Константин Сергеевич Жуков (1945, г. Славянск Донецкой области УССР, СССР) — кандидат исторических наук, действительный член Академии наук педагогического образования (1999), почётный профессор ИГУ (2008). Организатор и первый декан факультета психологии и социальной работы ИГУ.
В 1972 окончил исторический факультет ИГУ. Защитил кандидатскую диссертацию "Формирование социальной активности студентов высших учебных заведений (на материалах вузов Восточной Сибири)". Учился в аспирантуре, работал старшим преподавателем, доцентом кафедры педагогики ИГУ, лектором отдела пропаганды, заведующим сектором науки и учебных заведений, заместителем заведующего идеологическим отделом Иркутского обкома КПСС. Имеет более 50 публикаций по вопросам формирования и развития социальной активности студентов, истории образования Восточной Сибири, различным аспектам избирательных технологий.
Награжден орденом "Знак Почета", медалями, грамотами Иркутского облисполкома.
Родился в семье офицера-фронтовика. Школу окончил экстерном. Учился на историческом факультете Иркутского государственного университета. Учебу на очном отделении совмещал с должностью декана факультета общественных профессий университета, а затем — освобожденного заместителя секретаря комитета ВЛКСМ ИГУ. Работал во Всероссийском комсомольском лагере ЦК ВЛКСМ «Орленок», заместителем директора школы-интерната № 7 в Ангарске. Участвовал во Всесоюзных педагогических экспериментах ЦК ВЛКСМ и Академии педагогических наук СССР по развитию органов студенческого самоуправления в вузах страны (общественные приемные комиссии, студенческие отряды охраны правопорядка, защиты экологической среды и др.), созданию и организации деятельности трудовых объединений старшеклассников при ССО.
После окончания университета — преподаватель кафедры истории КПСС и партийного строительства исторического факультета Иркутского университета. Затем обучался в аспирантуре кафедры психологии и педагогики ИГУ. Подготовил и успешно защитил кандидатскую диссертацию на стыке педагогики, партийного строительства и социологии по проблеме формирования и развития социальной активности студентов вузов. После окончания аспирантуры — старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ИГУ.
Неоднократно избирался членом парткома университета, обкома комсомола. На протяжении двенадцати лет - еще со студенчества - был заместителем председателя Областного совета пионерской организации региона. Один из инициаторов создания в стране педагогических отрядов - студенческих и вожатых-производственников.
Прошел профессиональную переподготовку на спецфаке в Москве.
В 1983 году направляется на партийную работу в Иркутский Обком КПСС лектором отдела пропаганды и агитации. Затем - заместитель заведующего идеологическим отделом, зав. сектором науки и учебных заведений областного комитета партии.
Партийную работу совмещал с педагогической и научной деятельностью на кафедре психологии и педагогики ИГУ.
Во второй половине 1980-х и в последующие 1990-е (после возвращения с партийной работы в университет) по инициативе К.С. Жукова и при его активном участии совместно с коллегами из Иркутского института усовершенствования учителей и областного отдела народного образования были разработаны Комплексные Программы (Концепции) развития системы образования в городе Иркутске и в области. В целом серия психолого-педагогических экспериментов в городах и районах региона велась по 26 актуальным и важным проблемам.
В конце 1980-х годов были созданы в Иркутской области комплексы «детский сад-школа», семейные детские дома и разновозрастные группы в детских домах и школах-интернатах. В Иркутске, Ангарске, Братске, Усть-Илимске появляются новые типы учебных заведений - лицеи, гимназии и др.
Значимыми экспериментами явились и целевая интенсивная подготовка специалистов (школа - техническое училище - среднее специальное учебное заведение), обучение иностранному языку детей дошкольного и младшего школьного возраста и др. Особое внимание в это время К. С. Жуков придавал внедрению в Иркутской области государственно-общественной системы управления школой.
В начале 1990-х годов по его инициативе в Иркутском государственном университете проводится уникальный психолого-педагогический эксперимент по интеграции естественно-научного и гуманитарного образования.
К. С. Жуков совместно с профессорами И. Н. Гутником, Н. К. Душутиным и доцентами Т. В. Завезеновой, И. А. Конопаком, Л. А. Саклешиной, 3. В. Дияновой, Т. М. Щеголевой организовал высший колледж физиологии и психологии при биолого-почвенном факультете ИГУ и стал его директором. За пять лет студенты получили дипломы по двум специальностям - физиологии и практической психологии.
Одним из результатов этого эксперимента явилось открытие в университете факультета психологии и социальной работы, деканом-организатором которого и стал К. С. Жуков. Факультет затем разделился на два подразделения факультет психологии и Институт социальных наук ИГУ.
В книге «ALMA MATER: Иркутский Классический. Историко-публицистические очерки, посвященные 85-летию Иркутского государственного университета» отмечалось:
«Идея создания нового факультета - психологии - пришла в голову Константину Сергеевичу Жукову, который был заведующим кафедры педагогики и гуманитарных технологий. Человек неутомимый, деятельный, энергичный, он сумел убедить в необходимости подготовки психологов и социальных работников бывшего тогда ректором ИГУ Федора Карловича Шмидта, и тот не пожалел шести доцентских ставок на новое и, как оказалось, весьма перспективное направление. Константин Жуков увлек своей идеей И. Н. Гутника, сегодняшнего проректора по учебной работе, И. А. Конопака, нынешнего декана факультета...»
(Источник: ALMA MATER: Иркутский Классический. Историко-публицистические очерки, посвященные 85-летию Иркутского государственного университета. - Иркутск: «Восточно-Сибирская издательская компания», 2003.-С. 238)
Им было организовано на базе ИГУ специальное отделение по профессиональной переподготовке (1991-1993 годы). Около сорока педагогов получили второе высшее образование по специальности «практический психолог» и были направлены в учебные заведения Иркутской области и Республики Бурятия.
