духовные звания: убаши, барма рабчжун (баньди), гэцул, гелонг. После прохождения курса обучения буддийской философии (чойра) и успешного участия в диспуте лама мог получить ученую степень габжи, лхарамбы или рабджамбы в зависимости от того, в каком монастыре устраивался диспут. Например, степень лхарамбы можно было получить только в Лхасе на общем хурале монастырей школы Гелугпа: Брайбун, Галдан и Сэра. При замещении должностей общего административного управления в буддийском духовенстве и культовой иерархии в храмовых богослужениях учитываются достигнутая степень духовного посвящения и наличие богословской степени. Помимо ученых лам и рядовых лам, занятых в основном храмовыми богослужениями, при буддийском духовенстве обычно имеются монахи, специализирующиеся в различных видах деятельности: иконописцы (зурачины), астрологи (зурхайчины), предсказатели (шочины), прорицатели (гуртэны), резчики печатных досок (барчины), скульпторы, чеканщики, литейщики, плотники, печники и т. д. Учащиеся, приступающие к изучению теории и практики буддизма в дацане в качестве студентов буддийской монастырской школы, либо индивидуально с компетентным наставником, получают статус хуварака (см. Буддийское образование). Все монахи одного монастыря, а также одной школы или одного направления в буддизме, как и ученики одного учителя, образуют общину — сангху. В более широком смысле членами сангхи могут считаться все буддийские монахи всего мира. Буддийские монахи не являются священнослужителями в строгом смысле слова, т. е. не выступают посредниками между мирянами и Буддой или богами. Мирянин становится монахом по своему желанию и пребывает в буддийской общине столько, сколько захочет. По традиции, однако, монахами становятся на срок не менее месяца. Членом сангхи может стать каждый, независимо от пола, национальности, цвета кожи, социального положения, прежних религиозных убеждений, если они не препятствуют восприятию буддийского мировоззрения. После принятия первоначальных обетов послушника (хуварака), сводящихся к соблюдению правил нравственности (не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не лгать), отказу от употребления спиртного, косметики и парфюмерии, посещения зрелищ, участия в танцах и пении, отказу от пользования высокими сидениями, а также от золота и серебра, желающий может, завершив курс необходимого обучения, принять обеты монаха и пройти обряд посвящения. Посвящаемый в монахи трижды произносит формулу: «Я ищу прибежища в Будде, я ищу прибежища в Дхарме, я ищу прибежища в Сангхе». Он должен соблюдать 227 правил, изложенных в «Пратимокше» — правилах поведения для монахов. Все буддийские монахи дают обет безбрачия. Распорядок дня буддийской общины обусловлен правилами Винная-питаки: принимать пищу можно только в первой половине дня, в течение дня монахи должны заниматься чтением и изучением священных текстов, медитацией, необходимыми хозяйственными работами и т. д. Понятие «святости» применимо в буддизме к лицам, признанным Буддами, бодхисаттвами, архатами. В их число входят первые ученики Будды Шакьямуни: Анада, Шарипутра, Маудгальяна, Кашьяпаи другие; бодхисатвы Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапани. В Тибете в качестве будды почитается Цзонхава. Святыми признавались также монархи и правители: Ашока в Индии, Сронцзангамбо в Тибете. В России буддисты считали царей воплощением божества «Белая Тара», т. е. бодхисаттвами. Святыми могут признаваться не только монахи, но и миряне.
Одним из наиболее известных лам в истории бурятского буддизма является основатель Цугольского дацана Л.Л. Дандаров. Ширетуй Цолгинского дацана, выдающийся бурятский просветитель и ученый Р. Номтоев (1820— 1907), был автором Большого толкового двуязычного (тибетский и монгольский) словаря, трудов по грамматике и этнографии. Перу ширетуя Анинского дацана Лобсан Талдан-ринпочэ принадлежит «Ясное зерцало» — адаптированное изложение «Ламрима» Цзонкхапы. Широкое распространение получили сочинения кудунского ламы И.-Х. Галыииева и ширетуя Агинского дацана Д.Ж. Донжинова, в популярной форме изложивших основы буддийского учения.
Весьма почитаемым ламой был тантрист Шагжа (1858—1909), известный своим подвижничеством на священной горе Алхана. Л.-С. Цыденов (1842—1922) стал основателем нового реформаторского направления в буддизме, делавшего акцент на внедацанских формах организации и практики.
Значительную роль в истории буддизма сыграл бурятский религиозный деятель Агван-Лубсан Доржиев (1857—1930), наставник Далай-ламы XIII Агван-Лобсан-Тубдан-Чжамцо (1876—1933). Ширетуй Кудунского дацана Л.Д. Дан-дарай впервые открыл в Бурятии философской школы чойра-цанид. Летописи отмечают ученость и подвижническую деятельность ламы Галсана Содбо и ламы-перерожденца Лубумбы, ширетуя Агинского дацана Г.Ж. Тугулдурова, также основавшего философскую школу чойра-цанид.
В настоящее время численность буддийского духовенства в Бурятии составляет около 1 тыс. лам.
С.Ю. Лепехов
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей