Оглавление
«Старший сын» — комедия Александра Вампилова, написанная в 1967.
История создания
Самые ранние записи Вампилова, относящиеся к пьесе «Старший сын», датируются 1964 годом: название — «Мир в доме Сарафанова», будущие персонажи: Сарафанов Алексей Николаевич — полковник в отставке, Эмма — его дочь, Вася — его сын, девятиклассник, Забродин — студент на каникулах, Кемеровская — машинистка, Чистяков — инженер.
Еще раньше в записных книжках Вампилова упомянуты имена и характеристики будущих персонажей, отличные от конечного варианта: Николай Забродин — студент на каникулах, физик (22), босяк и фаталист (озлоблен). Алексей Николаевич Сарафанов — настройщик (50), добряк, жизнелюб, все понял и все простил, мягкий человек. Любит работу. Оленька Сарафанова — девушка, пробивающаяся на сцену. Трезва, холодна, но мила и т. д. Грета Комаровская — женщина, которая ждет случая. Секретарь-машинистка. Васенька Сарафанов — инфант, начинающий забулдыга, за спиной два первых курса. Юрий Чистяков — инженер, человек с московской пропиской, жених Оленьки.
Первый вариант пьесы был создан в 1965 году и опубликован отрывками под названием «Женихи» 20 мая 1965 года в газете «Советская молодёжь». В 1967 году пьеса носит название «Предместье» и в 1968 году печатается в альманахе «Ангара».
В 1970 Вампилов дорабатывает пьесу для издательства «Искусство», где «Старший сын» вышел отдельным изданием.
Драматург Алексей Симуков сохранил письмо Вампилова, в котором тот разъясняет действия Бусыгина:
«…В самом начале… (когда ему кажется, что Сарафанов отправился прелюбодействовать) он (Бусыгин) и не думает о встрече с ним, он уклоняется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова просто так, из злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в некотором роде. Почему бы этому (отцу) слегка не пострадать за того (отца Бусыгина)? Во-первых, обманув Сарафанова, он все время тяготится этим обманом, и не только потому, что — Нина, но и перед Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести. Впоследствии, когда положение мнимого сына сменяется положением любимого брата — центральной ситуацией пьесы, обман Бусыгина поворачивается против него, он приобретает новый смысл и, на мой взгляд, выглядит совсем уже безобидным»[1]
Персонажи
- Бусыгин
- Сильва
- Сарафанов
- Васенька
- Кудимов
- Нина
- Макарская
- Две подруги
- Сосед
Сюжет
Холодным весенним вечером Бусыгин и Сильва, только что познакомившиеся в кафе, провожают до дома подруг, рассчитывая на продолжение отношений. Однако у самого дома девушки дают им от ворот поворот — и молодые люди, поняв, что опоздали на электричку, ищут ночлег, но — «никто не открывает. Боятся». Случайно они видят выходящего из дома Сарафанова, слышат его имя и решают воспользоваться этим: зайти в его квартиру, представившись знакомыми, и хотя бы погреться. Однако в разговоре с Васенькой, сыном Сарафанова, Сильва неожиданно сообщает, что Бусыгин — его брат и сын Сарафанова. Вернувшийся Сарафанов принимает эту историю за чистую монету: в 45-м у него был роман с девушкой из Чернигова, и теперь ему хочется верить, что Володя действительно его сын.
Утром друзья пытаются бежать из гостеприимного дома, но Бусыгин чувствует себя обманщиком: «Не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову» — и, когда Сарафанов вручает ему семейную реликвию — серебряную табакерку, которая всегда передавалась старшему сыну, он решает остаться.
Так у Бусыгина появляются «отец», «брат» и «сестра», и ему приходится подключиться к решению семейных проблем. Младший брат, 10-классник Васенька, влюблен в соседку — 30-летнюю Макарскую, секретаря в суде, но она смеется над его чувствами, и Васенька хочет бежать из дома; Бусыгину удается уговорить его остаться. Сильва, которому Макарская понравилась, заигрывает с ней, и взбешенный Васенька поджигает дом изменницы. Макарская изумлена: она не ожидала от мальчика такого поступка и теперь готова отнестись к нему серьезно.
Параллельно развивается и вторая любовная история: Бусыгин влюбляется в свою новообретенную «сестру», но она собирается выйти замуж за курсанта-летчика и уехать с ним на Сахалин. Нина и Бусыгин чувствуют взаимную симпатию, и оба жалеют, что оказались «родственниками». Не выдержав, Бусыгин разоблачает себя, признаваясь при этом Сарафанову: «Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын». «Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном», — отвечает ему Сарафанов, и Бусыгин остаётся в их доме.
Критика о пьесе
Марк Липовецкий:
«Проходимец Бусыгин в буквальном смысле становится надеждой и опорой разваливающегося дома. За идею старшего сына как за соломинку хватаются Сарафанов и его дети… И Бусыгин внезапно чувствует себя ответственным, это выражается в том, что он не только длит затеянный Сильвой обман, но и становится участником внутрисемейных обманов. Маска, роль, заведомо неправдивая, неожиданно отвечает внутренней потребности Бусыгина быть кому-то нужным, принадлежать дому, быть любимым, быть членом семьи». [2]
Владимир Клименко:
«Вампилов постепенно и ненавязчиво подводит нас к мысли, что родство людей по духу важнее родственных уз, а отзывчивость сердца — главнейшее человеческое достоинство… Душа Бусыгина преображается под влиянием встречи с Сарафановым. Пожилой музыкант, неудачник и «блаженный», по мнению бросившей его жены, на самом деле являет собой вместилище лучших чувств».[3]
Театральные постановки
Первая постановка
1969, ноябрь — Иркутский драматический театр, режиссёр В. Симоновский (в подготовке спектакля участвовал сам Вампилов). В ролях Тамара Панасюк — Наталья, Геннадий Марченко — Васенька Сарафанов. Спектакль был в репертуаре театра 11 лет[4].
Известные постановки
- 1972 — Театр им. М. Н. Ермоловой, режиссер Г. Косюков
- 1983 — опера «Старший сын», композитор Г. Гладков, [[Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко
- 1992 — Театр без декораций
- 2002 — Театр на Покровке п/р Сергея Арцибашева
- 2005 — Екатеринбургский государственный академический театр драмы
- 2008 — Московский театр-студия п/р Олега Табакова, режиссёр Константин Богомолов
- Театр Гешер, режиссёр Лена Крейндлина[5]
- Театр на Таганке, режиссёр Юрий Погребничко
- 2011 - Красноярский театр драмы им. А.С. Пушкина, режиссёр Никита Рак, режиссёр-постановщик Олег Рыбкин.
Экранизации
- 1976 — «Старший сын» — режиссёр Виталий Мельников, в ролях Евгений Леонов — Андрей Григорьевич Сарафанов, Наталья Егорова — Нина Сарафанова, Владимир Изотов — Васенька Сарафанов, Николай Караченцов — Владимир Бусыгин, Михаил Боярский — Сильва (Семён Севостьянов), Светлана Крючкова — Наталья.
- 2006 — «Старший сын» — режиссер Марюс Вайсберг, в ролях Раде Шербеджия — Макс (Андрей Григорьевич) Сарафанов, Лили Собески — Лолита (Нина Сарафанова), Рейли МакКлендон — Никита (Васенька) Сарафанов, Шейн Уэст — Бо (Владимир Бусыгин), Эрик Бальфур — Скип (Сильва), Реджина Холл — Сьюзен (Наталья).
Примечания
- О Вампилове: Воспоминания и размышления // Вампилов А. Дом окнами в поле. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981. С. 612—613) цит. по: Комментарии Т. Глазковой
- Липовецкий М. Н. Маска, дикость, рок (перечитывая Вампилова) // Литература. — 2001. — № 2
- Клименко В. Жажда добра. Заметки о творчестве Александра Вампилова
- Воспоминания актёров, игравших в первой постановке «Старшего сына» в Иркутске // Областная газета
- Театр Гешер
Ссылки
- Текст пьесы на сайте Lib.ru
- Воспоминания актёров, игравших в первой постановке «Старшего сына» в Иркутске // Областная газета.
- Глазкова Т.. Комментарий к тексту пьесы
- Клименко В. Жажда добра. Заметки о творчестве Александра Вампилова.
- Лейдерман Н.Л., Липовецкий М. Н. Александр Вампилов // Современная русская литература. — М., 2001. — Книга вторая: 70-е годы. — С.184—194.
- Липовецкий М. Н. Маска, дикость, рок (перечитывая Вампилова) // Литература. — 2001. — № 2.
- Сушков Б. Ф. Александр Вампилов. — М., 1989. — С.84-126