Забайкальская железная дорога - открыта в 1900, в составе законченных постройкой участков Иркутск — Байкал и Мысовая — Сретенск.
В 1901 к ней присоединена т. наз. Кайдаловская ветвь от Китайского раз’езда до ст. Маньчжурия. Позднее отстроен участок Танхой-Мысовая, а в 1905 открыт строившийся под названием Кругобайкальской ж. д. участок от Байкала до Танхоя. В настоящее время в состав З. ж. д. входит, кроме перечисленных линий, зап. часть б. Амурской ж. д. от ст. Куенга до ст. Сковородино. Общая длина З. ж. д., не считая мелких ветвей, составляет 2.162 км. Гл. линия от Иннокентьевной до Карымской имеет, за небольшими перерывами (мост через р. Селенгу), двойную колею (662 км). Проложенная в пределах высокогорной обл. Забайкалья, З. ж. д. имеет типичный характер горной линии с крутыми под’емами, тоннелями и т. д. От ст. Иркутск линия идет вверх по долине р. Ангары до ее истока из оз. Байкал, где расположена одноименная станция. От ст. Байкал до ст. Слюдянка на протяжении 94 км линия огибает ю.-з. оконечность озера, прорезая береговые утесы 39 тоннелями, общей длиной около 7 км и имея многочисленные виадуки, мосты и др. искусственные сооружения. От ст. Мысовая линия оставляет берег Байкала и направляется на В. сравнит. широкой долиной р. Селенги и ее притоков. Из долины р. Селенги линия поднимается на хр. Цаган-Дабан, пересекает его на высоте 900 м над ур. моря (участок с двойной тягой). Спустившись с Цаган-Дабана, линия извилистым и живописным берегом р. Хилка совершает под’ем на Яблоновый хр., к-рый переходит на высоте 1.020 м над ур. моря тоннелем. Спуск с Яблонового хр. проходит по не менее живописной долине р. Ингоды, затем р. Шилки — к Амуру. Близ ст. Селенга З. ж. д. выходит из пределов Сиб. края и на остальном протяжении проходит по территории Б.-М. Респ., Читинского и Сретенского окр. ДВ края.
Район З. ж. д. еще весьма слабо заселен и экономически мало развит. Несмотря на суровость климатических условий (ср. год. t° Читы — 2,7°), зерновое хозяйство ведется. Район чрезвычайно богат лесом, ценными металлами, минеральными источниками; имеется ряд м-ний каменного угля и железной руды. В силу слабого эконом. развития района грузооборот З. ж. д. невелик,—преобладают грузы ввозные и транзитные.