Константин Сергеевич Жуков с 1991 по 2007 - заведующий общеуниверситетской кафедры педагогики и гуманитарных технологий ИГУ. Уделял особое внимание научной работе кафедры, которая проводилась по двум направлениям, утвержденным Ученым советом ИГУ: «Психолого-педагогические ресурсы политической деятельности» и «Формирование профессионально-педагогической компетенции современного специалиста».
В эти годы резко возросло количество публикаций, подготовленных сотрудниками, монографий, учебных и учебно-методических пособий, научных статей (только монографий и пособий опубликовано за это время более двадцати).
Читал лекции по психологии и педагогике студентам физического, математического, географического факультетов; по психологии политической рекламы студентам факультета сервиса и рекламы и специальности «Связь с общественностью» факультета филологии и журналистики; по психологии и педагогике высшей школы для всех аспирантов первого года обучения ИГУ и др.
С 2009 года читает лекции и проводит практические занятия со студентами и магистрантами направлений подготовки «Политология» кафедры политологии, истории и регионоведения ИГУ по дисциплинам «Составление и экспертиза политических текстов», «Психология и технология проведения избирательных кампаний».
На протяжении всей преподавательской деятельности в университете Константин Сергеевич Жуков особое внимание уделяет воспитательной работе со студентами, аспирантами. Помогал молодежным организациям в проведении различных мероприятий.
В 1993 году организовал исследовательскую группу гуманитарных и политических технологий; а с начала 2000-х годов она стала лабораторией гуманитарных и политических технологий (на общественных началах); в 2001—2014 гг. являлась межкафедральной - общеуниверситетской кафедры «педагогики и гуманитарных технологий» и кафедры «политологии, истории и регионоведения» исторического факультета ИГУ.
Лабораторией за 23 года самостоятельно и совместно с рядом исследовательских структур вузов Иркутска и страны проведено значительное количество комплексных политико-психологических исследований в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока (Республики Бурятия, Якутия, Красноярский край, Иркутская, Томская, Сахалинская области и др.).
Использовались при этом как методы изучения отражения объективированных фактов сознания, так и методы изучения отражения непосредственных фактов сознания.
По результатам этих исследований были подготовлены и опубликованы монографии, учебные пособия, десятки статей в научных журналах и сборниках, доклады на международных, всероссийских, межрегиональных и региональных научно-теоретических, теоретико-практических конференциях и семинарах.
К. С. Жуков автор и соавтор более 90 научных и научно-методических работ, в том числе десяти монографий, учебных пособий. Ряд из них опубликован в изданиях Москвы. Основная тематика исследований в последние десятилетия.' психология и педагогика социальной активности, социально-психологические детерминанты политической деятельности, качества политического лидера, авторитет и имидж политика, психология и технология электоральных кампаний, политическое соперничество: психологические и технологические ресурсы.
Константин Сергеевич является редактором, членом редколлегий, рецензентом ряда научных журналов, монографий, учебных пособий, сборников научных статей и тезисов по психологии и педагогике высшей школы, социопедагогике семьи, истории, теории
и практике массовой информации, истории Иркутского классического университета, Иркутского алюминиевого завода и др.
По его инициативе был учрежден Иркутским государственным университетом «Байкальский психологический и педагогический журнал» (2003-2014 гг.) - он стал не только автором идеи, но и руководителем проекта, зам. главного редактора.
С 1993 по 2014 член ученого совета ИГУ. В 2005-2007 гг. председатель совета общеуниверситетских кафедр ИГУ.
С 1999 действительный член Академии наук педагогического образования.
В 2008 присвоено звание почетного профессора ИГУ.
В 1970-е - 2000-е проходит ознакомительные стажировки в Германии, читает лекции в системах повышения квалификации в Республиках Болгария, Куба и Монголия, городах Минск, Иркутск, Красноярск, Томск, Улан-Удэ, Кызыл, Чита, Южно-Сахалинск и др.
К. С. Жуков участвовал в проведении около 60 электоральных кампаний (выборы Народных депутатов СССР и РСФСР; депутатов Государственной Думы России, членов Совета Федерации (1993) ФС РФ; губернаторов краев и областей РФ; глав администраций республик и автономных округов; мэров крупных городов; депутатов законодательных органов субъектов Федерации; городской Думы Иркутска).
Был сотрудником Центрального (1996) и региональных штабов (2000, 2004, 2012 гг.) по выборам Президента России.
Два созыва избирался членом Общественной палаты региона (2009-2013 годы), возглавлял комиссию по развитию массовых коммуникаций и свободе слова в СМИ. С 2014 эксперт Общественной палаты Иркутской области.
К. С. Жуков назначался внештатным советником губернатора Иркутской области по социально-культурному развитию, внештатным специалистом-экспертом аппарата Полномочного Представителя Президента РФ.
Являлся помощником депутатов Государственной Думы РФ, Законодательного Собрания Иркутской области (на общественных началах).
Эксперт многих авторских программ по работе с детьми и юношеством администраций Иркутской области и города Иркутска (1990-е - 2000-е годы).
Член Союза журналистов России.
Имеет государственные награды: орден «Знак Почета» (1971), медали. Указом Президента России в 1999 году присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Имеет Благодарности Президента РФ (1996, 2000). В 2011 году присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». Награжден знаком общественного поощрения «75 лет Иркутской области» (2012); грамотами мэра Иркутска (2005, 2009). Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей вузов (2005).
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей