АЛТАЙСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ. Первый этап Алтайского национального движения связан с зарождением алтайской национальной религии — бурханизма.
Данное религиозное течение, возникшее в 1904, способствовало созданию предпосылок для этнической консолидации алтайских народностей. Оно носило не только конфессионный но и социальный характер, поскольку служило формой протеста аборигенов Горного Алтая против политики царизма по русской колонизации края. Бурханизм сыграл значительную роль в формировании национального самосознания алтайцев, ставшего катализатором их выступлений против мобилизации на тыловые работы в годы Первой мировой войны.
После Февральской революции начался второй этап Алтайского национального движения (весна 1917 — март 1918), связанный с поиском форм национально-культурного самоопределения алтайцев. В апреле.— мае 1917 представители коренных этносов Горного Алтая, участвовавшие в работе Томского губернского собрания, поставили вопрос о создании институтов самоуправления алтайских народностей. Данная идея нашла поддержку среди областников, выступавших за автономизацию Сибири в составе России. В июле 1917 прошел съезд «представителей инородческих волостей Алтая», обратившийся к Временному правительству с просьбой о предоставлении алтайцам права на национальное самоопределение и выделении горной части Алтая в самостоятельную административную единицу. По инициативе участников съезда образован временный исполнительный орган власти —Алтайская горная дума (АГД), которая должна была выполнять функции национального самоуправления вплоть до решения Российским правительством вопроса о самоопределении алтайских этносов. Председатель думы был избран Г.И. Гуркин. В ее состав вошли представители алтайские этнические элиты: братья Тобоковы, К. Егуеков, С. Такачаков, В. Манеев, А. Козлов, С. Борисов. Почетным членом думы стал Г.Н. Потанин. АГД занималась решением проблем, связанных с определением форм местного самоуправления, организацией землеустроительных работ, созданием условий для развития национальной культуры. Осенью 1917 после отказа Временного правительства от рассмотрения вопроса о национальном самоопределении Горного Алтая часть национальной элиты переориентировалась на большевиков. Октябрьская революция привела к усилению ее политического размежевания, противостоянию между АГД и советами. В феврале 1918 под давлением Бийского уездного совета члены думы приняли решение о ее самороспуске.
Третий этап Алтайского национального движения (март 1918 — декабрь 1919) связан с борьбой за самоопределение Горного Алтая в форме национальной государственности. В марте 1918 в селе Улала прошел учредительный съезд инородных и крестьянских депутатов под председательством В.И. Анучина. В соответствии с постановлением съезда горная часть Алтая была выделена из Алтайской и Томской губерний в особую административную единицу — Каракорум-Алтайский округ. Делегаты съезда избрали орган исполнительной власти — Каракорум-Алтайскую окружную управу. В ее состав вошли Г.И. Гуркин, В.К. Манеев, Г.М. Токмашев, Сары-Сэп Канзчаков и Тибер-Петров. На съезде было принято решение о необходимости создания Ойротской республики в составе России. Декларирование возрождения ойротской государственности обусловливалось широким распространением бурханизма, ставшего идеологией Алтайского национального движения. Весной—летом 1918 в условиях нарастающей социально-политической поляризации общества произошли первые вооруженные столкновения между сторонниками «каракорумского правительства» и советов. После начала широкомасштабного конфликта между белыми и красными Алтайское национальное движение окончательно приобрело антисоветский характер. Каракорумская окружная управа выступила в поддержку правительства А. В. Колчака. Бескомпромиссная борьба различных политических сил в годы Гражданской войны привела к разрушению наметившейся этнокультурной консолидации алтайцев. В декабре 1919 после разгрома колчаковских войск и восстановления советской власти на Алтае Каракорумская окружная управа прекратила существование.
Четвертый этап Алтайского национального движения (1920—22) связан с вооруженным сопротивлением аборигенов Горного Алтая большевистской экономической политике. Его основной формой оставалось бурханистское движение. Несмотря на антисоветскую борьбу алтайцев, большевикам удалось осуществить в районах Горного Алтая собственную программу национально-государственного строительства. 1 июня 1922 декретом ВЦИК была образована Ойротская АО с центром в селе Улала (Горно-Алтайск). Создание ойротской автономии способствовало окончательному разгрому движения бурханистов.
Во второй половине 1980-х гг. в условиях перестройки начался новый этап Алтайского национального движения. В 1987 была создана первая региональная организация политического толка — экологический клуб «Катунь». Помимо охраны окружающей среды, его члены выступали за этнокультурное возрождение алтайского народа. В 1989 возникла общественная организация «Эне Тил» («Родной язык»), в состав которой вошли представители алтайской интеллигенции: В. Кыдыев, С. Танытпасов, А. Тодошев, С. Темеев, В. Киндикова, М. Сазанкин. Стержнем ее платформы являлась идея о сохранении и культивировании духовных ценностей алтайской народной культуры.
Процесс демократизации общественно-политической жизни в стране обусловил возрождение традиционных алтайских родовых подразделений. С 1989 в Горном Алтае началось восстановление зайсаната. Реанимация института зайсанов (родовых старейшин) стала одной из предпосылок выделения Горного Алтая из Алтайского края (см. Алтай, Республика).
Формирование современной алтайской государственности в составе России способствовало возникновению новых общественных объединений этнического толка. В начал 1990-х гг. одной из форм Алтайского национального движения стали бурханистские религиозные общины. В 1991 организована община «Ак-Бухарн», деятельность которой направлена на возрождение национально-религиозной идентичности алтайцев. К числу светских организаций относятся национально-культурные объединения «Керил-Берлик», «Тодош», «Ак-Санаа», «Эне-Алтай», нацеленные на этническую консолидацию алтайцев, обеспечение поступательного социально-экономического и культурного развития Горного Алтая.
Одной из форм Алтайского национального движения являлось движение за самоопределение малых народов Горного Алтая. В 1990-е гг. организованы Ассоциация малых народов Горного Алтая, Ассоциация северных этносов. В основе их платформы лежала идея о создании национально-культурной автономии в районах компактного проживания малочисленных алтайских народностей. Общественная организация «Энее Байат» выступала за образование телеутской национальной республики как формы духовно-культурного возрождения этноса.
В начале XXI в. Алтайское национальное движение продолжает играть значительную роль в общественно-политической жизни Горного Алтая. Оно пользуется широкой поддержкой коренного населения, выступающего за развитие социально-экономического и культурного потенциала региона в рамках национальной государственности. В этих условиях алтайская общественность пытается активно противодействовать инициативе федеральных властей по включению Республики Алтай в состав Алтайского края.
Лит.: Демидов В.Л. К социализму, минуя капитализм. Новосибирск, 1970; Модоров Н.С. История и культура Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1991; Казанцев Л.Ю. Экономические процессы в Республике Алтай в 1985—1993 гг.//Горный Алтай. Исторический сб. Горно-Алтайск, 2007. Вып. 11; Социальная история Горного Алтая. Горно-Алтайск, 2007. Ч. 1.
Н.С. Модоров
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей