Новости

Королёва, Наталья Васильевна

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Источник: dramteatr.ru
Источник: dramteatr.ru
Источник: dramteatr.ru
Источник: dramteatr.ru

Наталья Васильевна Королёва (5 апреля 1948, г. Свердловск, РСФСР, СССР) — актриса, педагог. Народная артистка России (2001), почётный гражданин Иркутской области (2011).

Биографическая справка

Выпускница Свердловского театрального училища (1966). Творческую деятельность начала на сцене Свердловского ТЮЗа, работала в театрах Новочеркасска, Черкесска и Архангельска. С 1983 актриса Иркутского областного  драматического театра имени Н.П. Охлопкова. Среди сыгранных ролей: Фрося («Печки на колесе» Н. Семёновой), императрица Александра Фёдоровна («И аз воздам» С. Кузнецова), Василиса («На дне» М. Горького), фру Алвинг («Привидения» Г. Ибсена), Дульсинея («Человек из Ламанчи» Д. Вассермана), классная дама («Самое главное» Н. Евреинова), Голда («Поминальная молитва» Г. Горина), Аркадина («Чайке» А. Чехова). Преподаватель Иркутского театрального училища.

Заслуженная артистка России (1992), народная артистка России (2001). Отмечена почётной грамотой губернатора (2003). Награждена знаком отличия «За заслуги перед Иркутской областью» (2008). Лауреат VII международного театрального фестиваля «Золотой витязь» (2009) за исполнение роли Анны в спектакле «Последний срок» (диплом «За лучшую женскую роль»). В 2010 на IV Тамбовском региональном театральном фестивале имени Н.Х. Рыбакова за роль Анны в спектакле «Последний срок» Н. Королёва получила главную награду фестиваля — премию «Актриса России». Почётный гражданин Иркутской области (2011). Лауреат премии губернатора Иркутской области (2017) за создание спектакля «Прощание с Матёрой» по повести В. Распутина.

Творчество

Уже первые годы работы в Иркутске в галерею её персонажей вошли: деревенская простушка Фрося из «Печки на колесе» и последняя российская императрица Александра Фёдоровна из пьесы «И аз воздам», обольстительная Мариторнес из «Дон Кихота» и шустрая, живая, эмоциональная Елизавета из пьесы Степана Лобозёрова «По соседству мы живём», старуха Васёна из пьесы «Выходили бабки замуж», разбитная и весёлая Дашенька из «Золотой кареты» Леонова и страдающая светская дама Волынцева из пьесы Сумбатова «Цепи».

Упорным трудом оттачивалось и совершенствовалось мастерство. Она сыграла Василису из пьесы Горького «На дне», Еву в «Веселись, негритянка», Анну Тимирёву в «Звезде адмирала», Иокасту в пьесе  «Эдип-царь», Фру Алвинг в ибсеновских «Привидениях», Аркадину в чеховской «Чайке».

Не удивительно, что всё чаще в этапных для театра спектаклях ей поручаются роли центральные, в значительной мере определяющие смысл целого. В них проявлялось умение играть разный возраст и различные характеры, равно успешно солировать на сцене и «аккомпанировать» партнёрам, быть красавицей или становиться некрасивой в интересах спектакля.

Два крошечных эпизода играла Наталия Васильевна в спектакле по пьесе Н.Матхановой «Из Америки с любовью» — одна непримиримая сталинистка, до конца озабоченная поисками врага, и простая малограмотная старушка с байкальского берега, мудро и добро приемлющая жизнь, но насколько яркими были сыгранные актрисой эпизоды, как остро передавали не простое время, судьбы её героинь в этом времени, их мировоззрение, боль, переживания, поэтому сыгранные и большие и маленькие роли всегда становились событиями в творческой судьбе актрисы.

Яркой работой была роль Агафьи Тихоновны в гоголевской «Женитьбе» - наивная, малообразованная, не искушённая житейски, но пронзительно искренняя, вызывавшая острую жалость женщина с не состоявшейся судьбой. Она словно стояла на перепутье и не знала, как же ей быть, на какую путь-дорогу свернуть, сделать шаг вперед, в неизвестность, и изменить сложившийся уклад или отступить, подождать ещё… И если вспомнить, что спектакль этот был поставлен в тяжёлые 90-ые, то напрашивается прямая параллель с Россией, с её тогдашним непростым временем, с выбором её пути. За эту роль Наталия Васильевна получила звание лауреата Областного фестиваля «Театральная весна – 94».

В спектакле по пьесе А.Н.Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» в варианте театра («Не так, живем как хочется»)   Наталия Васильевна играла Домну Евсигневну . В этой работе покорял и восхищал блеск её комедийных приемов, фантазия, азарт. Она умела оправдать любую ситуацию, наполнить роль и содержательностью и юмором. Её героиня была смешна, ограниченна, завистлива, но с каким вкусом все это подавала актриса – остро, вызывающе, ярко!

Её героиня запоминалась и выделялась из большого ряда персонажей её личными находками, красками, акцентами. Понятно, что опытная актриса Наталия Королева на сцене умеет всё! Но то, как делала она свою Голду в спектакле «Поминальная молитва» по пьесе Г.Горина вызывало у зрителей возгласы восхищения, восторга, благодарности и настоящего театрального потрясения.

Не было, наверное, в зале человека, не оценившего её игру. В ней всё было гармонично, душевно, все шло изнутри, от сердца. Она играла так правдиво, так откровенно радостно и больно, что сидя в зале хотелось хоть чем-то помочь её Голде, хоть часть её бед взять на себя.  А её монолог к дочери Цейтл, наверное, был лучшей сценой спектакля. Больная, с недвижимыми ногами, Голда своей огромной любовью помогает дочери разрешиться от бремени девочкой. В тишине, когда актриса произносила свой монолог, зрители даже не решались всхлипывать, но по лицам поглощенных сценой людей, тихо катились слёзы. Сцена эта восходила к высотам трагедии, потому что эта женщина успевала стать родной всем присутствующим в зале и её смерть оплакивали все, как уход самого близкого человека.

Психологически тонко, с мастерством большой актрисы работает Наталия Васильевна в спектакле по пьесе А.Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» в роли Анны Хороших. Невозможно рассказать словами, какие здесь у актрисы глаза! Не торопясь, эпизод за эпизодом она выстраивает не простую судьбу этой женщины и за её короткими отрывистыми репликами, мы чувствуем, сколько стоит за ними печали, выстраданной, не лёгкой женской любви, боли и горечи за сына, и вечной вины перед мужем. Все переходы настроений мы читаем в её удивительных глазах.

Знание горькой правды жизни и вместе с тем, несмотря ни на что, веры в людей, в добро, в любовь, в возможность счастья свойственны другой её героине, чудачке Памеле Кронки из спектакля «Дорогая Памела» Дж.Патрика. Её Памела – абсолютная доброта и незащищенность, но которая и оказывается самой большой её силой. При всей своей детской наивности, она мудра высшей мудростью. В этой Памеле достаточно силы, чтобы умереть для спокойствия других. Благодаря тонкой и умной игре Наталии Васильевны спектакль становится настоящим гимном любви добру и милосердию, которые она отыскивает в людях.

Этим волшебным даром Наталия Васильевна сполна наделила и одну из лучших и любимых своих героинь – старуху Анну из спектакля «Последний срок» по пьесе В.Распутина. Эта работа стала большой творческой победой актрисы, а спектакль в целом заслуженно занял место одного из лучших и драгоценнейших спектаклей  репертуара.

С подкупающей мягкостью, бережно раскрывает она образ своей героини. Актриса создаёт образ святой и одновременно земной женщины, испытавшей много горя на своём веку. Рассказы Анны о своей жизни в диалогах с соседкой Миронихой полны драматизма. Их актриса произносит просто и ясно, с присущим ей юмором и грустинкой. Это долгая жизнь не озлобившейся, всё понимающей и всё прощающей женщины. Глаза её излучают добро, а улыбка будто освещает весь её облик. Просветлённой приближает актриса свою Анну к неизбежному завершению земного пути.

Наталия Васильевна успешно сочетает актёрский труд с преподаванием. Ученики её первого выпуска в иркутском театральном училище стали теперь её партнёрами по сцене, а сейчас она преподаёт мастерство актёра студентам — щукинцам, обучающимся при театре имени Н.П.Охлопкова.

Все героини Наталии Королёвой — женщины разных судеб, стран, возраста, вероисповедания, но все они имеют один общий, крепкий и неистребимый корень, в основе которого милосердие и доброта, все они умеют любить. И чем больше наделены героини этим сильным чувством, тем они дороже актрисе.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Составление Иркипедии | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 августа 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.