БЕСПОПОВЦЫ В СИБИРИ. Беспоповцы - общее название представителей одного из двух направлений старообрядчества.
Разделение защитников старого обряда на беспоповцев и поповцев произошло в 1690-е гг. Беспоповцы не отрицали церковной иерархии вообще, но считали невозможным принимать священников из «никонианской» Церкви. Постепенно оформилось учение, обосновывающее бессвященническое состояние. Центральное место в нем заняло эсхатологическое учение, благодаря которому утверждалась мысль об уже совершившемся воцарении в мире и церкви антихриста. Наступлением «последних времен» объяснялось отсутствие священства. Ожидание близкого конца мира, предсказанного в Священном Писании и протолкованного в святоотеческом предании, позволило старообрядцам выработать систему аргументов, оправдывающих все новации в богослужебной практике, связанные с отсутствием священников. На протяжении XVIII—XIX вв. в беспоповщине происходило дробление на согласия.
Общинами беспоповских согласий руководят наставники, или духовные отцы, избираемые из мирян и «благословляемые» по «чину поставления», который имел свою специфику в каждом согласии. Права и обязанности наставников состоят в совершении крещения, покаяния и для приемлющих браки — брака, в предстоянии при богослужении и в управлении общиной. Во всех согласиях внутренняя жизнь организована по принципу соборноcти. Высшей властью является собор, на него съезжаются наставники, авторитетные члены региональных общин, иногда допускаются и представители других родственных согласий. Соборные постановления, особенно крупнейших общин согласия, определяют не только внутреннюю жизнь общин, но и отношение к другим беспоповским согласиям, к «никонианской» Церкви и в целом к государству, а также особенности вероучения.
В Сибири защитники старого обряда появились с момента раскола в РПЦ. Уже в 1653 в Сибирь «за расколы, мятежи и лжеучения» сослан протопоп Аввакум (Петров) — идейный лидер внутрицерковного оппозиционного движения, приведшего к расколу. После Московского собора 1666—67, на котором защитники старого обряда были отлучены от Церкви и преданы анафеме, они стали составлять существенная часть ссылаемых в Сибирь. Кроме того, увеличился поток переселявшихся сюда добровольно с целью ухода от преследования церковных властей за приверженность дониконовской старине. Беглые крестьяне и солдаты, скрываясь от власти помещиков, чиновников, а иногда и государства, чаще всего становились искренними адептами старообрядческой веры.
На Московском соборе 1681 отмечалось, что «в Сибирской пространной стране развратники святой Церкви умножаются». Действительно, противники реформ, проведенных в Русской Церкви Патриархом Никоном, организовали в 1670-х — начале 1680-х гг. ряд акций в сибирских городах — Тобольске, Тюмени, Таре, Красноярске, Енисейске. В 1680-х гг. одним из центров староверческого движения стал Якутск. Следовательно, уже в XVII в. учение старообрядцев интенсивно распространялось по территории всей Сибири. Митрополит Игнатий (Римский-Корсаков) в конце XVII в. вынужден был написать 3 Окружных Пастырских Послания с целью обличения сибирских еретиков и раскольников, что свидетельствует о присутствии большого числа старообрядцев в подведомственной ему епархии.
В Сибири представлены все основные беспоповские согласия. Уже в начале XVIII в. центр поморского согласия — Выговская пустынь — установил тесные контакты с уральскими и сибирскими старообрядцами. Братья Семеновы, Митрофановы (Гавриил, Никифор, Нван), Трифон Петров, Тимофей Трофимов и другие выговцы, переселившиеся в Сибирь, кто-то на время, укрываясь там, а кто-то навсегда, оставили заметный след в истории старообрядческого движения региона, что нашло отражение не только в следственных делах, но и в литературных памятниках. Из центра поморского согласия на протяжении всего XVIII в. с целью проповеди вероучения и сбора средств для финальной поддержки общежительства отправлялись миссионеры, которые доходили до Енисея. Все это способствовало распространению старообрядческого учения в Сибири.
Тарский бунт, выразившийся в отказе жителей сибирские города и соседних деревень (всего около 700 человек) от присяги наследнику престола, может служить свидетельством влияния старообрядцев на политическую ситуацию в регионе. Последовавший за открытым выступлением трехлетний розыск показал, что на территории Сибири было организовано большое количество тайных убежищ старообрядцев, их учение сыграло существенную роль в идеологическом обосновании протеста. Старообрядческие скиты как поповского, так и беспоповского направления были уничтожены. Эти репрессии вызвали волну самосожжений. Особое значение имела Елунская гарь, выделявшаяся не только размерами (сгорело около 600 человек), но и прямой связью с идеологией тарского протеста. Ее организатором стал выговец Иван Семенов Митрофанов.
В конце 1720-х и в 1730-е гг. на юге Западной Сибири Акинфий Демидов построил Колывано-Воскресенские (Алтайские) заводы. Для работы на них были приписаны крестьяне Томского и Кузнецкого уездов. Кроме того, для заводских работ в Сибирь отправлялись рабочие и мастеровые с Уральских, в частности, с Невьянского, заводов, которые в свое время набирались из беглых и состояли в основном из приверженцев старой веры. Большинство приказчиков на Уральских заводах являлись не просто старообрядцами, но и активными деятелями, способствовавшими обращению в староверие новых приверженцев, в том числе находившихся под их началом рабочих. Именно такие присылались в Сибирь. Развитие горнозаводской промышленности на юге Сибири способствовало увеличению числа старообрядцев в регионе.
Под старообрядческими лозунгами, отражавшими эсхатологическое учение защитников старого обряда, происходили охватившие в XVIII в. всю Сибирь гари. Проповедь самоубийственной смерти не всегда находила поддержку в старообрядческой среде, часто обнаруживались и ее противники. После 1739, когда в Выговской старообрядческой пустыни в связи с предстоящей работой в монастыре правительственной комиссии было введено богомолие за царствующего государя, в поморском согласии произошел раскол. В результате появилось новое беспоповское согласие — филипповское, учение которого отличалось крайним радикализмом, заключавшимся не только в отказе от совершения обязательного для всех подданных Российской империи богомолия за правящего императора, но и в отрицании возможности в любой форме подчиниться этой власти как власти антихриста. Последователями старца Филиппа (основателя согласия) самосожжение не только теоретически обосновывалось, но и провозглашалось единственным способом спасения в мире, где царствует антихрист. Старообрядческие гари в Сибири в XVIII в. не всегда были связаны с учением филипповцев, но не вызывает сомнения их антифеодальная, антимонархическая направленность.
Приверженцы филипповского учения, объявив себя последователями традиций соловецких иноков и первых поморских отцов, именовались не только филипповцами, но и «старопоморцами». К началу XIX в. снижается радикализм учения этого беспоповского согласия, что выражается в более терпимом отношении к верховной власти и родственным согласиям. Общины филипповского согласия существовали в Сибири начиная с XIX в. Из общины Тюмени вышли яркие проповедники филипповского учения, оставившие свой след в истории староверческого движения Сибири. В их числе Иван Родионович Легостаев, Варсонофий Иванович Макаров, жившие во второй половине XIX в. Благодаря их творческому наследию мы можем утверждать, что сибирские общины в это время имели тесные связи с московским Братским двором, региональными общинами Русского Севера, где учение филипповцев было распространено с момента организации согласия.
Сибирские общины поморского согласия сохраняли тесные связи с центром — Выговским общежительством — на протяжении всего XIX в., вплоть до его разгрома. Например, в начале XIX в. поморская община Тюмени состояла в активной переписке с Выгом, а в 1830—40-е гг. наставник Тальменской волости Барнаульского округа Фирс Харин был особенно уважаем и авторитетен в связи с тем, что в молодости проживал и воспитывался на Выгу. Следовательно, еще в первой четверти XIX столетия молодежь из Сибири получала образование в Выгореции. Общины поморского согласия существовали в Сибири в XX в., сохранились и до настоящего времени. Роль центра обычно играет община крупного населенного пункта — города или поселка городского типа, где имеются моленный дом, авторитетный наставник, общинная библиотека.
Федосеевцы появились в Сибири в начале XVIII в., вскоре после возникновения нового самостоятельного согласия, когда произошел окончательный разрыв основателя согласия Феодосия Васильева с выговскими учителями. Особенно сильно увеличилось число федосеевцев после переселения в Сибирь старообрядцев, живших за пределами России, по манифесту 14 декабря 1762. Добровольного переселения, как это предполагалось по манифесту, не получилось. Старообрядцы были отправлены на Алтай и в Забайкалье насильственно, когда русские войска захватили местность в Польше, куда после ликвидации в 1718 поселения старообрядцев федосеевского согласия (Ряпиной мызы) переселились его жители. С конца XVII в. там жили староверы, принадлежавшие к поповскому направлению. Переселенцы прибыли на Алтай и в Забайкалье после 1764. В этом потоке оказались представители согласий поповского направления и федосеевцы. За ними закрепилось название «поляки», т. е. переселившиеся из Польши. На Алтае и в Восточном Казахстане потомков этих переселенцев до сих пор именуют «поляками», а в Забайкалье — «семейскими». Федосеевские общины существуют в некоторых населенных пунктах Сибири и сегодня, хотя это беспоповское согласие никогда не было особенно распространенным на сибирских просторах.
В конце XVIII в. появилось новое беспоповское согласие — бегуны, или странники. В начале XIX в. следственные дела фиксируют наличие в Сибири представителей этого согласия, причем речь идет о явных лидерах, формулирующих идеологию нового беспоповского толка. Ярким примером может служить Иван Ипатов — автор сочинения, в котором изложены основы нового вероучения основателя согласия старца Евфимия. Список этого сочинения, имеющего антиправительственную, антимонархическую направленность, подписан автором в начале XIX в. в Барнауле, что и засвидетельствовано в Барнаульском суде. Сибирь оказывалась либо перевалочным пунктом, либо конечной целью, указанной в страннических «путешественниках», дававших возможность желающим «бежать» из мира антихриста.
Урало-сибирские беглопоповцы, т. е. приемлющие священников «никонианского» поставления, постепенно эволюционировали в сторону беспоповщины. Уже в конце XVIII — начале XIX в. часть согласия, названная «стариковщина», заменила иереев монахами и стариками-наставниками. Полный отказ согласия от услуг священников и переход к беспоповской практике получил окончательное соборное оформление в 1840. Одно из согласий поповщинского направления превратилось в беспоповское с наименованием «часовенное». С этого времени часовенные общины возникают во многих населенных пунктах Сибирского региона. Современное археографическое обследование Сибири показывает, что представители часовенного согласия по-прежнему играют важную роль в религиозной жизни региона.
Старообрядцы активно участвовали не только в земледельческом освоении сибирских территорий, развитии горнозаводской промышленности, но и в перестройке на буржуазный лад хозяйства региона. Многие старообрядцы принадлежали к купеческому сословию, умело сочетая успешные торговые операции с активной проповедью вероучения своего согласия. Например, братья Алексей и Василий Нифонтовы, приехав в середине XIX в. в Томск, торгуя медом и скотом, приобрели значительное состояние. При этом они были активными проповедниками поморского учения, имели богатое книжное собрание, пользоваться которым разрешали своим единоверцам из разных мест губернии.
После революции 1917 атеистическое мировоззрение стало партийно-государственной идеологией. Защитники старого обряда попытались опять найти убежище на просторах Сибири. Старообрядческие скиты и заимки создавались в труднодоступных местах на территории от Уральских гор до районов Дальнего Востока. Как только властям становилось известно о такого рода поселениях, они немедленно уничтожались. Так, обнаруженные в 1951 на притоке Енисея Дубчесские скиты были сожжены, а жители арестованы. К суду привлечено 33 человека, двое из них умерли в лагерях, а остальные выпущены после смерти Сталина. Они вернулись на Енисей и содействовали возрождению скитов в Восточной Сибири, в том числе на Енисее. Это типичный пример способности сторонников старообрядческого вероучения не только выживать физически, но и сохранять верность религиозному учению, которое они продолжали проповедовать среди населения, привлекая все новых и новых адептов.
В более позднее время репрессии не были столь жестокими, но преследование старообрядцев не прекращалось. Власти пытались поставить под контроль существование и деятельность религиозных организаций, требуя обязательной регистрации старообрядческих общин в административных учреждениях, что, естественно, было неприемлемо для многих согласий. Учтенные общины попадали под пристальное внимание со стороны партийных органов, которые наблюдали, чтобы не росла численность собрания, особое внимание обращалось на недопустимость участия молодых. Возрождение религиозной жизни в Сибири начинается со времени перестройки. Это относится и к старообрядчеству. Общины пополняются новыми членами, открываются часовни и моленные дома. В Сибири есть общины всех согласий беспоповского направления.
Лит.: Беликов Д.Н. Томский раскол (Исторический очерк от 1834 по 1880-е годы). Томск, 1901; Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы. Семейские. Иркутск, 1920; Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974; Духовная литература староверов востока России XVIII — XX вв. Новосибирск, 1999. Т. 1; Новосибирск, 2005. Т. 2; Мангилев П.И. «Родословие поморской веры на Урале и в Сибири» (Исследование. Текст. Комментарии) ^Проблемы истории России. Екатеринбург, 2005. Вып. 6.
Н.С. Гурьянова
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей