ИРКИПЕДИЯ - портал Иркутской области: знания и новости
Published on ИРКИПЕДИЯ - портал Иркутской области: знания и новости (http://irkipedia.ru)

Главная > Гофман, Генрих Борисович

Гофман, Генрих Борисович

Оглавление

  • 1. Энциклопедическая справка
  • 2. «Товарищ Гофман смотрел смерти в лицо»
  • 3. Сочинения

"Гофман, Генрих..." в новостях:

  • Иркутскому областному художественному музею передали 13 портретов Героев Советского Союза
Ещё результаты

Генрих Борисович Гофман (28 февраля 1922, г. Иркутск, РСФСР – 22 мая 1995, г. Москва, РФ) — советский офицер, полковник, лётчик, Герой Советского Союза. Писатель.

Энциклопедическая справка

Родился в семье служащего. Когда Генрих чуть подрос, семья переехала из Иркутска в Москву. В школу пошел уже в столице. 

С детства интересовался авиацией. Параллельно с учебой в школе он начал заниматься в аэроклубе и успешно окончил его. В 1940 году по комсомольскому набору пошел в авиацию. Вскоре его призвали в ряды Красной армии.

В 1942 году окончил Чкаловскую военно-авиационную школу летчиков и отправился на фронт. К августу 1944 года старший лейтенант Гофман, уже заместитель командира эскадрильи 622-го штурмового авиационного Севастопольского Краснознаменного полка 214-й штурмовой авиационной дивизии 15-й воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта, совершил 96 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника, железнодорожных станций, складов боеприпасов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Гофману Генриху Борисовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Весь свой боевой путь — от рядового летчика-сержанта до командира эскадрильи — Генрих Гофман пролетал на одном самолете Ил-2. К концу войны на его машине насчитывалось около 600 пробоин от огня зенитной артиллерии и истребителей противника. За сохранность самолета в боевых условиях авиаконструктор Сергей Ильюшин лично подарил Гофману свою новую машину Ил-10.

После войны поступил в Краснознаменную Военно-воздушную академию, окончил её в 1950. До 1962 продолжал служить на командных должностях в ВВС. После демобилизации занялся литературным трудом. Писать Гофман начал до войны, а в 1957 увлечение стало еще одним призванием. Член Союза писателей с 1966. В своих произведениях — документальных повестях и очерках — Г.Б. Гофман знакомит читателей с образами советских летчиков, парашютистов, планеристов. Проза Гофмана основана на документах. Например, его повесть «Сотрудник гестапо» посвящена подвигу офицера-разведчика Дубровского. В книге «Герои Таганрога» в полухудожественной форме описана история таганрогского подполья — одного из самых мощных на оккупированной территории СССР.

Награды: медаль «Золотая Звезда», 3 ордена Красной Звезды, 2 ордена Боевого Красного Знамени, орден Отечественной войны I ст., орден Дружбы народов, орден Ленина. Лауреат премии имени А.Фадеева.

Имя Г.Б. Гофмана увековечено в памятнике, установленном на Сапун-горе под Севастополем.

«Товарищ Гофман смотрел смерти в лицо»

Из донесения командира 622-го штурмового авиационного Севастопольского Краснознаменного полка, Героя Советского Союза, подполковника Емельянова 11 августа 1944 года:

«Товарищ Гофман Генрих Борисович на фронтах Отечественной войны с марта 1943 года. От рядового летчика до заместителя командира эскадрильи — таков путь славного освободителя. За это время он показал себя мужественным, отважным, бесстрашным летчиком-штурмовиком, его жизнь принадлежала Родине, во имя ее он десятки раз смотрел в лицо смерти и всегда выходил победителем».

Мастерство Гофмана как летчика вызывало удивление и восхищение. Во время битв за Кавказ, Керчь, Крым и Севастополь в зоне сильного зенитного огня он снижался до бреющего полета и в упор поражал живую силу и технику противника. Вот несколько описаний вылетов Генриха Гофмана (из донесения подполковника Емельянова):

«В сентябре 1943 года Верховный главнокомандующий поставил перед войсками Северо-Кавказского фронта задачу сломать сильно укрепленную оборонительную линию противника на Северном Кавказе, названную голубой линией, и последовательными ударами очистить Кавказ от немецких полчищ. ...26 сентября Гофман ведомым в составе четырех самолетов Ил-2 вылетел на штурмовку «голубой линии». Цель была прикрыта сильными зенитными средствами. Группу самолетов встретила стена сплошного заградительного огня. Товарищ Гофман, умело маневрируя, отыскивал цели и метко поражал их. В результате ряда дерзких атак он уничтожил четыре автомашины с боеприпасами, разрушил два блиндажа и подавил огонь одной точки ЗА (зенитной артиллерии). Наземное командование прислало в часть телеграмму с благодарностью за оказанную помощь.

...27 сентября ведомым в составе пяти самолетов Ил-2 штурмовал передний край «голубой линии» в районе юго-восточнее станицы Вышестеблиевской. Внезапно подойдя к цели, товарищ Гофман прямым попаданием бомб взорвал склад с боеприпасами, рядом последующих атак подавил огонь одной артиллерийской батареи противника, зажег два дома, превращенных немцами в сильный узел сопротивления.

...6 ноября 1943 года заместителем ведущего группы из пяти самолетов вылетел на штурмовку контратакующих войск противника в районе Эльтиген на Керченском полуострове. В этом районе немцы сосредоточили живую силу и технику для броска в контратаку против нашего десанта; товарищ Гофман вместе с другими ведомыми всей мощью своей боевой машины обрушился на расположение танков и пехоты противника. Одновременно со штурмовкой Гофман доразведал точное рассредоточение пехоты и танков противника. В результате действий группы контратака немцев была сорвана. Успешность действий группы подтверждена начальником штаба 318-й Новороссийской стрелковой дивизии.

Когда противнику, имевшему на Керченском полуострове преимущество в живой силе и технике, удалось потеснить наш десант к берегу пролива и блокировать его с моря, полку была поставлена задача обеспечить десантников боеприпасами и продовольствием. Наши войска удерживали только узкую полосу берега, куда надо было сбрасывать мешки. Подходы к этому району простреливались всеми зенитными средствами и полевой артиллерией. За 22 вылета Гофман доставил 44 мешка с продовольствием и боеприпасами.

При продвижении наших войск в направлении города Керчи от места высадки десанта в северной части Керченского полуострова противник создал сильно укрепленный опорный пункт на высоте Безымянной северо-восточнее Булганака, что не давало возможности дальнейшего продвижения. С этой высоты противник обстреливал наши передовые части и подходящие резервы в трех направлениях. Нужно было во что бы то ни стало подавить огневые средства противника на высоте Безымянной и дать возможность нашим наземным войскам продвигаться вперед. Поразить цель можно было или с отвесного пикирования, или с бреющего полета бомбами замедленного действия. Цель была прикрыта сильным огнем зенитной артиллерии и истребительной авиацией.

Гофману было приказано в составе группы пяти самолетов Ил-2 подавить огневые точки противника на высоте Безымянной. 19 января 1944 года он вылетел на выполнение ответственного задания. Путь перекрыли четыре вражеских Ме-109, завязался бой. Попытка немцев разбить боевой порядок группы не удалась. Плотным строем на бреющем полете, грамотно маневрируя в сплошном зенитном огне, группа вышла точно на цель и бомбовым ударом посеяла панику в рядах противника, а последующими заходами пушечно-пулеметным огнем товарищ Гофман лично подавил огонь двух батарей ЗА противника и уничтожил 15 человек пехоты. После атаки с неба наши наземные части заняли высоту Безымянную. Об успешности действий группы говорит подтверждение наземного командования, в котором всем участникам группы объявлена благодарность».

Сочинения

  1. Самолет подбит над целью: Повесть. — М., 1959 (Библиотечка военных приключений)
  2. Летный характер: (Рассказы о летчиках Севастопольского полка). — М., 1960 (Библиотечка журнала "Советский воин")
  3. Владимир Ильюшин. — М., 1961 (Герои-современники)
  4. Прыжок от солнца. — М., 1963 (Герои-современники)
  5. Взлет продолжается. — М., 1964
  6. Рождение подвига: Рассказы о летчиках. — М., 1964
  7. Крылатая семья. — М., 1965
  8. Герои Таганрога: Документальная повесть. — М., 1966
  9. Испытатели. — М., 1966
  10. Орлиное племя: Документальная повесть. — М., 1969
  11. Черный генерал. — М., 1970
  12. Черный генерал: Двое над океаном. — М., 1975
  13. Сотрудник гестапо. — М., 1978
  14. Не ради славы: Повести. — М., 1980
  15. Мои современники: Документальные повести. — М., 1982
  16. Повести. — М., 1982

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Контышева Ольга | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 июня 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Персоналии: исторические личности | Военнослужащие | Герои Советского Союза и России | Литераторы | Персоналии по теме "Искусство" | Иркипедия | Персоналии по теме "Власть. Политика. Общество" | Иркутск | Родились: 1922, 28 февраля, Иркутск | Скончались: 1995, 22 мая | Имели специальность: Военные лётчики, Лётчики гражданской авиации, Писатели | Награждены: Герои Советского Союза, Кавалеры ордена «Золотая звезда России», Кавалеры ордена Боевого Красного Знамени, Кавалеры ордена Дружбы Народов, Кавалеры ордена Красной Звезды, Кавалеры ордена Ленина, Кавалеры ордена Отечественной войны, Лауреаты литературных конкурсов и премий, Полковники | Дополнительно: Люди, в честь которых установлены памятники, Участники Великой Отечественной войны, Члены союзов писателей

Источник: http://irkipedia.ru/content/gofman_genrih_borisovich