Необычная картина высотой больше пяти метров появилась на стене одного из зданий в самом центре города, а именно в сквере имени Сигеки Мори на улице Горького, рассказывает сегодня еженедельник «Пятница».
Что именно изображено на «холсте», не берется объяснить даже сам автор, иркутский художник Степан Шоболов. Он называет свой стиль потоком сознания и управляемой импровизацией и ожидает от зрителя конструктивной критики.
Этой картины могло и не быть, ведь изначально Степан Шоболов хотел отказаться от заманчивого предложения — расписать огромную стену в самом центре Иркутска. «Пришли мои хорошие знакомые, которые занимаются строительством скейт-парков по городу и области, и в рамках фестиваля экстремальных видов спорта G-SHOCK предложили украсить стену, — рассказывает художник. — Но было ограничение в плане тематики, и все понимали, что рисовать спорт и спортсменов не вариант, это слишком просто».
Рисовать на заданную тему Степану Шоболову совершенно не хотелось, поэтому он разработал эскиз в своем стиле и, даже не надеясь на одобрение, показал его организаторам. «Есть внутренняя цензура и внешняя, — поясняет автор. — Внутренняя цензура — это когда художник сильно заботится о том, чтобы понравиться зрителям, а внешняя — это спонсоры, городские власти, центр города и так далее. И если художник потакает цензуре, то он рисует скучный для себя проект, этакий середнячок, нейтральное нечто, которое ничего не несет, но нравится абсолютно всем. Мне такое неинтересно, поэтому я принес эскиз, зная, что его не согласуют, и готов был к тому, чтобы вообще отказаться от этой работы, хоть уже давно мечтал поработать на такой большой стене».
Но организаторам идея понравилась, поэтому в следующие несколько дней художник доработал свой эскиз и нанес его контур на фасад. «Вечером приезжали, выставляли проектор и обрисовывали контуры рисунка на стене, — говорит Степан. — Можно было рисовать и так, но это было бы дольше, потому что надо постоянно отходить и смотреть, сравнивать пропорции. Чтобы нарисовать верхнюю часть, заказывали вышку, а примерно с середины работал уже со стремянки».
На этот проект Степан Шоболов тратил все свое свободное время. Сначала по полтора-два часа в основном по вечерам, затем рисовал каждый день. Берясь за проект, он не надеялся на понимание иркутского зрителя, наоборот, ждал негативной реакции. « Почему? Не так давно в интернете разгорелся скандал вокруг скульптуры Даши Намдакова, которую ставили на острове Ольхон, — объясняет художник. — У людей была разная реакция на нее, огромное количество негатива, критики, недовольства. По этому шуму я понял, насколько зритель находится во власти своей внутренней цензуры. В итоге скульптуру поставили, и противники вдруг изменили свое мнение, так как она гармонично вписана в образ острова».
А футуристический рисунок Степана Шоболова зрители сразу приняли хорошо: «В 98% случаев отзывы были положительными как среди молодежи, так и среди людей пожилого возраста. Только двоим мой рисунок не понравился. Одна женщина сказала, что он ей непонятен, а подвыпивший мужчина назвал его уродством. Но когда я решил узнать у него, что не так, он от меня убежал, и очень жаль, ведь мне было интересно узнать его мнение. Когда тебя только хвалят, ты кроме радости не получаешь никакого опыта, а критика — это как минимум интересно. Художник всегда ведет с кем-то диалог, но лично я в этом диалоге не хочу понравиться, а хочу быть понятым».
После вопроса о том, что же изображено на здании и как это понять, автор на пару минут задумывается и отвечает, что подчас он даже сам себе не объясняет образы, которые появляются в его голове: «Я работаю с управляемой импровизацией. Это живой процесс, похожий на спиритический сеанс, поток, который я фиксирую. Здесь есть посыл и смысл, но он больше похож на поэзию, а не на сухой текст, так что его сложно объяснить. Кроме того, каждый зритель поймет его по-своему, увидит нечто свое».
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей