Иркутская ГЭС, сооруженная в середине 1950-х гг. на Ангаре в 65 км от ее истока, подняла уровень воды в створе плотины на 28 м. Этот подпор распространился на участке от гидроузла до Байкала и также поднял его уровень. Озеро стало выполнять функцию водохранилища с общей полезной емкостью свыше 40 км3. Это позволило осуществлять многолетнее регулирование стока Ангары в створах гидростанций Ангарского каскада, получать самую дешевую в стране (и в мире) электроэнергию.
По данным Лимнологического института СО РАН, максимально высокая и низкая отметки заполнения озера после сооружения Иркутской ГЭС (за период 1958-2000 гг.) превысили аналогичные показатели до создания водохранилища соответственно на 56 и 29 см. При этом средневзвешенный уровень Байкала за истекшие четыре десятилетия увеличился на 73 см по сравнению с его среднемноголетним уровнем в естественных условиях (455,6 м над уровнем моря).
После создания Иркутского водохранилища в прибрежной части Байкала под воду ушло 60 тыс. га земель (с полным изъятием из оборота их природных и хозяйственных ресурсов), затоплено 127 населенных пунктов, в том числе 9 городских. Из них было вынесено 3,3 тыс. дворов, переселено 17 тыс. чел.
В акватории Байкала была создана так называемая технологическая зона, периодически затапливаемая или подтапливаемая при достижении водохранилищем максимального проектного форсированного уровня. Эта зона охватывает свыше 120 тыс. га прибрежных земель, преимущественно в пониженных и дельтовых участках, в число которых входит 32 тыс. га сельскохозяйственных угодий (пашня и усадьбы — 4 тыс. га, сенокосы — 16, пастбища — 12), а также 17 тыс. га лесов и кустарников. Кроме того, в пределах технологической зоны повышен уровень подземных и грунтовых вод, подтапливающих близлежащие населенные пункты. Данная территория также практически исключена из хозяйственного оборота.
Но и это еще не все. Существует угроза затопления значительных низменных территорий за пределами технологической зоны. Это может происходить при наступлении расчетных (повторяемых один раз в 1000 лет) катастрофических дождевых паводков, при которых подпорный уровень Иркутского водохранилища превысит предельные отметки. Напомним, что по условию безопасности байкальского участка Транссиба предельной отметкой является 457,5 м над уровнем моря. Однако в случае катастрофического паводка данный уровень может быть превышен (несмотря на работу Иркутской ГЭС с полной пропускной способностью) и достичь отметок 457,73 и 458,18 м. Если же максимально допустимая пропускная способность гидроузла будет ограничена до 4000 м3/с (ставится вопрос о ее снижении до 3400 м3/с), эти уровни могут повыситься соответственно до 458,03 и 458,4 м.
Подтопление прибайкальских территорий — это только одна из эколого-экономических проблем, возникших после создания Иркутской ГЭС. Вторая проблема — разрушение сложившейся веками озерной экосистемы, особенно на мелководьях. После повышения уровня Байкала начался процесс разрушения берегов, стали меняться гидробиологический, термический и гидрохимический режимы в самом озере и в устьях впадающих в него рек.
За время эксплуатации Иркутской ГЭС можно выделить три периода, связанных с изменениями уровня водохранилища и характера биологических и геологических процессов, происходящих в озере и вдоль его берегов. Первый период — это начальное наполнение водохранилища и его нормальная эксплуатация (1956-1975); второй - понижение уровня озера во время катастрофического маловодья в Восточной Сибири (1976-1983); третий — интенсивная форсировка уровня Иркутского водохранилища в 1984-1995 гг.
Превращение озера в регулируемое водохранилище сказалось на его рыбопродуктивности. За период 1960-1970 гг. улов омуля, особенно на восточном побережье, сократился в 10—15 раз. Стали мельчать отдельные особи омулевого стада. Резко уменьшилось стадо эндемичных байкальских бычка-желтокрылки и песчаной широко лобки. Это произошло в связи с затоплением 30 тыс. га мелководных озерно- соровых систем, являющихся наиболее продуктивной кормовой базой для многих видов рыб. Кроме того, в результате подъема уровня воды нерестилища попали в зону интенсивного размыва. Тем самым уменьшились возможности воспроизводства омуля и других ценных видов рыбы. К сожалению, даже ограничения на вылов пока не восстанови ли прежней численности и биомассы промысловой рыбы.
Антропогенное воздействие на экосистему мелководий осложняется тем, что уровневый режим озера постоянно меняется, в связи с технологической необходимостью регулирования приточности воды для слаженной работы всего Ангарского каскада ГЭС и задачами водного транспорта на Енисее в период так называемого северного завоза.
Особой проблемой для экосистемы Байкала является эрозионное разрушение берегов, которые после сооружения Иркутской ГЭС стали перемещаться на более высокие отметки. Это привело к формированию новой береговой линии, отступившей на низменных участках уже на 20-50 м от сложившейся в естественных условиях. Активизировались оползневые и осыпные процессы на береговых склонах. Они увеличили поступление в озеро органики и аллювия. Специалисты утверждают, что в условиях постоянного колебания уровня Байкала в связи с работой гидроузла разрушение и переформирование береговой линии озера может продолжаться в течение всего возможного срока эксплуатации Иркутской ГЭС.
Экологи предлагают для уменьшения влияния гидроузла на экосистему озера снизить проектный нормальный подпорный уровень, запретить его форсировку, восстановить естественные сроки достижения его минимальных и максимальных значений в течение года. Однако подобные предложения недостаточно обоснованы экономически.
Достаточно сказать, что форсировка (подъем уровня) Байкала только на 8 см эквивалентна созданию еще одного Иркутского водохранилища. Это дает возможность стабилизировать работу всего Ангарского каскада ГЭС, дополнительно выработать большое количество дешевой электроэнергии и в конечном итоге благотворно влияет на социально-экономическое развитие региона.
Как примирить экологические интересы охраны Байкала с задачами социально-экономического развития территории? Думается, было бы целесообразно ограничить необоснованные сработки и форсировки уровня Байкала. Возможно также установление правового и экономического статуса технологических зон в нижних и верхних бьефах всех ангарских гидроузлов и правовой защиты хозяйственной деятельности на их территории (последняя может быть во многом аналогична защите от наводнений и строиться на принципах страхования от ущербов). Назрела необходимость в разработке новых, отвечающих современным условиям, правил использования водных ресурсов водохранилищ Ангарского каскада и создание правовых и экономических механизмов, препятствующих их нарушению. При этом особое внимание нужно обратить на снижение вероятности переполнения Байкала сверх предусмотренного проектом Иркутской ГЭС форсированного подпорного уровня (457,5 м). С этой целью, в частности, может потребоваться более раннее открытие водосбросных отверстий и водосливов гидроузлов (за счет снижения линии безопасности на диспетчерском графике ГЭС), т.е. сдвижка начала холостых сбросов на более ранние сроки.
Перечисленные меры могут способствовать повышению надежности и эффективности эксплуатации ангарских гидростанций, обеспечат безопасность населения и хозяйственных объектов в их технологических зонах при отсутствии надежных долгосрочных прогнозов приточности воды в их водохранилища.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей