Новости

История. Вузы Приангарья в условиях трансформации государства и общества // «Современная история Иркутской области: 1992-2012» Т. 2 (2012)

Вы здесь

Оглавление

1990-е годы явились тяжелым испытанием для российского высшего профессионального образования, в том числе для вузов Иркутской области. Резкое сокращение бюджетного финансиро­вания привело к «замораживанию» проектов расширения и укре­пления материальной базы вузов, сокращениям профессорско-преподавательского состава, несвоевременным выплатам зара­ботной платы. В первой половине 1990-х гг. высшая школа нахо­дилась на грани выживания. В определенной степени выходом из ситуации стала коммерциализация высшего образования. В эти же годы в городах Сибири, как и по всей стране, стали стреми­тельно создаваться филиалы центральных, прежде всего москов­ских и петербургских, вузов. В состав многих вузов стали вклю­чаться средние специальные учебные заведения, в том числе тех­никумы, большинство из которых преобразовались в колледжи. К концу 1990-х гг. ситуация с финансированием высшей школы в стране в целом несколько улучшилась, замедлился начавшийся ранее отток преподавателей из вузов в коммерческие организа­ции и на государственную службу.

В 1990-е гг. происходило изменение статуса, преобразование бывших педагогических, общетехнических, медицинских и дру­гих вузов в университеты. Университеты были открыты в адми­нистративных центрах субъектов РФ в Сибири: Улан-Удэ, Кызы­ле, Горно-Алтайске и др. В Иркутске статус университетов при­обрели бывшие политехнический институт (технический универ­ситет), институт народного хозяйства (Байкальский университет экономики и права), педагогический институт (педагогический университет), медицинский институт (медицинский универси­тет), педагогический институт иностранных языков (лингвисти­ческий университет). Сельскохозяйственный институт был пре­образован в сельскохозяйственную академию.

В начале 1990-х гг. прошла переаттестация вузов; некоторые из них значительно повысили свой статус. Иркутский государст­венный университет по результатам аттестации 1992 г. получил 38-е место в рейтинге ЮНЕСКО среди 74 ведущих университе­тов мира [15, 1992, 30 сент.]. В целом за 1990-е гг. университет, который стали неофициально называть классическим, претерпел существенные изменения, вызванные потребностями времени. Совершенствовалась структура подготовки специалистов: значи­тельно расширилась гуманитарная направленность учебного про­цесса, увеличилась доля подготовки специалистов в области пра­ва, экономики, управления, социальной и психологической сфер деятельности. Повысился уровень профессиональной и обще­культурной подготовки с использованием современных техноло­гий обучения. По итогам 1993 г. из 40 университетов Российской Федерации Иркутский государственный университет занял 11-е место [15, 1994, 15 апр.].

В 1993 г. статус технического университета был присвоен Иркутскому политехническому институту [3, 1993, 27 нояб.]. В этом же году на основе объединения нескольких образователь­ных структур была создана Иркутская высшая школа МВД РФ (впоследствии Восточно-Сибирский институт МВД России) [3, 1993, 30 нояб.]. В декабре 1993 г. Иркутскому институту народ­ного хозяйства был присвоен статус государственной экономиче­ской академии [3, 1993, 18 дек.]. За сравнительно короткий пери­од этот вуз превратился в один из ведущих вузов страны. Из ре­гиональных экономических вузов ИГЭА по рейтингам шла сразу же за московскими и петербургскими. В настоящее время это –Байкальский государственный университет экономики и права.

В марте 1995 г. Иркутский медицинский институт был пере­именован в государственный медицинский университет. Измене­ние статуса было результатом признания заслуг: за 80 лет суще­ствования этого медицинского учебно-научного центра Восточ­ной Сибири в его стенах было подготовлено более 30 тыс. врачей и провизоров. В начале 2000-х гг. Иркутский медицинский уни­верситет занимал 10-е место среди медицинских вузов России, в нем реализовался университетский принцип образования, преду­сматривающий непрерывную гуманитарную подготовку в тече­ние всего периода обучения. В соответствии с приказом Мини­стерства образования и науки РФ от 23 декабря 1996 г. «О пере­именовании педагогических институтов» Иркутский государст­венный педагогический институт иностранных языков стал име­новаться Иркутским государственным лингвистическим универ­ситетом [11, с. 170].

В середине 1990-х гг. высшая школа Иркутска была пред­ставлена следующими государственными учебными заведения­ми: технический университет, педагогический университет, госу­дарственный классический университет, экономическая акаде­мия, институт инженеров железнодорожного транспорта, сель­скохозяйственная академия, медицинский университет, лингвис­тический университет, Иркутский филиал Московского коммер­ческого университета, Восточно-Сибирский институт МВД РФ, военный авиационный институт. В конце 1990-х гг. в Иркутске были образованы филиалы Юридического института Генераль­ной прокуратуры РФ и Правовой академии РФ. В г. Братске Ир­кутской области индустриальный институт был преобразован в государственный технический университет, а затем - в государ­ственный университет.

В 1990-е- начале 2000-х гг. во всех сибирских городах, в которых существовала высшая школа, стали возникать негосу­дарственные высшие учебные заведения. Только в одном Иркут­ске на рубеже веков функционировали Байкало-Ангарский него­сударственный эколого-правовой институт, Сибирский институт права, экономики и управления (впоследствии - академия). Рос­сийская международная академия туризма, Современный гума­нитарный институт, Русско-Азиатский институт бизнеса и права и др. [1, с. 159]. Продолжало расширяться обучение на платной основе в государственных вузах. Например, в Иркутском госу­дарственном университете в 2008 г. на платной основе обучалось 58 % студентов, а на бюджетной - 42 % [16, с. 11].

Динамика числа высших учебных заведений и численности студентов за 1990-е гг. по Иркутской области выглядела следую­щим образом. В 1991/92 учебном году - 10 вузов, в которых обу­чалось 58 319 студентов, из них на дневной форме обучения — 34 616, на вечерней- 2 589, на заочной- 21 114. В середине 1990-х гг. (1995/96 учебный год) число вузов не изменилось, но численность студентов несколько уменьшилась - 53 794, из них на дневной форме обучения - 33 534, на вечерней- 1 539, на за­очной- 18 721. В начале 2000-х гг. (2000/01 учебный год) число вузов увеличилось до 11, при этом резко возросла численность студентов. Их стало 82 878, из них на дневной форме - 48 421, на вечерней- 1 848 и на заочной - 32 608 и один – экстернат [4, с. 30]. Таким образом, 1990-е гг. показали резкое увеличение чис­ленности студентов (более чем на 70 %), причем на дневной (на 71 %) и заочной (65 %) формах обучения.

Что же было характерно для развития высшего образования в Иркутской области в 1990-е гг.? С какими результатами высшая школа региона вступала в новое тысячелетие? Отметим, что все вузы страны оказались в принципиально иных политических, экономических и финансовых условиях развития. Другими стали общие оценки деятельности вузов. Устоявшиеся традиционные показатели, такие как: общее количество учебных заведений; число и группы учебных заведений по их типам; количество сту­дентов по специальностям; показатели приема и выпуска; коли­чество студентов в пересчете на 10 тыс. чел.; качественный со­став преподавателей и др. дополнялись новыми, соответствую­щими современным реалиям требованиями. Такими показателя­ми явились: соотношение обучающихся на бюджетной и коммер­ческой основе; материально-техническая обеспеченность вузов, прежде всего новейшими техническими средствами (наличие компьютерных классов); количество президентских и губерна­торских стипендий в каждом вузе и др.

Ярко выраженная общероссийская тенденция 1990-х гг.— сокращение количества средних специальных учебных заведений и возрастание количества вузов. В Российской Федерации в 1999/2000 учебном году по сравнению с 1990/91 учебным годом их сократилось с 2 603 до 2 576. Количество государственных вузов возрастало практически ежегодно и составило 590 учреж­дений, а негосударственных - 349.

В Иркутской области на начало 1999/2000 учебного года бы­ло 11 государственных и 10 негосударственных вузов, включая филиалы. Соответственно возрастало и количество студентов: в 2000 г. в 11 государственных вузах области обучалось 82,9 тыс. чел. Это было более чем в 1,5 раза выше, чем в 1992 г. В расчете на 10 тыс. чел. в 2000 г. в области приходилось 303 студента, включая студентов негосударственных вузов (в 1992 г. - 197). Дня сравнения: по России в 2000 г. - 280 чел. По этому показателю Иркутскую область можно было отнести к группе развитых стран.

Кардинально увеличилась численность студентов государст­венных вузов, обучающихся на коммерческой основе. Если в 1992/93 учебном году их доля составляла всего 4 %, то в 2000/01 учебном году возросла до 36 %. Это были прежде всего студенты, обучающиеся по экономическим, юридическим и психологиче­ским специальностям.

В 1992 г. негосударственных вузов в области не было, а в 2000 г. самостоятельных негосударственных вузов (исключая филиалы) стало 3, в них обучалось 4,2 тыс. студентов. Это соста­вило всего 5 % от общей численности студентов области. Кроме того, в область активно вторгались филиалы центральных него­сударственных вузов, которые арендовали помещения в Иркут­ске, Братске, Ангарске и Саянске [9, с. 25-26, 28].

В последнее десятилетие XX в. в Иркутской области, так же как и в целом в стране, значительно изменилась структура подго­товки специалистов. Общее соотношение студентов, обучающих­ся по инженерно-экономическим, сельскохозяйственным и меди­цинским специальностям, по отношению ко всем специальностям уменьшилось. Вместе с тем численность студентов государствен­ных и негосударственных вузов, изучающих психологию, увели­чилась в 17 раз, юриспруденцию - в 4 раза, экономику и управле­ние - более чем в 4 раза, финансы и кредит - в 2 раза. А напри­мер, количество студентов, обучающихся медицинским специ­альностям, сократилось на 19 %.

В 1990-е гг. - начало XXI в. одной из актуальных задач было сохранение и укрепление материальной базы вузов. Ситуация здесь выглядела крайне противоречиво. В 1990-е гг. в некоторых вузах ма­териальная база не развивалась, а имеющаяся приходила в упадок.

На начало 2000/01 учебного года общая площадь государст­венных высших учебных заведений составляла 743,6 тыс. кв. м, в том числе площадь учебно-лабораторных зданий составляла 432,7 тыс. кв. м. К имеющимся площадям вузы области дополни­тельно арендовали 33,2 тыс. кв. м. В результате на одного сту­дента приходилось 8,1 кв. м. Это составляло всего лишь 45 % от установленного норматива. Ниже средней обеспеченности учебные площади составляли в Иркутском государственном универ­ситете – 7,2 кв. м, в лингвистическом университете - 6,1 кв. м и в Иркутской государственной экономической академии - 5,3 кв. м. А в негосударственных вузах этот показатель был еще ниже: 5,1 кв. м. В результате негосударственные вузы арендовали 77,5 % учебных площадей [9, с. 27].

В первое десятилетие XXI в. ситуация стала улучшаться. Значительное укрепление материальной базы произошло в Бай­кальском государственном университете экономики и права. Только за 2005-2009 гг. в этом вузе было введено в эксплуатацию 4 учебных корпуса, новые помещения Научной библиотеки, Центр коллективного пользования телекоммуникационными и мультимедийными технологиями, Центр коллективного пользо­вания компьютерными сетями с высокоскоростным выходом в Интернет. Существенно увеличился парк компьютеров, объеди­ненных в локальные сети, функционировало 34 инновационных бизнес-инкубаторов, в которых ученые имели возможность осу­ществлять научно-исследовательскую работу, а студенты - фор­мировать профессиональные знания и умения.

О том, насколько это было непросто сделать, свидетельству­ет тот факт, что инвестиции, направляемые вузом на развитие материально-технической базы, облагались 20%-ным налогом. Государство практически не имело возможности самостоятельно развивать материально-техническую базу государственных науч­ных и образовательных учреждений и одновременно облагало собственные инвестиции вузов кабальным налогом [24, с. 42-43]. Кроме этого, значительно улучшилась и материальная база фи­лиалов БГУЭП, в которых обучалось более 7 тыс. студентов. В Читинском филиале БГУЭП был построен современный спорт­комплекс. В Якутске было принято в эксплуатацию одно здание, а другое заложено под строительство. Университет приобрел здания и переоборудовал их под учебный процесс в Братске и Усть-Илимске [18, с. 11].

Значительно улучшилась материальная база Иркутского ин­ститута инженеров железнодорожного транспорта (Иркутского го­сударственного университета путей сообщения). В конце 1980-х гг. вуз располагался в типовом помещении, в стесненных условиях. Несколько учебных групп вынуждены были заниматься в сырых подвальных помещениях, лишенных вентиляции. Ректор инсти­тута Л.П. Сурков обратился с просьбой к министру путей сооб­щения РФ Г.М. Фадееву. В 1992 г. коллегия министерства при­няла решение об укреплении материальной базы института и строительстве новых учебных корпусов. Строительство проводи­лось в 1990-е гг., когда в стране была разрушена привычная эко­номическая система, а цивилизованные рыночные отношения еще не установились. Ректорату института приходилось созда­вать новую материальную базу, преодолевая огромные препятст­вия, даже используя бартерные схемы, бороться с бюрократизмом и волокитой. Иногда приходилось действовать на свой страх и риск. Например, на участке, отведенном под строительство, не хватило места для размещения одного из новых корпусов. Для строительства не оставалось выхода, кроме разрушения части здания бывшей школы. Конечно, никто в министерстве такие действия не одобрил бы, поэтому персональную ответственность взял на себя ректор, а за это можно было поплатиться своей должностью.

Строительство происходило на глазах у студентов и препо­давателей. В 1997 г. в эксплуатацию был введен первый учебный корпус. Всего же строительство заняло более 10 лет. Огромную помощь в строительстве оказали Министерство путей сообщения и Управление Восточно-Сибирской железной дороги (начальник Г. П. Комаров) [29, с. 33, 48]. В настоящее время университет­ский комплекс ИрГУПС является архитектурным украшением областного центра.

Увеличение количества государственных и негосударствен­ных вузов в 1990-е гг. привело и к увеличению количества пре­подавателей. Если численность и доля лиц, имеющих ученую степень кандидата наук, в государственных вузах за это десяти­летие изменилась мало: с 2 013 чел. (44%) в 1992 г. до 2 023 (45 %), то количество докторов наук возросло более чем в два раза, что составило соответственно 3,7 % и 7,7 %. Однако почти половина (46 %) профессоров в составе кафедр были лица в воз­расте более 60 лет. В негосударственных вузах доля лиц, имею­щих ученые степени доктора или кандидата наук, была выше, чем в государственных. Так, в 2000 г. в них работало, чаще на совме­щенной основе, 12 % докторов наук и 53 % кандидатов наук. Это объяснялось тем, что руководство негосударственных высших учебных заведений активно приглашало для обеспечения учебно­го процесса лиц, имеющих ученые степени, из государственных вузов. А количество лиц - обладателей ученых степеней, было одним из необходимых условий аттестации и аккредитации негосударственных учебных заведений.

Как следствие роста и усложнения структуры вузов, сущест­венно увеличилась нагрузка преподавателей. Если в 1992 г. в среднем на одного преподавателя государственных вузов прихо­дилось 11 студентов, то в 2000 г. уже 16. В негосударственных вузах нагрузка была меньшей: на одного преподавателя приходи­лось 10 студентов [9, с. 27].

Резкое возрастание количества студентов, отсутствие обяза­тельного распределения, как в советское время, актуализировало проблему трудоустройства выпускников вузов страны. Иркутская область не явилась исключением. В 2000 г. самый высокий про­цент трудоустройства составлял у выпускников Иркутского госу­дарственного университета путей сообщения - 96 %. Далее места распределялись следующим образом: медицинский университет- – 87 %, сельскохозяйственная академия - 75 %, технический уни­верситет - 66 %, экономическая академия - 57 %, педагогический университет - 53 %. Замыкал этот ряд государственный универ­ситет: согласно данным, трудоустроиться смогли только 25 % выпускников этого вуза [9, с. 28].

Общей тенденцией развития высшего профессионального образования в стране стала коммерциализация обучения. В усло­виях резкого сокращения федерального бюджетного финансиро­вания вузы Иркутской области стали расширять перечень образо­вательных услуг с полным возмещением затрат. Например, уже в январе 1992 г. в педагогическом институте иностранных языков был создан коммерческий отдел; позднее был создан центр по изучению русского языка как иностранного с целью привлечения российских и иностранных граждан для изучения русского и ино­странных языков на договорной основе. Это позволило только в 1992 г. пополнить бюджет института на 14,8 млн руб. [11, с. 72].

Необходимо отметить и положительные тенденции в разви­тии высшей школы в 1990-е гг. Это относится к гуманитаризации высшего технического образования, в первую очередь в крупных вузах. Наглядно это проявилось в Иркутском государственном техническом университете. Распад Союза ССР, крушение комму­нистической идеологии поставили новые задачи перед гуманитар­ным образованием. Ректорат вуза (ректор - профессор С. В. Леонов) делал все для того, чтобы повышение статуса политехниче­ского института до технического университета сопровождалось увеличением и усилением гуманитарной составляющей в обучении.

В 1990-е гг. в техническом университете был создан цикл гуманитарных наук, который объединял первоначально 5 соци­ально-гуманитарных кафедр. Изменялось содержание прежде преподаваемых дисциплин (история, философия, экономическая теория), появились новые учебные дисциплины (социология, по­литология, культурология). К концу 1990-х гг. студенты техниче­ского университета изучали 9 обязательных гуманитарных наук. Кроме этого, студентам было предоставлено право изучения элективных (свободных) тем по истории, философии и экономи­ческой теории. Например: «История инженерного образования в России», «История развития техники», «История российского менталитета» и др. Успешно внедрялась рейтинговая система контроля знаний студентов. Преподаватели кафедр стали исполь­зовать компьютерное тестирование, был создан мультимедийный учебник по истории России. Существенно омолодился кадровый состав социально-гуманитарных кафедр.

К сожалению, в дальнейшем многие позиции гуманитариза­ции высшего технического образования были утеряны. В начале XXI в. в техническом университете был ликвидирован гумани­тарный центр, количество кафедр сократилось до трех, к тому же они были распределены по факультетам. А это привело к утрате горизонтальных связей, потере преемственности в изучении гу­манитарных наук. Перестали созываться методологические конференции по гуманитарному образованию. Резко сократилось ко­личество элективных курсов, постоянно уменьшается объем часов па изучение предметов гуманитарного цикла [19, с. 390-393].

На рубеже XX-XXI вв. в развитии отечественного высшего профессионального образования действовали как положитель­ные, так и отрицательные тенденции. К положительным можно отнести:

  • возрастание востребованности высшего образования среди различных слоев населения;
  • рост потребностей в молодых квалифицированных кадрах в производственных и непроизводственных сферах;
  • повышение требований к качеству подготовки выпускни­ков вузов со стороны потенциальных работодателей;
  • постепенная модернизация системы высшего образования, включающая внедрение новых информационных и наукоемких технологий.
  •  

Наряду с этим действовали и неблагоприятные факторы:

  • снижение в обществе социального статуса профессорско- преподавательских кадров в отличие, например, от статуса бан­ковских работников или представителей бизнес-структур;
  • снижение оплаты преподавателям высшей школы в срав­нении с представителями других сфер деятельности;
  • снижение побудительных мотивов в совершенствовании качества своего труда.
  •  

В 1990-е - начало 2000-х гг. вузы Иркутской области осуще­ствляли подготовку как по традиционным специальностям и на­правлениям, так и по новым, востребованным сегодняшними реа­лиями. В Иркутском государственном университете, например, продолжалось обучение по таким специальностям, как математи­ка, прикладная математика, физика, радиофизика и электроника, химия, география, метеорология, гидрология, геология, геологическая съемка, геология нефти и газа, биология, почвоведение, физиология, филология, журналистика, история, юриспруденция. По этим направлениям, преподавание по которым проводилось десятки лет, сложились авторитетные научные школы. Но актив­но развивались такие направления и специальности, как менедж­мент организации, стратегическое управление компанией, мате­матическое обеспечение и администрирование информационных систем, математические методы в экономике, социальная работа, социология, регионоведение, социальный менеджмент, коммер­ция, товароведение и экспертиза товаров, маркетинг, экология, природопользование, международные отношения, политология, религиоведение, связи с общественностью, социально-культурный сервис и туризм, реклама и др. Всего же в конце первого десяти­летия XXI в. Иркутский университет в соответствии с действую­щей лицензией имел право ведения образовательной деятельно­сти по 26 направлениям и 42 специальностям, магистерской под­готовки - по 17 направлениям; послевузовского профессиональ­ного образования (аспирантура) - по 51 специальности; дополни­тельного профессионального образования; повышения квалифи­кации руководящих работников по профилю вуза на базе высшего профессионального образования; подготовки к поступлению в вуз.

В рамках реализации основных направлений Болонского процесса ИГУ осуществлял постепенный переход на многоуров­невую систему высшего образования. С 1994 г. началась подго­товка бакалавров по направлению «Лингвистика», с 2002 г. - по направлениям «Геология», «Экономика», «Коммерция», с 2005 г. - по направлению «Химия». Подготовка магистров стала осуществ­ляться в ИГУ с 2002 г. Первым направлением магистерской подго­товки стала «Геология» с 2002 г., затем «Радиофизика» (с 2003 г.), «Лингвистика» (с 2005 г.), «Химия» (с 2006 г.), «Коммерция», «Физика», «Электроника и микроэлектроника» (с 2007 г.) [27, с. 12-13].

В середине первого десятилетия XXI в. Иркутский государ­ственный технический университет осуществлял подготовку по 82 специальностям технического, экономического, гуманитарно­го и художественного направлений. Прием в аспирантуру прово­дился по 42 специальностям технического, экономического и гу­манитарного направлений, а в докторантуру - по 12 специально­стям горного, геологического, металлургического и экономиче­ского профиля. Дополнительное образование, повышение квали­фикации и профессиональную подготовку проводил Межотрас­левой региональный центр повышения квалификации и перепод­готовки специалистов (МРЦПК) по международным, федераль­ным и региональным программам. В состав МРЦПК входили: факультет повышения квалификации преподавателей (ФПК), ин­ститут дополнительного образования и сибирско-немецкий ин­женерный факультет. На ФПК ежегодно проходили повышение квалификации около 250 преподавателей ИрГТУ и других вузов по четырем направлениям: овладение новыми информационными технологиями в обучении; освоение вычислительной техники; изучение иностранных языков; менеджмент. В институте допол­нительного образования проводилась работа по 41 направлению в рамках оказания образовательных, консультационных и других услуг [14, с. 3].

Максимально приближенным к практике было поставлено обучение в Иркутском институте железнодорожного транспор­та/Иркутском государственном университете путей сообщения. В середине 1990-х гг. подготовка более 5 тыс. студентов осуществ­лялась по семи специальностям: экономика и управление на же­лезнодорожном транспорте; электроснабжение железнодорожно­го транспорта; локомотивы; вагоны; организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте; автоматика, теле­механика и связь на железнодорожном транспорте; строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство. Для подготовки к бу­дущим специальностям был создан специальный центр, в кото­ром отрабатывались все необходимые навыки. Весь процесс ре­монта подвижного состава изучался в реальных условиях в учеб­ном мини-депо. В вузе действовал круглогодичный студенческий отряд, в котором студенты работали помощниками машинистов; действовал отряд по ремонту железнодорожных путей, а также отряд проводников [7, с. 20; 29, с. 15]. Таким образом, будущие железнодорожники получали навыки эксплуатации материально­го парка, приобретали коммуникативные качества, необходимые в будущей деятельности.

Современные методы преподавания были использованы и в Восточно-Сибирском филиале Российской академии правосудия. Филиал был открыт в 2000 г., а в 2005 г. был осуществлен первый выпуск специалистов по заочной форме обучения и в 2008 г. - по дневной форме. Успешно работал факультет повышения квали­фикации филиала, в котором обучались федеральные судьи, ра­ботники федеральных судов общей юрисдикции, мировые судьи и работники аппарата мировых судей, служащие арбитражных судов Российской Федерации. Всего за первые восемь лет функ­ционирования филиала свидетельства о повышении квалифика­ции получили в общей сложности около 3500 чел. На факультете повышения квалификации помимо привычных лекций и семи­нарских занятий проводились выездные практические занятия на базе Кировского районного суда г. Иркутска и Арбитражного су­да Иркутской области. Проводились круглые столы на темы: «Особенности административного судопроизводства», «Органи­зация прохождения гражданской службы», «Организация архива на судебном участке» и др. Занятия проводили не только штат­ные преподаватели филиала, но и приглашенные судьи Иркут­ского областного суда, районных судов г. Иркутска, Федерально­го арбитражного суда Восточно-Сибирского округа. Иркутского областного арбитражного суда, государственные служащие Управления Судебного департамента по Иркутской области [23, с. 8-9]. Такой усиленный преподавательский состав позволял на высоком профессиональном уровне проводить деловые игры по гражданским, уголовным и административным делам с учетом их подсудности.

Сложные условия, в которых оказалась российская высшая школа в 1990-е гг., отрицательно сказались и на развитии вузов­ских научных исследований. В связи с общим улучшением поло­жения в высшем образовании в 2000-е гг. положительные явле­ния происходили и в развитии научно-исследовательской работы. Усилились и требования ВАК к качеству диссертаций. В 2008 г. была проведена работа по пересмотру сети диссертационных советов. Была прекращена практика открытия разовых диссоветов, ликвидированы резервные советы, была запущена, пока только в пилотном режиме, система «Антиплагиат». В результате прове­денных мероприятий количество кандидатских диссертационных советов в стране сократилось в 1 5 раз.

В отмеченный период значительно активизировалась научно-исследовательская работа в ИГЭА/БГУЭП. В конце 1980-х гг. в составе вуза было открыто 5 диссертационных советов по за­щите кандидатских диссертаций по экономическим специально­стям. В 2005 г. в БГУЭП успешно функционировали два доктор­ских и четыре кандидатских диссертационных совета по 13 науч­ным специальностям. За 1990-2005 гг. значительно увеличилась численность аспирантов и соискателей и составила 882 чел. С 1986 по 2005 г. было защищено 486 кандидатских диссертаций и 71 докторская. Число докторов наук в этом вузе возросло с 12 чел. в 1990 г. до 81 в 2005 г.

В 1994 г. ИГЭА по заказу губернатора Иркутской области как головная научная организация разработала Концепцию раз­вития производительных сил области в условиях перехода на ры­ночные отношения. В 1995 г. выполнялась региональная межву­зовская научно-техническая программа «Развитие производи­тельных сил Предбайкальского региона».

С 2000 г. в БГУЭП формировались целевые комплексные программы научных исследований, направленных на координа­цию деятельности научных сил БГУЭП, повышение эффективно­сти и качества хоздоговорных и госбюджетных ПИР. В 2000 г. университет в числе 20 ведущих вузов страны выиграл крупный международный грант Национального фонда подготовки кадров (НФПК). Это позволило создать совместимые с вузами Европы и США учебные программы. НФПК позволил пройти стажировку в университетах Западной Европы около 40 % профессорско-преподавательского состава.

В 2002 г. коллектив БГУЭП как головная организация в со­дружестве с НИИ СО РАН, ВСНЦ СО РАМН разработал первые в стране среднесрочные (2002-2005) программы социально- экономического развития Иркутской и Читинской областей. Все­го с 1986 по 2005 г. университет выполнил 586 научно- исследовательских тем, из которых 93 % являлись хоздоговор­ными. В числе фундаментальных работ были выполнены такие, как: «Теоретическое исследование трансформации экономики субъектов РФ», «Проблемы формирования и накопления челове­ческого капитала», «Развитие межбюджетных отношений на субфедеральном уровне», «Формирование управления финансо­вой устойчивостью субъектов Федерации в условиях становления бюджетного федерализма» и др. [25, с. 18-19].

В 2008 г. в вузах Иркутской области действовало 25 диссер­тационных советов. Из них наибольшее количество было в Бай­кальском государственном университете экономики и права (6), далее – в Иркутском государственном университете и Иркутском государственном техническом университете (в каждом по 5), в Братском государственном университете (3), в Иркутском госу­дарственном медицинском университете и в Иркутском государст­венном университете путей сообщения (2 в каждом) и по одному совету в Иркутском государственном педагогическом университете и в Иркутском государственном лингвистическом университете.

Программные разработки выполнялись на основе координа­ции научных исследований с институтами Иркутского научного центра СО РАН, Российской академии медицинских наук и дру­гих научных организаций области. При этом, к сожалению, в бюд­жете Иркутской области до минимума была сведена строка по на­учным заказам, разработке программы социально-экономического развития региона. Происходило почти полное отторжение от научных исследований крупных вертикально интегрированных корпораций, работающих на территории Иркутской области. Корпорации не финансировали крупные научно-технологические разработки, не проводили тендеры, т. е. не использовали значи­тельный потенциал вузовской науки [24, с. 39, 41-42].

Одной из тенденций развития высшего образования в 1990- 2000-е гг. в Сибири, как и в стране в целом, явилось расширение международных связей, выражавшихся в установлении постоян­ных контактов с зарубежными вузами-партнерами. Сибирские вузы сотрудничали с университетами КНР, Республики Корея, Монголии, Германии, Франции, Голландии, США, Японии, Польши и других стран. Сотрудничество выражалось в работе над совместными проектами, участии в международных конфе­ренциях и семинарах, научных и языковых стажировках, совме­стном написании учебников и учебных пособий и совместных научных публикациях.

Широкие международные связи имел Иркутский государст­венный институт иностранных языков/Иркутский государствен­ный лингвистический университет. Еще в 1990 г. было подписано соглашение между ИГПИИЯ и Университетом Париж-8. К концу 1990-х гг. лингвистический университет сотрудничал уже с 15 зарубежными вузами-партнерами, среди которых Университет Алкола де Энарес (Испания), Университет г. Тьяма (Япония), Педагогический университет г. Далянь (КНР), Университет г. Аньянга (Республика Корея), Педагогический университет г. Ханоя и Центр изучения иностранных языков г. Хайфона (Вьетнам) и др. Кафедра русского языка как иностранного ИГЛУ подготовила телевизионный курс «Так говорят по-русски», который трансли­ровался на весь северо-восточный Китай и занял первое место во Всекитайском конкурсе учебных программ. В лингвистическом университете был создан региональный центр французского язы­ка и культуры, выпускался совместный журнал «Иркутск - Па­риж» с участием студентов и преподавателей ИГЛУ и Универси­тета Париж-8 [ 1 1, с. 97-99].

Успешно развивались международные связи Иркутского го­сударственного технического университета. В 2001 г. при ИрГТУ был создан Региональный центр международного сотрудничества вузов Иркутской области. В 2002 г. в техническом университете был образован сибирско-немецкий инженерный факультет; был подписан договор о кооперации, позволяющий студентам полу­чить два диплома: ИрГТУ и Университетов Касселя и Ганновера. Окончившие этот факультет студенты могли продолжить образо­вание в германских университетах для получения магистерской степени в области машиностроения и архитектуры [14, с. 6].

Иркутский государственный университет в 2013 г. сотруд­ничал с 61 зарубежными партнерами из Европы, Азии, Северной Америки и Австралии. Например, в реализации ряда образова­тельных проектов ИГУ сотрудничал с 1 1 университетами Рес­публики Корея. В рамках образовательного проекта с Корейским фондом (г. Сеул) был создан Центр изучения корейского языка и культуры на базе Международного института экономики и лин­гвистики ИГУ. Значительно усилилось сотрудничество с вузами КНР: Ляонинским университетом (г. Шэньян), Гуманитарным институтом Северо-Восточного педагогического университета (г. Чанчунь), Чжэнчжоуским университетом, Столичным гумани­тарным педагогическим университетом (г. Пекин), Пекинским техническим институтом, Далянским университетом иностран­ных языков и др.

Более 20 лет успешно развивается проект ИГУ и Универси­тетского колледжа Мэрилендского университета (США). Эта программа одной из первых в России была аккредитована Комис­сией по высшему образованию США и аттестована Министерст­вом общего и профессионального образования РФ. Обучающиеся по программе студенты сибирско-американского факультета ме­неджмента Байкальской международной бизнес-школы ИГУ по завершении обучения получали два государственных диплома- российский и американский. В 2012 г. ИГУ и Университет им. Кристиана Альбрехта (Германия) заключили договор о присуж­дении двойного диплома по направлению «Экология и природо­пользование». Помимо этого университета постоянными евро­пейскими партнерами ИГУ являются: Университет Пассау (Гер­мания), Университет им. Адама Мицкевича (г. Познань, Польша), Савойский университет (г. Шамбери, Франция), Реннский инсти­тут политических исследований (Франция), Швейцарский инсти­тут прикладных наук и технологий, Университет Зальцбурга (Ав­стрия) [8, с. 18-19].

В 2003 г. в Сибирском федеральном округе, по официаль­ным данным, функционировало 114 вузов, в которых обучалось более 820 тыс. студентов. Удельный вес СФО по количеству ву­зов составил 11,1 % (для сравнения: только в одной Москве – 10,7 %). В Уральском федеральном и Дальневосточном феде­ральном округах этот показатель соответственно равнялся 7,2 % и 5,8 % [2, с. 361]. Таким образом, вновь, как и на рубеже XIX- XX вв., наблюдается тенденция опережающего развития высшего образования в центре страны по сравнению с восточными окраинами.

Какие изменения, кроме вышеотмеченных, произошли в высшем профессиональном образовании в Иркутской области в первое десятилетие нынешнего века?

С 2000 г. в Иркутске открылся Восточно-Сибирский филиал Российской академии правосудия (ВСФ РАП). Академия была образована в соответствии с Указом Президента РФ от 11 мая 1998 г. и Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 г. в целях реализации федеральной программы «Развитие судебной системы России». Функции учредителей были возло­жены на Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. ИСФ РАП призван обеспечить потребности 7 субъектов Россий­ской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, в подготовке специалистов для судебной системы.

В соответствии с решениями учредителей 60 % мест финанси­руется из федерального бюджета, выделяется для целевого приема в академию по направлениям от Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в рамках целевой контрактной подготовки, вce учебные программы РАП и ее Восточно-Сибирского филиа­ла ориентированы на судебную практику [23, с. 1—2].

К сожалению, в первое десятилетие XXI в. высшая школа Иркутской области лишилась одного из старейших высших воен­ных учебных заведений России. 24 декабря 2008 г. Председатель Правительства РФ В. В. Путин подписал правительственное по­становление, в котором содержался пункт о реорганизации и пе­редислокации Иркутского высшего военно-авиационного инсти­тута в г. Воронеж.

Годом основания института считается 1931 г. Тогда был соз­дано военно-авиационное училище, которое позднее стало пол­нопрофильным заведением военно-воздушных сил, где были со­средоточены все основные факультеты по подготовке авиацион­ных инженерных кадров. Была создана мощная учебно­-лабораторная база, сформирован профессионально подготовлен­ный кадровый преподавательский состав. В 1975 г. училище по­высило свой статус, оно стало первым учебным заведением в системе военно-учебных заведений ВВС, переведенных из сред­них специальных в высшие.

Распад Союза ССР, резкое падение престижа военной служ­бы, стремительное снижение уровня благосостояния офицеров в 1990-е гг. отрицательно сказались на положении ИВВАИУ. Из-за отъездов в бывшие союзные республики и увольнений число ученых института уменьшилось более чем на одну треть. Резко снизился конкурс в военный вуз. Тем не менее в 1992 г. был про­изведен первый набор курсантов по специальности «Эксплуатация и ремонт авиационного вооружения». Вуз вступил в завер­шающий этап создания полнопрофильного военно-учебного за­ведения ВВС в восточных районах страны. Большое внимание уделялось научно-исследовательской работе преподавательского состава и курсантов. Несмотря на сложности, в которых оказа­лись общество и армия в 1990-е гг., Иркутское ВВАИУ с 1995 по 1999 г. занимало 2-3-е места среди вузов ВВС и Министерства обороны РФ по научной работе.

Однако в период печальной памяти «сердюковских реформ», названных так по имени тогдашнего министра обороны РФ А. Сердюкова, Иркутское ВВАИУ, в числе других военных учеб­ных заведений страны, прекратило свое существование. На осно­вании указанного выше правительственного постановления 31 декабря 2008 г. была принята директива МО РФ о начале ра­бот по передислокации училища в Воронеж. Основные работы в спешном порядке были проведены до 12 января 2009 г., после чего 77-летняя история ИВВАИУ закончилась. Для Иркутской области и г. Иркутска это явилось невосполнимой потерей. За годы существования Иркутское ВВАИУ подготовило свыше 65 тыс. авиационных специалистов. Среди выпускников училища 14 Героев Советского Союза и один Герой России, 16 генералов, десятки докторов и кандидатов наук, руководители инженерно­-авиационной службы ВВС. После переезда училища в Воронеж около 80 % преподавательского состава остались в Иркутске [20, с. 281-286; 17, с. 99-102].

В 2009/10 учебном году подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в Иркутской области осущест­вляли 35 образовательных учреждений, в том числе 11 государст­венных вузов, 16 филиалов государственных вузов, 4 негосудар­ственных вуза и 4 филиала негосударственных вузов. В этих ву­зах и филиалах трудилось более 5 тыс. преподавателей. Обуча­лось более 135 тыс. студентов всех форм обучения, в том числе более 108 тыс. составляли студенты государственных вузов (80 %), более 16 тыс. студентов - филиалов негосударственных вузов (12 %) и более 10 тыс. студентов - негосударственных ву­зов и филиалов негосударственных вузов (8 %). Подготовка осу­ществлялась в общей сложности по более 200 специальностям и направлениям.

Среди всех студентов около 60 % обучались на платной ос­нове. Показатель численности студентов на 10 тыс. населения равнялся 541, что превышало общероссийский. Ежегодно вузы области выпускали более 20 тыс. специалистов, в том числе более 11 тыс. специалистов дневной формы обучения, по общетехниче­ским, экономическим, естественно-научным, гуманитарным и иным специальностям. По количеству студентов Иркутская область входила в первую тройку по Сибирскому федеральному округу. Область относится к числу субъектов Российской Феде­рации, в котором специалисты с высшим образованием состав­ляют значительную часть в общем числе занятого трудоспособ­ного населения в регионе [21, с. 12, 15].

На начало 2010/1 I учебного года Иркутская область занима­ла второе место в Сибирском федеральном округе по совокупно­му количеству вузов, уступая только Новосибирской области. Это соотношение распространялось и на количество студентов в вузах [10, с. 54].

По-прежнему лидирующие позиции среди высших учебных заведений Иркутской области занимали Иркутский государст­венный университет, Байкальский государственный университет экономики и права, НИ Иркутский государственный технический университет. В 2010 г. по результатам отбора ИрГТУ была при­своена категория «Национальный исследовательский универси­тет» на 10 лет. Финансирование из федерального бюджета в те­чение первых 5 лет выполняется в размере 1 800 млн руб.

В 2008 г. в Иркутском государственном университете пре­подавали более 900 преподавателей, из них 156 докторов наук, 480 кандидатов наук, 4 действительных члена РАН, 2 члена- корреспондента РАН, иностранные преподаватели из КНР, Рес­публики Корея и США. В 2006 г. ИГУ успешно прошел государ­ственную аттестацию и аккредитацию. В соответствии с дейст­вующей лицензией ИГУ предоставлено правоведения образова­тельной деятельности по 26 направлениям и 42 специальностям [27, с. 12-13].

По комплексному рейтингу, который проводился среди эко­номических и юридических вузов Российской Федерации в 2007 г., БГУЭП занимал 5-е место. Это очень высокий показатель.

В составе вуза насчитывалось 14 факультетов, на которых осуществлялась подготовка по 32 специальностям. В университе­те действовало 3 самостоятельных юридических факультета: фа­культет гражданского и предпринимательского права; судебно­-следственный факультет и факультет государственного и между­народного права.

В 2008 г. в Байкальском государственном университете эко­номики и права обучалось более 25 тыс. студентов. Университет входил в число 5 % вузов Российской Федерации, которые имели численность студентов более 15 тыс. чел. Кроме того, в БГУЭП обучалось около 600 аспирантов. Такую мощную аспирантуру и сеть советов по защите диссертаций в Сибири имели только Том­ский государственный университет и Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. Каждый год в БГУЭП защищалось около 70-80 соискателей ученых степеней; это был самый высокий показатель в Иркутской области.

Более трех четвертей преподавателей университета имели ученые степени кандидатов и докторов наук. При этом следует отметить, что «остепененные» преподаватели достаточно моло­ды. Например, средний возраст доктора наук составлял 44 года (по стране - 65 лет), а кандидата наук - 33-34 года [ 18, с. 7-9].

В 2010 г. в Байкальском государственном университете эко­номики и права трудилось свыше 1 тыс. преподавателей, из них 117 докторов наук, профессоров (в 1985 г. таковых было всего 6), 175 кандидатов наук, доцентов. В университете обучалось более 27 тыс. студентов и магистрантов, включая обучающихся в фи­лиалах, расположенных в Братске, Усть-Илимске, Чите и Якут­ске. В аспирантуре и докторантуре обучалось 700 чел. Работало 6 докторских советов, среди них докторский совет по защите дис­сертаций на соискание ученой степени доктора юридических на­ук [22, с. 10].

В 2011 г. ИГУ вошел в число 55 вузов Российской Федера­ции, ставших победителями конкурса Министерства образования и науки РФ по поддержке программ стратегического развития госу­дарственных образовательных учреждений высшего профессио­нального образования. В университете был создан уникальный телескоп, установленный в Тункинской долине (Республика Буря­тия). По количеству опубликованных научных трудов университет опережал другие вузы области в 2 раза. В ИГУ издавались 4 жур­нала с грифом ВАК. Около 300 студентов получали оксфордские стипендии, а 6 студентов стали стипендиатами Президента РФ.

Братский государственный университет в 2011 г. победил в конкурсе программы «Формирование единой инновационной среды севера Иркутской области и зоны БАМ». Университет по­лучил финансирование в объеме 8,5 млн руб. сроком на 2 года.

По объемам научно-исследовательской работы среди вузов области в 2011 г. на первом месте шли НИ ИрГТУ и ИрГУПС, а по объемам заказов - НИ ИрГТУ и ИГУ. По объемам научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ лидировали ИГУ и Восточно-Сибирская государственная академия образова­ния (ВСГАО). ИрГТУ, ИрГУПС, БГУЭП выполняли объемы НИОКР по заказу отечественных и зарубежных организаций. В каждом вузе области, кроме ВСИ МВД РФ, имелась аспирантура [28].

В 2013 г. Иркутский государственный университет отметил свое 95-летие. Это - первенец высшего профессионального обра­зования не только в Иркутской области, но и в Восточной Сиби­ри. В составе университета находилось:

  • 5   учебных институтов (Байкальская международная бизнес-школа; Юридический институт; Международный инсти­тут экономики и лингвистики; Институт математики, экономики н информатики; Институт социальных наук);
  • 10 факультетов, в том числе имеющие длительную ис­торию (исторический, филологии и журналистики, физический, химический, биолого-почвенный, географический, геологиче­ский), а также новые, возникшие в 1990-2000-е гг.: психологии; бизнеса и менеджмента, сибирско-американского факультета ме­неджмента (оба входят в состав Байкальской международной бизнес-школы), сервиса и рекламы; религиоведения и теологии. В университете обучалось более 13 тыс. студентов. На 101 ка­федре трудилось 770 преподавателей, из которых 160 докторов наук, профессоров, 473 кандидата наук, доцента, 4 действитель­ных члена и члена-корреспондента РАН, 27 действительных чле­нов отраслевых и общественных академий, 4 заслуженных учите­ля РФ [13, с. 3].
  •  

Структурными подразделениями ИГУ также являются: Науч­ная библиотека, созданная в 1919 г., в фондах которой находятся более 3 млн единиц хранения; Астрономическая обсерватория, возникшая в 1931 г.; единственный в регионе Ботанический сад, созданный в 1940 г.; Межрегиональный институт общественных наук (МИОН), образован в 2002 г.; Научно-исследовательский центр (НОУ) «Байкал», образованный в 2006 г. в рамках про­граммы «Развитие научного потенциала высшей школы». При этом ИГУ входит в число 7 российских университетов, имеющих в составе одновременно НОУ и МИОН. Кроме этого, в составе ИГУ функционируют центр повышения квалификации и пере­подготовки специалистов; территориально-распределительная сеть из 10 учебно-научных станций и полигонов на территории Иркутской области, Республики Бурятия и Монголии, а также инфрокоммуникационная сеть, включающая 30 км оптоволокна, и радиосеть в Иркутске [26, с. 30-31].

Одной из приоритетных общегосударственных задач на­стоящего периода является переход на инновационное развитие. Эта задача поставлена перед высшими учебными заведениями страны, является одним из базовых показателей эффективности их функционирования.

Инновационное развитие Иркутского государственного уни­верситета получило свое дальнейшее развитие. Университет пре­доставляет широкий спектр инновационных продуктов: научно-­образовательных, гуманитарных, просветительных, технологиче­ских и информационных.

Своеобразной площадкой для инновационного пути разви­тия стал Научно-исследовательский Иркутский государственный технический университет. В 200Ц г. был создан Технопарк Ир­ГТУ, призванный решать самые актуальные научно-технические проблемы промышленных предприятий региона. Каков же путь решения этих проблем? Это создание условий для деятельности малого инновационного предпринимательства, привлечение преподавателей вуза к инновационной деятельности, передача разра­боток инновационных продуктов предприятиям, создание конку­рентоспособных и импортозаменяющих технологий, товаров и услуг, а также подготовка кадров.

Уже при создании Технопарк ИрГТУ имел сложную органи­зационную структуру. Он включал инкубатор малого бизнеса; предприятия, приглашенные для сотрудничества; малые пред­приятия, созданные университетом и предоставляющие инфор­мационные, юридические, маркетинговые, бухгалтерские и иные услуги; IT-структуры; региональные инновационные структуры; проблемные лаборатории и другие структуры, создаваемые для решения конкретных задач. В состав Технопарка, таким образом, в 2000 г. входило 10 предприятий наукоемкого бизнеса: 5 IТ- структур; 6 проблемных, исследовательских и испытательных лабораторий; 8 учебно-научно-производственных центров; 2 про­ектных бюро [12, с. 2].

Основой инновационного развития стало решение задачи подготовки специалистов, способных создавать и производить конкурентоспособную и рентабельную продукцию, создавать и осваивать новые технологии. В соответствии с этим совершенст­вовались учебные планы; при этом учитывались уровень разви­тия науки и техники, требования работодателей, внедрялись но­вые формы и методы обучения.

В дальнейшем структура Технопарка развивалась. Появи­лись корпоративные учебно-исследовательские центры ОАО «ТНК-ВР» и ОАО «Иркутскэнерго», фирменные лаборатории, созданные ОАО «Бурятзолото», ОАО «Ангарская нефтехимиче­ская компания», ЗАО «Алроса», ОАО «Саянскхимпласт», ОАО «Полиметалл» и др. Преподаватели и сотрудники вуза, НИИ и промышленных предприятий, а также лучшие студенты обуча­лись в школе инновационного менеджмента, созданной при под­держке областной администрации на базе ИрГТУ.

Развитие всей инновационной деятельности происходило на базе Технопарка, который включал в себя: 16 предприятий нау­коемкого бизнеса, 8 региональных инновационных структур, 12 IT-центров, центр управления интеллектуальной собственностью, а также учебно-научные производственные центры и сервисные службы университета. Технопарк ИрГТУ, ставший своеобразной визитной карточкой технического университета, успешно решал следующие задачи: проводил маркетинговые исследования; вы­полнял научные исследования; осуществлял подготовку кадров для инновационной деятельности; создавал наукоемкие техноло­гии; занимался коммерциализацией наукоемких технологий и результатов инновационной деятельности.

Одной из структур, которые осуществляли создание высоких технологий в ИрГТУ, стал Байкальский центр нанотехнологий (БЦНТ). Центр проводил фундаментальные и прикладные иссле­дования в области нанотехнологий; создавал и внедрял новые технологии для развития экономики Иркутской области и Рес­публики Бурятия; готовил специалистов по направлению нано­технологии - кадровое сопровождение новых технологий; осуще­ствлял использование уникального лабораторного оборудования. При этом деятельность БЦНТ основывалась на интеграции Ир­ГТУ с академическими институтами Иркутского научного центра СО РАН и Бурятского научного центра СО РАН, институтами Сибирского отделения РАН, высшими учебными заведениями и предприятиями Иркутской области, Республики Бурятия и Забай­кальского края [5, с. 28-29].

Успешной следует признать реализацию программы инно­вационного развития БГУЭП. В целях перехода БГУЭП на инно­вационно-образовательные технологии в 2007 г. был создан меж­региональный инновационно-технологический центр социально- экономического проектирования «Технопарк БГУЭП». В его со­став были включены основные образовательные подразделения университета (факультеты и кафедры), на базе которых создали бизнес-инкубаторы, в том числе виртуальные, по формированию компетенции студентов и проведения НИР.

Целевой комплексной программой научных, исследований БГУЭП предусмотрено расширение участия ученых вуза в меж­дународных научных программах, экономических, юридических и гуманитарных исследованиях и образовательных проектах, уча­стие в решении задач социального, научно-технического и эко­номического развития субъектов Федерации Сибирского феде­рального округа.

БГУЭП одним из первых вузов Иркутской области начал подготовку нового, более высокого уровня высшего образова­ния – магистратуры. В рамках реализации приоритетного нацио­нального проекта «Образование» БГУЭП впервые в стране с 1 сентября 2006 г. начал реализовывать инновационный научно-­образовательный проект по подготовке магистров по направле­нию «Менеджмент» по программе «Управление человеческими ресурсами» на базе педагогического состава директоров, завучей и учителей школ г. Иркутска. Этот проект соответствовал време­ни и отвечал требованиям Министерства образования и науки РФ [25, с. 12, 20,22].

Одной из актуальных проблем современного этапа развития высших учебных заведений является проблема взаимодействия с работодателями и трудоустройства выпускников. В 2007 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предостав­ления права участвовать в разработке и реализации государст­венной политики в области профессионального образования». В соответствии с законом взаимодействие вузов и работодателей должно происходить в следующих формах: участие представите­лей работодателей в разработке и экспертизе федерального госу­дарственного образовательного стандарта, особенно в части про­фессиональных программ и компетенций; рейтингование вузов; прогнозирование потребностей в специалистах; целевая подго­товка специалистов; создание корпоративных университетов и программ дополнительного образования; прямая поддержка фир­мами вузов в части организации учебного процесса.

Другими формами взаимодействия работодателей с админи­страциями вузов являлись и являются заключение договоров с предприятиями и другими хозяйствующими субъектами на обуче­ние студентов. Например, в ИГУ в 2008 г. действовало 615 таких договоров, по которым проходило обучение 643 чел., по программам повышения квалификации - 101 договор (обучалось 207 чел.).

Сотрудники Института социальных наук ИГУ в 2008 г. про­вели экспертный опрос среди работодателей Иркутской области. Исследование показало следующие результаты. Для работодате­лей наиболее значимыми явились такие качества выпускников:

  • профессиональная компетенция - 15 %;
  • дисциплинированность - 12,4 %;
  • инициативность и творческое отношение к работе - 11,4 %;
  • способность работать в команде — 1,1 %;
  • коммуникабельность - 10,7 %;
  • способность самостоятельно принимать решения - 8,5 %;
  • восприимчивость к инновациям - 7,2 %;
  • способность к адаптации к новым условиям - 6,8 %;
  • исполнительность и умение подчиняться - 6,5 %;
  • уровень общей культуры, способность воспринимать межкультурные различия - 4,6 %.
  •  

Однако проведенный опрос выявил и весьма тревожную оценку: по мнению работодателей, выпускникам иркутских вузов не хватало, прежде всего, профессиональных знаний для эффек­тивной работы в их организациях. На это указали 29,3 % экспер­тов [6, с. 212, 217].

Какие же общие факторы в развитии высшего профессио­нального образования в Иркутской области являются наиболее характерными для современного периода?

Это возрастание роли и требований работодателей к выпу­скникам вузов, что влечет усиление практической направленно­сти обучения. Следует отметить, что вузы области хорошо пони­мают эту тенденцию и адекватно на нее реагируют. Хороший пример подает НИ ИрГТУ, который тесно взаимодействует с та­кими ведущими предприятиями региона, как «Иркутскэнерго», «ТНК-ВР», «Иркутский авиационный завод», «Нитол», «Саянскхим­пласт» и другими по вопросам трудоустройства своих выпускников.

Следующий фактор - это повышенный и не всегда обосно­ванный спрос абитуриентов на такие специальности и направле­ния подготовки, как юриспруденция, экономика и менеджмент. В результате абитуриенты поступают на эти специальности любой ценой, даже в те вузы и филиалы, которые не имеют достаточных ресурсов (преподавательских, учебно-методических, материаль­ных баз и др.) для качественной подготовки студентов.

Введение ЕГЭ при всех его положительных и отрицательных сторонах привело к тому, что многие абитуриенты с высокими показателями единого экзамена стали предпочитать более пре­стижные вузы других субъектов Федерации, прежде всего Моск­вы и С.-Петербурга.

Каковы же возможные решения этих и других проблем? Это открытие новых перспективных направлений подготовки бакалавров и магистров в соответствии с потребностями социально- экономического развития Иркутской области и сопредельных регионов (Республика Бурятия, Забайкальский край и др.). Необходимо создавать университетские комплексы непрерывного образования. Актуальной задачей остается разработка и реализация крупных образовательных проектов федерального значения. В связи с усилением требований работодателей к выпускникам вузов необходимо продолжать работу и находить новые формы взаимодействия вузов и работодателей. Целесообразно реализовывать научно-образовательные технологии передовых стран Запада и Востока, используя для этого все формы международного сотрудничества.

Литература

1.    Абитуриент 2000. Весенний выпуск. - Иркутск. 2000. - 163 с.

2.    Водичев Е. Г. Высшая школа на востоке России / Е. Г. Водичев, Н.П. Коробкова, А. В. Литвинов // Историческая энциклопедия Сибири. - Но­восибирск. 2009. - Т. I. - С. 355-362.

3.    Вост.-Сиб. Правда (газета).

4.    Высшие и средние специальные заведения Иркутской области. 2001. - Иркутск. 2002. - 52 с.

5.    Головных И. М. Инновационный путь развития ИрГТУ // Инновацион­ный форум-2009 : материалы форума-выставки. - Иркутск, 2009. - С. 28-29.

6.    Грабельных Т. И. Новая роль университета в инновационном развитии региона и механизмы взаимодействия с работодателями // Инновационный фо­рум-2009 : материалы форума-выставки. -Иркутск, 2009. - С. 210-283.

7.    25 лет. Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта. Летопись. 1975-2000 гг. - Иркутск : [б. и.], 2000. - 118 с.

8.    95 лет ИГУ. Образование на все времена [буклет]. — Иркутск, 2013.

9.    Демина А. Л. Состояние высшего образования в Иркутской области в условиях рыночных отношений // Современные проблемы социально- экономической сферы. - Иркутск, 2002. - С. 25-28.

10. Зуляр Ю. А. Проблемы и тренды российского высшего образования, и их иркутские интерпретации// Иркут, ист.-экон. ежегодник-2013. - Иркутск, 2013.-С. 47-57.

11. Иркутский государственный лингвистический университет: ист. очерк. - Иркутск : ИГЛУ, 1998. - 200 с.

12. Иркутский государственный технический университет - университет инновационного типа. - Иркутск : ИрГТУ, 2001. - 80 с.

13. Иркутский государственный университет. 95 лет. Образование на все времена [буклет]. - Иркутск. 2013.

14.  Иркутскому государственному техническому университету - 75 лет! // Современный университет: образование, наука, культура: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Иркутск, 2005. - С. 3-9.

15.  Иркутский университет (газета).

16.  Ключевые проблемы перехода Иркутского государственного университета на новую модель образования (по результатам социологических исследований) / Т. И. Грабельных [и др.]. - Иркутск : НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН. 2008. - 120 с.

17.  Лежанкина Ю. К истории ИВВАИУ // Иркутск в истории России : ма­териалы студ. науч.-практ. конф. / гл. ред. В. М. Левченко ; отв. ред. Д. М. Курышов. - Иркутск, 2011. - С. ??

18.  Малакшанов К. Л. Мы все родом из БГУЭП / К. Л. Малакшанов. И.Н. Щербакова. - Иркутск : Изд-во БГУЭП. 2008. - 80 с.

18.  Наумов И. В. Гуманитаризация высшего технического образования в Иркутском государственном техническом университете в 1990-е гг.// Иркут, нст.-экон. ежегодник-2008. - Иркутск. 2008. - С. 389-393.

19.  Островский Г. А. Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ) (1975-1998 гг.)// Иркут, ист.-экон. ежегодник-2007. - Ир­кутск, 2007.-С. 281-286.

20.  Пашков В. И. Роль научно-образовательного комплекса Иркутской об­ласти в социально-экономическом развитии региона // Инновационный форум - 2009 : материалы форума-выставки. - Иркутск, 2009. - С. 11-17.

21.  Рачков М. П. С юбилеем, дорогой БГУЭП! / М. П. Рачков, И.Н. Быкова//Ист.-экон. Ежегодник-2010. - Иркутск, 2010. - С. 6-11.

22.  Российская академия правосудия. Восточно-Сибирский филиал. - Ир­кутск : [б. и.]. 2008. - 16 с.

23.  Самаруха В. И. Перспективы развития вузовской науки в регионе // Инновационный форум - 2009 : материалы форума-выставки. - Иркутск, 2009. — 39-46.

24.  Самаруха В. И. Развитие научно-исследовательской деятельности в БГУЭП : ист. аспект// Иркут, ист.-экон. ежегодник - 2010,- Иркутск, 2010. — С. 11-23.

25.  Смирнов А. И. Классический университет как инновационный центр для устойчивого развития Байкальской Сибири / А. И. Смирнов, А. В. Аргучинцев // Инновационный форум - 2009 : материалы форума-выставки. - Иркутск, 2009.-С. 30-33.

26.  Смирнов А. И. Прошлое, устремленное в будущее: Иркутский класси­ческий... / А. И. Смирнов, В. Н. Казарин, Ю. С. Пархоменко // Alma mater: ды­хание века: к 90-летию Иркут, гос. ун-та / ред. и сост. С. И. Гольдфарб ; вступ. ст. А. И. Смирнова, В. Н. Казарина. Ю. С. Пархоменко. - Иркутск, 2008. - С. 11-21.

27.  Текущий архив Совета ректоров Иркутской области.

28.  Устремленный в будущее. Иркутский государственный университет путей сообщения: 1975-2010. - Иркутск : ИрГУПС, 2010. - 197 с.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): В. Н. Казарин | Источник(и): Современная история Иркутской области: 1992-2012 годы : в 2 т. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012 | Том 2. Часть 2. Глава 2. Параграф 1. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2016 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.