Стратегия социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года должна быть существенно доработана. К такому выводу пришли депутаты Законодательного Собрания региона после внимательного изучения проекта стратегии, представленного правительством области, сообщает 25 октября 2016 года пресс-служба парламента со ссылкой на заявление председателя ЗС Сергея Брилки во время рабочего совещания по обсуждению документа. «В проекте обозначено, чего мы должны добиться, но не написано каким образом, за счет каких конкретных мероприятий», - подчеркнул спикер.
Участие в совещании приняли депутаты областного парламента, члены регионального правительства, депутаты Государственной думы РФ Сергей Тен и Алексей Красноштанов. Заместитель председателя правительства Иркутской области Антон Логашов напомнил, что стратегия развития региона разрабатывается с конца 2014 года с участием ученых и предпринимателей, местных властей, с учетом разрабатываемых стратегий в других регионах.
Стратегия развития Иркутской области содержит семь разделов, пять приложений. Она определяет такие стратегические задачи, как обеспечение достойных условий жизни, создание возможностей для работы и бизнеса и повышение эффективности государственного управления. Прогнозные значения целевых показателей и ожидаемых конечных результатов стратегии рассчитаны в реалистичном и оптимистичном вариантах.
К примеру, есть прогноз, что к 2030 году в сравнении с 2014 годом вырастет валовой региональный продукт (ВРП) в сопоставимых ценах по реалистичному варианту на 48,9%, по оптимистичному – на 81%. При этом в структуре ВРП прогнозируется снижение доли добычи полезных ископаемых с 20% до 17%, рост доли обрабатывающих производств с 13% до 17%. Объем ВРП на душу населения также должен увеличиться – с 375,5 тыс. рублей на человека в 2014 году до 558,8 тыс. рублей на человека по реалистичному варианту или до 677,4 тыс. рублей на человека по оптимистичному.
Стратегия выделяет 10 производственных комплексов, вносящих наибольший вклад в экономику региона: топливно-энергетический, фармацевтический, металлургический, машиностроительный, лесопромышленный, агропромышленный, туристско-рекреационный, строительный и транспортно-логистический. Их развитие основано на строительстве магистрального газопровода «Сила Сибири», создании энергетических мощностей для крупнейших инвестпроектов (золотодобыча в Бодайбинском районе, освоение Зашихинского месторождения редкоземельных металлов), строительстве Тайшетской анодной фабрики и Братского металлургического завода, обеспечении импортозамещения в авиастроении, продовольственной безопасности, повышении глубины переработки древесины на предприятиях лесного комплекса.
Стратегия также выделяет шесть опорных территорий развития: Саяно-Иркутская, Тулуно-Тайшетская, Усть-Кутско-Ленская, Усть-Илимско-Катангская, Братская и Бодайбинская. Для них в едином комплексе планируется строить необходимую инфраструктуру.
Сергей Брилка подчеркнул, что при изучении проекта стратегии не складывается общая картина проблем региона. По его словам, в документе есть анализ и прогноз не всех показателей социально-экономического развития, а проблемы развития региона проанализированы в отрыве от общероссийской ситуации и без учета межрегионального взаимодействия. «Отсутствует встроенность мероприятий стратегии в федеральные целевые программы и концепции, а значит, федеральному центру не будет виден потенциал Иркутской области для решения общероссийских задач», - заметил спикер ЗС.
Вице-спикер областного парламента, председатель бюджетного комитета Наталья Дикусарова попросила составителей проекта стратегии внимательно посмотреть на деление по территориям развития, а также на проекты, планируемые там к реализации. По ее словам, в стратегии не учтен весь потенциал районов. Например, в Тайшетском районе делается акцент на строительстве анодной фабрики, но ничего не сказано о строительстве алюминиевого завода, а в развитии Чунского района не указаны проекты группы «Илим».
Наталья Дикусарова заметила, что в проекте стратегии мало цифр, конкретных мероприятий, нет амбициозных планов развития и планов реализации налоговой стратегии. Она добавила, что необходимо изменить подачу материала. Отсутствие амбициозности в поставленных правительством задачах отметил и депутат Госдумы Сергей Тен.
По словам вице-спикера Законодательного Собрания, председателя комитета по здравоохранению и социальной защите Андрея Лабыгина, в проекте стратегии не говорится о развитии высшей школы в Иркутской области. «Этот вопрос выходит за пределы полномочий регионального правительства, но без развития образования мы не можем говорить о развитии региона в целом», – сказал он. Антон Логашов сообщил, что стратегия, согласно требованиям федерального законодателя, разрабатывается только в соответствие с полномочиями исполнительной власти региона, развития высшего образования будет идти, но не в рамках стратегии.
«По сути, экономика региона так и остается ресурсной, нет развития интеллектуальной экономики», – отметила председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС Ирина Синцова. По ее мнению, в стратегии нужно учесть решение проблем экологии, развития молодежной политики, а также решение наболевших вопросов по формированию заработной платы, в том числе касающихся начисления районного коэффициента и процентных надбавок на МРОТ.
Как заметил председатель комиссии по регламенту областного парламента Владимир Матиенко, Иркутская области находится на последнем месте в Сибири по обеспеченности населения спортивными сооружениями, поэтому вопросам развития физической культуры и спорта в стратегии нужно уделить особое внимание.
Депутаты Законодательного Собрания Дмитрий Ершов и Александр Лобанов подчеркнули, что в проекте не учтены стратегии социально-экономического развития муниципальных образований Иркутской области.
Председатель региональной контрольно-счетной палаты Ирина Морохоева рассказала, что аудиторы также пришли к выводу, что проект стратегии нуждается в серьезной доработке, а его позднее принятие может неправильно отразиться на формировании областного и местных бюджетов. По ее словам, в документе обязательно должны быть данные 2014 года, на базе которого и выстраиваются дальнейшие показатели. Аудит выявил и ряд некорректных данных в проекте.
Подводя итог обсуждения, председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Ольга Носенко сообщила, что в ходе этого и прошедших рабочих совещаний парламентарии сформировали обобщенный перечень замечаний.В частности, было отмечено, что стратегия не предполагает вклад в развитие фундаментальной науки, способной обеспечить инновационный прорыв в сферах экономики, в документе не прописано финансирование профилактики заболеваний, повышение доступности медицинской помощи для населения.
При задачах по увеличению к 2030 году объема ввода жилья на человека более чем в два раза, не указан алгоритм и взаимосвязь развития строительного комплекса с развитием других отраслей. Раздел о развитии опорных территорий основан только на дальнейшем освоении недр и работе предприятий добывающей промышленности, нет программ развития этих предприятий, неясно, как они будут участвовать в реализации стратегии, что получат от их работы бюджет и экономика. Нет описания новых инвестиционных, опорных проектов на ближайшее будущее.
Недостаточно раскрыты в проекте стратегии или рассматриваются в непосредственной связи только с направлениями развития добывающего сектора экономики и вопросы развития транспортной инфраструктуры. Другие замечания депутатов касались развития лесного комплекса области, обеспечения продовольственной безопасности, нехватки квалифицированных кадров, обеспечения качественной питьевой водой поселений, развития малого и среднего бизнеса.
Министр экономического развития Иркутской области Оксана Тетерина согласилась с доводами парламентариев. Она сообщила, что на процесс формирования областного бюджета, к которому правительство совместно с депутатами приступит в ближайшее время, непринятие проекта стратегии не повлияет, так как бюджет формируется на основе прогнозного плана социально-экономического развития области. Было принято решение для доработки проекта стратегии сформировать профильные рабочие группы с участием постоянных парламентских комитетов и комиссий Законодательного Собрания.
Фото с сайта ЗС Иркутской области.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей