АЛТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Возникновение Алтайской литературы связано с историей вхождения алтайцев (одного из тюркоязычных этносов, проживающих на юге Западной Сибири, в основном на территории горной системы Алтай) в состав Российского государства. Наиболее важное значение имело творчество первого алтайского писателя из среды просветителей-священнослужителей М.В Чевалкова (1817—1901). Автобиографическое сочинение «Жизнь Чевалкова», позже дополненное и переработанное под названием «Памятное завещание» (1894), стихотворения, поэмы и басни на общественно-политические, этические темы явились первыми письменными произведениями на алтайском языке, яркими образцами духовной поэзии и басенного жанра.
С обретением регионом статуса автономии в 1922 начинается приобщение народа к грамоте, развитие образования, издательской деятельности. В газеты, буквари, учебники, изданные на алтайском языке, включаются первые произведения начинающих писателей. В 1930-е гг. в Алтайской литературе утверждается реалистичный метод, развиваются лирические, эпические, лиро-эпические жанры. Значительную роль в формировании современной литературы процесса на Алтае сыграло творчество поэта, писателя и драматурга П.В. Кучияка, автора стихов, поэм, незавершенного романа «Адыйок», пьес (наиболее известна драма «Чейнеш»), а также М. Мундус-Эдокова, П. Чагат-Строева.
На 1960—90-е гг. приходится расцвет Алтайской литературы. Важную роль сыграло взаимодействие литератур народов, входивших в СССР, писательских организаций, интенсивная переводческая деятельность. Большинство алтайских писателей прошли учебу в Литературном институте им. А.М. Горького, приобщаясь к традициям русской и мировой классики. В начале 1960-х гг. утверждаются прозаичные жанры: роман, повесть, рассказ, очерк. Значимыми явлениями стали романы Л. Кокышева «Арина» (1959) и «Созвездие Мечин» (1969), И. Шодоева «Трудные годы» (1967), Э. Палкина «Алан» (1978), повести Ч. Чунижекова «Мундузак», И. Кочеева «Искра» (1962), «Кедры шумят» (1965), А. Саруевой «Человек рожден для счастья» (1967), Д.Б. Каинчина «Голова жеребца» (1972), «Крик с вершин гор» (1976), «С того берега» (1980), К. Телесова «Где та дорога» (1968), «Следы на камнях» (1966), Б.У. Укачина «Цвет времени» (1971), «Маралы священных гор» (1971), «Убить бы мне голод» (1981), А.О. Адарова «Дорога в большой мир» (1979), И. Шодоева «Качук» (1989) и др. В ряду других жанров утверждается традиционная эпическая, лиро-эпическая и художественно-документальная повесть. Рассказ представлен своими жанровыми разновидностями (психологическая, лирическая, юмористическая, фантастическая и др.). Композиция и характерология рассказов отличаются богатством и разнообразием. Вершинные произведения в данном жанре создают Д. Каинчин, А. Ередеев, К. Телесова.
В 1990-е гг., после того как вновь открывается национальный драматический театр (был закрыт в начале 1950-х гг.), появляются инсценировки поэм Л. Кокышева «Маарка», «Патей», «Туба», романа «Арина», драмы «Туманный Аргут»; театрализуются народные обряды и игры, сказки, эпические сказания. Значимым явлением стала постановка пьесы М. Назаренко «Месяц малой жары» по мотивам повести Б. Укачина «Горные духи» (1979). Известный алтайский прозаик Д. Каинчин по мотивам своих произведений написал пьесы «Встреча в тайге» (1979) и «Крик с вершин гор».
Современная алтайская проза отличается сложной поэтикой, разнообразием сюжетосложения. Современный художественный прозаический язык характеризуется богатством интонаций, ритмики и фоники, эмоциональной образностью. Алтайская лирика разножанрова, в ней происходит интенсивный художественный поиск. Активно переосмысливаются традиционные лирические жанры и национальные жанровые формы, старые формы обретают новые художественные функции. В творчестве Б. Бедюрова, Б. Укачина, А. Ередеева, Ш. Шатинова обретают жизнь двустишия (эжерликтер), четверостишия (экчеликтер), своды мыслей (дептер), вязь, узоры (чинмерилер). Алтайские поэты творчески трансформируют и жанровые традиции мировой поэзии — восточная и западная (восьми- и четверостишия, танка, верлибр и др.), а также достижения поэтов других народов — Р. Гамзатова, К. Кулиева, Д. Кугультинова и других. Из наиболее значимых следует назвать поэму Л. Кокышева «Туба» (1958) и драму «Туманный Аргут» (1969), поэмы Э. Палкина «Амыр» (1959), «Голубое небо» (1991), «Черное пламя» (1964), П. Самыка «Алжир» (1964), «Руки отца» (1972), А.О. Адарова «Двери» (1967), «Тоньюкук» (1971), Б. Укачина «Одинокий домик среди белых снегов» (1982). В современной поэзии Алтая переплетаются фольклорные и реалистичные традиции, преломляется опыт отечественной и мировой поэзии.
В 1980—90-е гг. алтайские литераторы обращаются к осмыслению исторического прошлого. Художественными достижениями являются романы А. Адарова «Синяя птица смерти» (1990) и «Огонь, пронзивший сердце» (2001), его венки сонетов, повести и рассказы Д. Каинчина, К. Телесова (например, сатирическая повесть «Я — Сандраш», 1989).
В конце XX в. интенсивно развивается драматургия. В начале 1980-х гг. известный алтайский поэт и прозаик А.О. Адаров создает пьесы «Странный человек» (1987), «Женитьба Абайима» (1986), «Век испытаний» (1989), «Письмо из каганата» (о древних тюрках, известных древнетюркских каганах и правителях, 2000). Теме исторического прошлого, взаимоотношениям ойратов с Джунгарским ханством в XVII в. посвящена трагедия поэта К. Кошева «И взойдет твоя заря» (1996). В центре внимания другие его пьесы «Сотворение времени» (1997) — многогранная личность одного из основоположников алтайской реалистичной литературы, поэта, прозаика, драматурга, актера, собирателя и публикатора фольклора алтайцев П.В. Кучияка.
Лит.: Поэзия тюрков VI—VIII веков. М., 1965; Казагачева 3. С. Зарождение алтайской литературы. Горно-Алтайск, 1972; Палкина Р.А. Роман в литературах народов Южной Сибири: формирование и развитие жанра в связи с эволюцией прозы. Горно-Алтайск, 1979: Древняя поэзия //Поэзия древних тюрков VI—VIII вв. М., 1993: Тарбанакова СП. Пути развития театров Южной Сибири. Горно-Алтайск, 1994; Чинина Э.П. Русская литература XIX в. и становление письменной алтайской литературы. Горно-Алтайск, 1997: Киндикова Н.М. Алтайская литература в системе тюркских литератур. Горно-Алтайск, 2000.
Р.А. Палкина
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей