Родился Маврикий Трофимович Слепнев в 1896 году в семье крестьянина в деревне Ямсковичи, Кингисеппского района Ленинградской области. Член КПСС с 1934 года. Русский. Участник 1-й мировой войны. В годы гражданской войны воевал в составе Чапаевской дивизии. После войны стал летчиком. С 1928 года был линейным пилотом Иркутского подразделения гидросамолетов на трассе Иркутск — Якутск. За участие в спасении челюскинцев постановлением ВЦПК СССР 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза. Окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского и был командирам эскадрильи дирижаблей ГВФ. С 1939 года начальник Академии ГВФ. В годы Великой Отечественной войны служил в военно-морской авиации на Черном море, затем работал в Главном управлении ВВС Военно-Морского Флота и в Главном военно-морском штабе. С 1946 года полковник в отставке. Последние годы занимался литературной и лекционной деятельностью. Автор ряда книг и брошюр. Был членом ЦИК СССР (1935—1938). Умер в Москве 19 декабря 1965 года.
Поистине героический жизненный путь прошел Маврикий Трофимович Слепнев. Рано он начал трудовую жизнь на заводе электрической аппаратуры в Петербурге, но мечтал стать военным. Экстерном сдал за полный курс кадетского корпуса, окончил школу прапорщиков. В 1915 году с маршевой ротой выехал из Читы на фронт первой мировой войны. Участвовал в боях в Галиции и Добрудже. Дважды был ранен и контужен, был награжден офицерским орденом Анны 4-й степени.
На Румынском фронте впервые встретил самолет и сразу же «заболел» авиацией. Он поступил в Гатчинскую летную школу и успешно закончил ее. После Великой Октябрьской социалистической революции крестьянский сын Маврикий Слепнев стал красным военлетом.
Командование направляет М.Т. Слепнева в только что открывшуюся Военно-инженерную академию, но вместо авиационного факультета он попал на инженерный, так как авиационный факультет не был открыт.
Пройдя ускоренный курс обучения, молодой специалист был послан на фронт. В качестве инженера — прораба строительного отдела 25-й стрелковой дивизии, которой командовал В.И. Чапаев, Слепнев строил дороги, мосты, укрепления, обслуживал немногочисленную военно-транспортную технику дивизии. Участие в гражданской войне закалило волю и характер будущего героя, было суровой боевой школой.
Но он не переставал думать об авиации и сразу после окончания войны был направлен инструктором в Московскую военно-авиационную школу. Здесь он познакомился с самыми разнообразными марками самолетов, много летал на них. Но летно-педагогическая работа не удовлетворяла М.Т. Слепнева, и как только открылись в стране первые воздушные транспортные линии, он отпросился в гражданскую авиацию. За четыре с половиной года он налетал многие тысячи километров в Средней Азии.
С 1928 года М.Т. Слепнева по его просьбе переводят в Сибирь. Его привлекали бескрайние сибирские просторы, возможность прокладывать новые воздушные линии.
Назначенный линейным пилотом на линии Иркутск — Якутск, огромной по протяженности — 2720 километров над тайгой и горными хребтами — М.Т. Слепнев хорошо освоил эту трассу. Условия работы были суровыми. Известный летчик М.В. Водопьянов так описывает эту трассу и трудности, подстерегавшие летчиков: «Рейс Якутск-Иркутск занимал шесть дней. Никаких опорных баз по дороге не было. Кругом тайга, безлюдие, безмолвие. Рассчитывать приходилось только на свои силы. Вместе со Слепневым летал механик Фарих. Вдвоем они побывали во многих переделках, и только их отличное знание техники не раз спасало машину от гибели».
Пилот М.Т. Слепнев хорошо выполнял свои обязанности и мог беззаботно летать по проторенной трассе. Но это был беспокойный человек. Так как весной и осенью линия Якутск — Иркутск обычно закрывалась, Слепнев предложил новую трассу от Иркутска до Невера через Алдан.
Совершив полет на гидросамолете до Якутска и далее через тайгу и топи до Алдана, он доказал, что можно успешно летать по новой трассе осенью и весной.
