Историю межплеменных народов Сибири накануне прихода туда русских до сего времени нельзя признать полностью изученной. Однако несомненным является тот факт, что на первых порах продвижения казаков в Прибайкалье они не встретили серьёзного и организованного сопротивления со стороны обитавших там племён - бурят, эвенков (тунгусов) и тофаларов (карагасов).
Племена тунгусов были разбросаны на огромных пространствах Сибири, сохраняя в той или иной мере исходную общность языка и культуры, и делились на несколько групп, отличающихся некоторыми особенностями хозяйства и быта. Часть этого народа жила в Прибайкалье, кочуя по рекам Ангаре, Лене и их притокам. Племена тунгусов делились на «оленных» и «пеших», однако были и занимавшиеся кочевым скотоводством «конные» тунгусы. Социальная организация их не выходила за пределы патриархально-родовых отношений.
Немногочисленное племя карагасов кочевало по таёжным пространствам северного склона Восточных Саян, в верховьях рек Уда, Бирюса, Кан, Гутар, Ия. Хозяйство их было основано на охоте и оленеводстве. Транспортным средством на охоте служил олень. От количества оленей в хозяйстве зависел охват промысловой территории, успех пушного промысла. Рыболовство было малоразвито. Существенное значение имел сбор дикорастущих ягод, черемши, ревеня, лука и т. д. Осенью карагасы добывали кедровый орех.
В Прибайкалье и Забайкалье наиболее многочисленным народом были буряты. Первые письменные упоминания о бурятских племенах содержатся в замечательном памятнике монгольской литературы «Сокровенное сказание монголов», датируемом 1240 г.
Письменные источники XII - XIII вв. называют также племена хори-туматов, икиресов, булагачин и бурят (булия), которые ещё не имели общего имени и не составляли единой народности.
К началу XII в. почти вся территория Прибайкалья была занята племенами, говорившими на монгольском языке. В XIII - XIV вв. в состав этих племенных союзов входили роды тюркского, эвенкийского, самодийского происхождения.
К XVI и особенно началу XVII столетия в результате переселения части племён, например туметов, во Внутреннюю Монголию или же в Якутию (часть племён ойратов и хори-туматов) население Прибайкалья стало этнически более однородным. Однако процесс образования бурятской народности ко времени прихода русских отнюдь не завершился. Решающими факторами в этом процессе оказались развитие экономических отношений, установление единой администрации и усиление процесса классообразования.
Первые русские землепроходы называли бурят «братами», или «братскими мужиками». Ко времени прихода русских в Прибайкалье самыми крайними пунктами «братской земли» на западе были реки Бирюса и Чуна. Главная масса удинских бурят жила в районе основанного в 1648 г. Удинского острога. На Ангаре бурятские улусы начинались с Долгого порога, выше устья р. Вихоревой. Начиная с устья р. Оки буряты жили сплошным массивом на западной стороне Ангары и по р. Оке, образуя своего рода остров, окружённый тунгусами. В верхнем течении Ангары буряты жили по обеим сторонам реки и её притокам: Ие, Унге, Китою, Иркуту, Осе, Куде - вплоть до оз. Байкал. Особенно многочисленным бурятское население было в бассейне р. Унги - в Балаганских степях. Буряты, обитавшие по правым притокам р. Ангары: Уде, Осе, Ие, Куде, соприкасались с другими районами, также густонаселёнными «братскими» племенами по верхней Лене. Здесь кочевья бурят располагались по долинам Лены, начиная от устья р. Анги и выше, а также по притоку Лены - р. Манзурке.
Выделяются три племени бурят: эхириты, булагаты, хоринцы. Самое крупное племя -булагаты - занимало территорию в бассейне р. Ангары и её притоков: Оки, Унги, Китоя, Иркута, Белой, Куды.
В начале XVII в. буряты представляли собой кочевое общество раннеклассового типа, которое было дифференцировано в имущественном и социальном отношениях. Оно состояло из старейшин, рядовых общинников и рабов (домашнее рабство).
Представители знати возглавляли родовые органы, военные дружины и племенные группы. В мирное время власть старейшин была незначительной, но во время военных действий власть родовых предводителей существенно возрастала.
Экономической предпосылкой возникновения раннеклассового общества у бурят было развитие полукочевого экстенсивного скотоводства, когда устойчиво производились излишки сверх необходимого прожиточного минимума и таким образом создавались условия для образования классов и классовых отношений. Источниками рабов были войны и организованные набеги, захваченных пленников превращали в рабов. Однако рабовладельческим строем уклад жизни бурят назвать нельзя, рабство носило патриархальный характер, рабы не являлись решающей производительной силой, их труд не был основным источником производства, а концентрация рабов в руках князцов отсутствовала.
Основным имуществом любого бурята, его богатством был скот, который воплощал в себе как средство производства, так и средства потребления. Имущественная дифференциация и классовое расслоение у бурят могли возникнуть лишь на основе частной собственности на табуны и стада, но при этом существовала общность пастбищных территорий. Источники свидетельствуют о наличии у бурят общинного землепользования. Земли, которыми владели буряты, назывались «породными». Буряты хорошо знали свои «породные земли» и впоследствии не однажды стремились закрепить их за собой. В челобитных на «государево имя» конца XVII и начала XVIII в. различные бурятские роды во главе с зайсанами и шуленгами просили дать им «владетельные указы» на «породные земли» и при этом довольно подробно описывали территорию, перечисляя реки, леса, возвышенности и т. д., считавшуюся пределом их кочевий, и обычно ссылались на то, что здесь издавна кочевали их предки.
В суровых условиях природы Прибайкалья и Забайкалья здесь занимались сенокошением и примитивным земледелием, что подтверждают и археологические находки. О существовании земледелия у бурят до прихода русских в Прибайкалье говорят и архивные материалы. Наиболее распространёнными культурами были: просо, гречиха, ячмень. Просо сеяли на Лене, Оке, Осе в степных местах. «А те многие люде неясачные живут на Куде между Таною и Ангарою, а... у тех братов просо родится... А на устье той Онги-реки по обе стороны живут братские, а хлеб у них родится просо, а мы то просо у князца... видели», - сообщает источник. Но не следует переоценивать экономическое значение бурятского земледелия. Ко времени прихода в Прибайкалье русских оно сохранилось только как мотыжное и далеко уступало в экономическом отношении экстенсивному скотоводству.
Помимо скотоводства, буряты были хорошими охотниками, занимались рыболовством, славились своим искусством в обработке металла. Кузнечное ремесло у них считалось почётным занятием, божьим даром.
Бурятские племена вели оживлённую меновую торговлю со своими соседями: тунгусами, харагасами, Монголией и Китаем. От охотников и оленеводов они в обмен на скот получать пушнину. Тунгусы, жившие по р. Киренге, продавали бурятам соболей «на животину и просо». Полученную таким образом пушнину буряты сбывали в Монголию и Китай, взамен получая серебро, золото и другие товары.
В Прибайкалье русские застали сложные межплеменные отношения, которые основывались на принципе подчинения более сильными племенами слабых. Племена, находившиеся в подчинении, назывались кыштымами. Их обязанностями были уплата дани (ясака, албана) и выставление ополчения. Чем ближе жили кыштымы к своим господам, тем прочнее была зависимость и регулярнее сбор дани. Для племён, которые жили в отдалении, сбор дани носил характер набегов. Обязательства между кыштымами и повелителями были взаимны: первые платили дань и выставляли вспомогательное войско; вторые - обеспечивали охрану своих кыштымов. Отношения господства и подчинения прочно укрепились между племенами Прибайкалья: бурятские племена легко одолевали и превращали в кыштымов тунгусские племена по рекам Вихоревке, Лене, Илиму, а также племена, живущие по Енисею и Кану. Здесь знали бурят и боялись их, но лишь по стольку, поскольку сюда приходили время от времени бурятские военные отряды. Это были самые обыкновенные грабительские набеги, предпринимавшиеся с целью захвата добычи и пленных. Качинские туземцы, подвергавшиеся систематическим набегам бурят, в 1613 г. отказались платить ясак русским, «потому что де их воевали братские люди». Даже утверждение русских на Кане не прекратило набегов бурят. Ещё в 30-х гг. XVII в. «братские люди» и их кыштымы приходили войною на Канскую землю, побивали туземцев, забирали в плен их жён и детей, брали с них ясак и разоряли до основания.
Однако, даже имея своих кыштымов, бурятские племена не могли противостоять более сильным монгольским и ойратским феодалам. В 1617 г. послы монгольского Алтын-хана, бывшие в Москве, рассказывали, что он «ясаков имеет с саянцев, с братов и других племён мягкой рухлядью»(Здесь и далее в цитируемых текстах сохранены орфография и пунктуация источника. - Ред.). И сами буряты в 1639 г. отвечали эвенкийскому князцу Можеулю, посланному к ним на р. Ангу русскими за ясаком: «Мы-де дали ясак в мунгалы, еммат-де с нас мунгалы ясак из веку по соболю с человека». В 1648 г. монгольский Очирой Саин-хан называл своими «ясачными» селенгинских, иркутских, верхоленских бурят. Однако признавая факт вассальной зависимости некоторых бурятских племён от монгольских ханов, следует помнить, что бурятская земля никогда не была владением монгольских ханов, дело ограничивалось лишь сбором ясака.
Место отдельных народов в системе межплеменных отношений во многом определяло их реакцию на русское присутствие в Прибайкалье. Тунгусы, бывшие кыштымами бурят, быстрее смирились с присутствием русских на их землях, надеясь на избавление от господства бурят и на защиту новых покровителей.
Они давали «вожей» (проводников), от имени русских выступали сборщиками ясака в бурятских землях. Воинственные князцы бурят не желали мириться с новой для них участью, терять свои «породные земли» и контроль над племенами-кыштымами и рядовыми улусниками.
Кажущиеся, на первый взгляд, незаселёнными территории Прибайкалья были освоены и обустроены местными народами. Но это мироустройство представляло иной тип, отличный от сложившегося в России. Изыскивая наиболее удобные в стратегическом отношении места для строительства укреплений, отряды служилых людей останавливали свой выбор на участках, игравших ключевую роль в структуре хозяйственных и политических взаимоотношений местного населения. Эти территории были жизненно важными как для аборигенов, так и для русских пришельцев, на них были сосредоточены пути товарообмена, политической связанности и социальной организации местного общества. Пришельцы, укрепившись на этих землях, получили возможность контролировать и предопределять все проявления жизнедеятельности подчиняемых ими народов. Несомненно и другое: с появлением русских в Сибири началась перестройка системы общественного разделения труда, рост экономического общения, проникновение товарно-денежных отношений. Все эти процессы, имевшие своих экономических агентов и социальных носителей, оказали огромное влияние на социальную структуру «инородческого» общества, на его политическую организацию, изменили характер международных отношений в регионе.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей