ИРКИПЕДИЯ - портал Иркутской области: знания и новости
Published on ИРКИПЕДИЯ - портал Иркутской области: знания и новости (http://irkipedia.ru)

Главная > Дороги Иркутской губернии до 1917 г.

Дороги Иркутской губернии до 1917 г.

Во второй половине девятнадцатого столетия Иркутск был связан сухопутными дорогами со многими населёнными пунктами Восточной Сибири, включая пункты Дальнего Востока.

В летописи Н. С. Романова в записи за 1875 год приводится

«время хода почт из разных мест Восточной Сибири до Иркутска при хорошей погоде и в распутицу. Из Красноярска — 7-15 дней, Ачинска — 8-16, Енисейска — 9-17, Минусинска — 10-18, Канска — 6-14, Нижнеудинска — 3-7, Якутска — 17-40, Селенгинска — 3-7, Верхнеудинска — 4-8, Троицкосавска — 5-10, Читы — 5-12. Нерчинска — 10-14, Сретенска — 10-15, Александровского Завода Забайкальской области — 13-18, Шелопугина— 12-18, Благовещенска— 18-30, Хабаровска — 25-35, Казакевичевой — 38-60, Николаевска — 27-74, Де-Кастри — 64-81, Залива Свя­той Ольги — 80-112, Новгородского поста — 60-69, Камень-Рыболов — 48-78, с острова Сахалина — 77-86».

В тех же записях летописи Н. С. Романова на примере доставки грузов на Ниже­городскую ярмарку приводится организация транспорта в 1891 г.:

«С 10 по 17 янва­ря отправлено на Нижегородскую ярмарку байховых чаёв 5900 ящиков и кирпич­ных 2500 ящиков. Ещё в декабре месяце замечался некоторый недостаток в томс­ком ямщике. Такое явление не редкость и за прошлые годы, когда в таких случаях доставщики отдавали обыкновенно свои товары иркутскому ямщику. Но в нынеш­нем году ввиду ограничений отправки последним отказали, а воспользовались в виде опыта отправкою так называемой бесконной, т. е. отправкой по дистанциям. Таких дистанций или, иначе сказать, пунктов перегрузочных от Иркутска до Томска считается восемь, и по примерному соображению должна обойтись доставка по четыре рубля за ящик, помимо дорожных расходов жалованья служащего кон­воира. Для наглядности приводятся цифры:

  • от Иркутска до с. Зима за 225 вёрст по 10 коп. за место;

  • от с. Зиминского до Тулуна 135 вёрст по 30 коп. за место;

  • от с. Тулун до Нижнеудинска за 105 вёрст по 30 коп. за место;

  • от г. Нижнеудинска до Канска за 360 вёрст по 80 коп. за место;

  • от г. Канска до Берёзовки за 215 вёрст по 50 коп. за место;

  • от с. Берёзовки до Ачинска за 160 вёрст по 35 коп. за место;

  • от г. Ачинска до Мариинска за 180 вёрст по 35 коп. за место;

  • от г. Мариинска до Томска за 210 вёрст по 70 коп. за место.

Считая, что лошадь может везти семь мест, заработок одной лошади на версту придётся от 1 1/3 коп. до 2 1/3 коп, а надень, считая 50 вёрст, от 63 коп. до 1 руб. 11 коп. Такого рода отправки практиковались и ранее весной и осенью и при высокой провозной цене. Но когда явилась конкуренция в виде отправки сплавом по р. Ан­гаре до Енисейска, первая почти утратила своё значение, а между тем общая выгода от этой конкуренции должна быть несомненна для отправителя в удешевлении про­воза, для ямщика-крестьянина — в более короткой отлучке из дома».

Особыми дорогами являлись дороги прогона скота. Чаще всего скот перегонял­ся вдоль трактов и дорог, связывающих населённые пункты. Но были и прогонные дороги, проложенные отдельно от проезжих дорог.

Так, минусинский купец Н. Ф. Веселков в июле 1872 г. пригнал в Иркутск из Монголии через Улясутай, озеро Косогол и Тунку гурт скота. Этот путь позволил купцу сдать скот мясоторговцам почти вдвое дешевле существовавшей рыночной цены. В дальнейшем Н. Ф. Весел­ков намеревался не только продолжить, но и более развить своё предприятие по обеспечению Иркутска мясом, а через Иркутск — Олёкминские золотые прииски.

С началом освоения золотоносных месторождений Бодайбинского района прокла­дываются в эти местности сухопутные дороги. Конечно, первые дороги в эти се­верные районы были весьма труднопроходимыми. Прокладывались и новые доро­ги. В 1878 г. в Жигалово и Илгу от деревни Малышовки через Березовский хребет прокладывается новая дорога, которая позволила беспрепятственно доставлять обозы с товарами. Золотопромышленники не оставались в стороне от строитель­ства и благоустройства транспортных путей в промышленные районы. Так, на сред­ства иркутского купца-золотопромышленника Сибирякова в 1881 г. были проложены две колёсные дороги. Одна шла от Илимска до села Большая Мамырь, рас­положенного на Ангаре, а другая связывала село Усть-Кут на Лене и деревню Муки. Наряду со строительством новых дорог производился и ремонт уже существую­щих.

Особое внимание уделялось, конечно, основному, самому старому, Москов­скому тракту. Серьёзный ремонт и благоустройство Московского тракта на участке между Иркутском и Красноярском произвёл инженер путей сообщений Н. Н. Добачевский, которого специально для этой цели пригласил генерал-губернатор граф А. П. Игнатьев. Кстати сказать, Н. Н. Добачевский был весьма известен в среде специалистов. Он производил изыскания железнодорожного участка пути от Том­ска до Ачинска. А ранее принимал участие в работах по сооружению канала через Панамский перешеек.

С началом двадцатого столетия начинаются изыскания северных транспортных путей. В 1903 г. работала экспедиция, целью которой было определение направле­ния Нелькан-Аянского пути. В составе этой экспедиции работали два студента А. А. Ховрин и И. М. Щеголев, направленные Московским университетом. В 1905 г. в Иркутской губернии работали две поисковые экспедиции, организованные Ми­нистерством путей сообщений. Одна из них под руководством инженера Бликса должна была выяснить возможность устройства железной или грунтовой дороги от села Бунбуйского и до села Братского на реке Ангаре. К этому времени Братск-Острожный соединялся с Тулуном фунтовой дорогой длиной 328 км, проложен­ной ещё в 1898 г.

Немало внимания уделялось северным дорогам Иркутской губер­нии на большом совещании, прошедшем в 1908 г. в Иркутске под председательством губернатора. Совещание продлилось три дня —27, 28 ноября и 3 декабря. На этом совещании присутствовало более 50 лиц из состава администрации и коммер­ческого мира. Транспортные сухопутные пути, связывающие северные регионы Сибири с центральными районами Сибири и европейской части России, постоян­но привлекали отечественных специалистов и общественность.

В появившейся в Иркутске 17 января 1908 г. книге иркутского купца, путешественника, открывателя новых северных дорог А. М. Сибирякова «О путях сообщения Сибири и морских сношениях её с другими странами» автор немалое внимание уделил развитию северных сухопутных дорог. В номере газеты «Сибирь» за 9 декабря 1909 г. сообщалось о выступлении на заседании Петербургского Общества изучения Сибири и улучшения её быта члена Государственной думы от Томской губернии Н. В. Некрасова с докладом на тему «О проектах северо-сибирских вывозных путей».

Сеть сухопутных дорог Иркутской губернии постоянно расширялась, захваты­вая всё более дальние и дальние от центра местности. Даже приход в Сибирь и да­лее на Дальний Восток железной дороги, а вместе с этим и улучшение работы вод­ного транспорта, особенно на Байкале, не уменьшали значение сухопутных дорог в этих районах. Дальнейшие события, наоборот, подчеркнули увеличивающуюся важность сухопутных дорог.

29 декабря 1900 г., сломав вал с лопастями, вышел из строя ледокол «Байкал». Чтобы не прервался поток грузов в Забайкалье и на Дальний Восток, переправа через Байкал совершалась с привлечением гужевого транспорта. Но этого оказа­лось недостаточно, и товары значительно задерживались в пути. Поэтому в январе 1901 г. грузы на восток дополнительно перевозились по существующим дорогам гужом мимо Иркутска.

Также были организованы перевозки гражданских грузов параллельно железной дороге во время военных действий на Дальнем Востоке в 1905 г. По этому поводу иркутским губернатором 10 июля получена телеграмма от начальника военных сообщений Левашёва, в которой говорилось, что ввиду пол­ной загрузки железной дороги военными грузами необходимо для гражданских нужд организовать гужевые перевозки по старому Сибирскому тракту. Практически та­ким путём уже с начала января этого года грузы из Томска доставлялись на Амур.

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1. 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркутские повествования. 1661 — 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А.К. Чернигов. Иркутск: «Оттиск», 2003. | Имперский период (1721-1917) | Иркутск

Источник: http://irkipedia.ru/content/dorogi_irkutskoy_gubernii_do_1917_g#comment-0