Опыт полетов на севере Сибири вскоре пригодился М. Слепневу. Зимой 1929—1930 года у мыса Северного на Чукотке вынужден был зазимовать пароход «Ставрополь». Для эвакуации с него женщин, детей и больных советское правительство выделило опытных летчиков. С Иркутской линии туда были посланы два самолета: М. Слепнева и его друга B. Галышева. А вскоре М.Слепнев включился в поиски пропавшего здесь же американского самолета. Несколько недель пришлось ему летать над сплошными льдами, пока он не обнаружил место катастрофы. Тела двух погибших полярных летчиков он доставил на Аляску в город Фербенкс.
После этого он еще два года проработал на севере Сибири, обследовал побережье Карского моря.
В начале 30-х годов Слепнев простился с Иркутском, который стал для него родным домом и важнейшей вехой в летной биографии. Он был назначен командиром особого отряда транспортной авиации по перегонке новых самолетов с заводов на воздушные линии страны.
Как только стало известно о гибели «Челюскина», М.Т. Слепнев одним из первых явился в Правительственную комиссию по спасению челюскинцев. К этому времени он был уже известным пилотом с 17-летиим стажем, с большим опытом работы в условиях, приближенных к Арктике. Слепнев предложил, учитывая отдаленность советских авиабаз от места катастрофы, закупить в США самолет и перегнатъ его с Аляски к мысу Северному. Его предложение было принято. Уже на четвертый день после гибели «Челюскина» М.Т. Слепнев выехал в далекий путь.
Добравшись до уже знакомого порта Фербенкс, он и C. Леваневский приняли два самолета «Флейстер» и на них совершили почти тысячемильный перелет в Ном — небольшой город на Аляске. 31 марта 1934 года М.Т. Слепнев пересек Берингов пролив и приземлился на родной земле. Этот перелет был трудным. Мало того, что на самолете «Флейстер» он летел впервые, тяжелыми были метеорологические условия: туман, пурга, на плоскостях быстро образовывалась наледь.
В Ванкареме летчика уже ждали. 7 апреля 1934 года, взяв восемь ездовых собак, М.Т. Слепнев, не отдыхая, вылетел в лагерь челюскинцев, где был встречен с ликованием. «Мне посчастливилось оказаться вторым пилотом спасательной экспедиции, добравшимся до лагеря Шмидта,— рассказывал впоследствии Маврикий Трофимович. — С тех пор как впервые побывал здесь Ляпидевский, прошли месяц и два дня. Можно представить себе радость челюскинцев, когда они убедились, что после этого вынужденного перерыва полеты с материка в лагерь возобновились».
Но при посадке самолет М.Т. Слепнева получил повреждение. Трое суток провел он в лагере, пока ремонтировали самолет, сдружился с челюскинцами, вместе с ними пережил немало испытаний.
10 апреля М.Т. Слепнев вылетел в Ванкарем, доставив туда пять челюскинцев и аккумуляторы для зарядки. Больше ему не пришлось побывать на льдине — из Москвы пришел другой приказ. Заболел начальник экспедиции О.Ю. Шмидт, и его нужно было доставить в ближайший госпиталь в Ном. «Кому поручить этот ответственный и трудный рейс? По этому поводу мы долго совещались,— вспоминает герой челюскинской эпопеи Н.П. Каманин. Мы остановились на самолете Слепнева... Летное мастерство, мужество и знание Арктики, опыт полетов в ней — качества, присущие Слепневу, были решающими в этом вопросе».
Правительственное задание М.Т. Слепнев выполнил блестяще. В Номе ему вручили радиограмму из Москвы, в которой от имени руководителей партии и правительства говорилось: «Восхищены вашей героической работой по спасению челюскинцев».
Вскоре погрузив свой самолет на советский корабль «Красин», М.Т. Слепнев прибыл на Камчатку, где вновь встретился с челюскинцами, и вместе с ними совершил триумфальное шествие из Владивостока в Москву. А 20 апреля 1934 года он стал Героем Советского Союза.
Подвигом М.Т. Слепнева и его товарищей гордится весь советский народ, чувство гордости н радости испытывают и иркутяне, ибо в городе на Ангаре М.Т. Слепнев прожил четыре долгих года перед своим геройским подвигом.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей