АЛТАЙСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС, самый крупный жанр фольклора алтайцев, поныне бытующий в народной среде под названием «кай чёрчёк» — «сказка, исполняемая горловым пением».
Эпос называли сказками или богатырскими сказками (В.И. Вербицкий, Г.Н. Потанин, В.М. Жирмунский); былинами (А. Калачев, А.С. Орлов, А.Л. Коптелов); героическими поэмами (Н.А. Баскаков, Л.П. Потапов); национальным термином «кай чорчок» (С.С. Суразаков). Отличия героических сказаний от сказки в том, что они, несмотря на фантастичность и мифологичность элементов, на разных уровнях философски отражают реальные явления жизни народа; в них охватываются широкомасштабные, общенародные события, а не частные проблемы морали, как в сказках. Мотив героической борьбы главного действующего персонажа с чудовищами и противниками-каанами всегда составляет основу сказаний. Обширный по объему (от 900 до 7—8 тыс. стихотвоных строк) произведения героико-эпического содержания имеют стихотворную структуру и исполнялись под аккомпанемент национального музыкального (щипкового) инструмента топшуура горловым пением (кайчи-сказители Н. Улагашев, О. Алексеев, А. Калкин, С. Савдин, А. Марков, Ш. Марков, Г. Бутуев и др.) или без музыкального сопровождения речитативом (Е. Таштамышева, Н. Черноева, К. Кокпоева, Ф. Чолухоев, Н. Ялатов, Т. Чачияков и др.) на протяжении 1 или нескольких дней. Первый исследователь алтайского фольклора С.С. Суразаков (1925—80) выделил 3 этапа развития героических сказаний. 1. Период становления патриархальной семьи и рода. Героические сказания раннего этапа определяются как «охотничий эпос», в котором богатыри-охотники ведут борьбу с противниками-чудовищами. В ходе дальнейшего развития эпоса образ богатыря-охотника постепенно трансформируется в богатыря-воина. 2. Период возникновения раннефеодальных отношений, военной демократии и Тюркского каганата. Богатыри-охотники и богатыри-воины сменяются каанами-предводителями родоплеменных объединений и союзов, которые ведут борьбу с захватчиками. Они становятся защитниками племен, покоренных каанами-врагами. 3. Период патриархально-феодальных отношений, когда племена Алтая оказались в составе Монгольского и Джунгарского ханств на положении данников. Традиционный эпос наполняется мотивами социального характера, появляются черты классовости. Алтайские героические сказания имеют общие черты с эпосом других близкородственных тюркоязычных и монголоязычных народов: киргизов, казахов, узбеков, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов, монголов, бурят. Близость орхонских надписей и героического эпоса предполагают для них единый стилевой источник — торжественно-приподнятую патетическую речь, которая уходит корнями в глубокую древность. Алтайский героический эпос представлен такими крупными произведениями, как «Маадай-Кара», «Очы-Бала», «Алтай-Буучай», «Когутей», «Алтын-Мизе», «Ёлёнгир» и др.
Лит.: Баскаков Н.А. Алтайский фольклор и литература. Горно-Алтайск, 1948; Суразаков С.С. Героическое сказание о богатыре Алтай-Буучае. Горно-Алтайск, 1961; Он же. Алтайский героический эпос. М., 1985; Казагачева З.С., Каташев СМ. Алтайские героические сказания. Новосибирск, 1997 (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 15); Казагачева З.С. Алтайские героические сказания «Очи-Бала», «Кан-Алтын»: Аспекты текстологии и перевода. Горно-Алтайск, 2002.
М.А. Демчинова
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей