БАЛАГАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (1919-26), массовая акция гражданского неповиновения в Забайкалье в годы Гражданской войны и попытка организовать самоуправление вплоть до образования самостоятельного государства на основе социальных и нравственных норм буддийского учения.
Основу идеологии балагатского движения составили взгляды ламы Кижингинского дацана Л.-С. Цыденова и хамбо-ламы тибетского монастыря Гумбум Джаяк-гэгэна, согласно которым для возрождения истинного учения Будды следует покидать официально существующие буддийские монастыри и образовывать новые внемонастырские буддийские общины. Непосредственным поводом, спровоцировавшим балагатское движение, стал указ Бурятской Народной Думы (БНД) от 23 января 1919 о мобилизации бурят, родившихся в 1895—98, в армию, в ряды монголо-бурятской бригады «Зорикто-батор» в составе войск атамана Г.М. Семенова, принятый в порядке реализации постановлением ноябрьского (1918) общебурятского съезда о мобилизации 2 тыс. человек из Агинского, Селенгинского, Хоринского и Баргузинского аймаков. Вместе с бурятами мобилизации подлежали и тунгусы-буддисты. В указе отмечалось, что решение о призыве принято «в годину мировых народных бедствий, коснувшихся и мирных степей бурятского населения, и вызвано заботой Думы о сохранении религии и народного достояния». В пояснении существа решения, направленного управляющему Забайкальской области, говорилось, что происходившие в течение последнего года в бурятских аймаках насилия, грабежи и захваты земель вынудили общенациональный съезд бурят, состоявшийся в ноябре 1918, дать согласие на предложение атамана Семенова о формировании 2 бурятских конных полков. Указ о призыве вызвал у верующих-буддистов значительное недовольство, которое усилилось в связи с применением семеновцами силы во время набора, поскольку ранее царское правительство буддистов на военную службу не призывало. Верующие обратились за помощью к одному из наиболее уважаемых и почитаемых лам — Л.-С. Цыденову, который счел, что БНД, пойдя на поводу у диктатора атамана Семенова и издав Указ о мобилизации, нарушила права, обычаи и традиции своего народа и фактически предала его. Поэтому верующим следует выйти из-под юрисдикции такого правительства и создать государство, в котором соблюдались бы принципы буддийского учения, как это имеет место в Тибете. Мнение Л.-С. Цыденова получило широкую поддержку среди населения. В Цаганском, Бодонгутском и Хальбинском хошунах прошли стихийные выборы делегатов в Учредительное собрание. Была образована Конституционная комиссия и организована запись желающих стать подданными («харликами») создаваемого государства. В мае 1919 состоялось Великое учредительное собрание, на котором присутствовало 102 делегата, представлявших значительную часть населения Кодунской, Чесанской и Кижингинской долин, Ульдурги, Булума и других мест.
Учредительное собрание обосновало свое неприятие власти БНД следующим образом: «В силу данных нам прав свободы мы постановили оставить власть управления народной думы, аймачных управ, хошунов и сомонов, действия которых направлены в особенности к военной цели, совершенно противной и притеснительной для нашего религиозного и гражданского сознания и войти во власть всемогущего Дарма-Ранзыйн-хана [Дхарма-раджи-хана, т. е. Л. С. Цыденова]». В пределах провозглашенного государства ликвидировались хошунные и сомонные управления БНД. Вместо сомонов образовывались тосхоны, а вместо хошунов — «балагатские общества», давшие название движению. Таких обществ было 11: Кижингагольское, Челсанайское, Кодунское, Улан-Бургасанское, Цаганнорское, Сарантуевское, Ородгольское, Моксохоновское, Чесаногольское, Ехэ-Булакское, Кулхисонское. Территория государства включала Чесанскую, Кодунскую, Кижингинскую долины, часть территории нынешних Хоринского и Еравнинского районов. Местонахождение кельи Л. С. Цыденова на поляне Суархэ (Ламын Созхой, недалеко от современного Усть-Орота) было объявлено столицей теократического государства, названной «Соёмпкус».
Государственное устройство описывалось в Конституции из 36 статей. Учреждались Великий суглаан (Народное собрание), правительство, судебные органы охраны общественного порядка. Наличие каких-либо вооруженных сил Конституцией не предусматривалось. На Собрании был торжественно оглашен Манифест об образовании теократического государства «наподобие Тибета» во главе с «ламой-ханом» Л.-С. Цыденовым, врученный представителям БНД и атаману Семенову.
Лидеры БНД сначала надеялись ликвидировать балагатское движение мирным путем, для чего дважды присылали своих представителей к теократам. Но члены теократического правительства от переговоров отказались, заявив, что подчиняются только Л.-С. Цыденову и никакой другой власти над собой не признают. Поскольку БНД собственных вооруженных сил не имела, она обратилась за помощью к атаману Семенову, который направил в ставку теократов отряд казаков под командованием начальника Верхнеудинского гарнизона полковника Корвин-Пиотровского. Л.-С. Цыденов, все министры и должностные лица теократического государства были арестованы и отправлены в верхнеудинскую тюрьму. Семеновцы позднее еще несколько раз арестовывали Л.-С. Цыденова и его ближайшее окружение. Балагатское движение продолжалось и после падения Семенова, после гибели в тюрьме Л.-С. Цыденова в 1922, вплоть до 1926.
Балагатское движение, развернувшееся в соответствии с древнейшим буддийским принципом «дхармавиджаи» («защиты с помощью учения-дхармы», см. Буддизм), в какой-то степени сумело временно защитить население Кижинги, части современных Хоринского и Еравнинского районов, от братоубийств, гражданской войны.
С.Ю. Лепехов
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей