Новости

Попов, Василий Андреевич // Кузнецов И.И. «Золотые звёзды иркутян» (1982)

Вы здесь

Василий Андреевич Попов родился в селе Ивановка Куръинского района Алтайского края, в семье крестьянина. Русский, член КПСС с июня 1942 года. После окончания школы семилетки работал учетчиком в совхозе города Абакана и счетоводом на строительстве станции Поспелиха Туркестано-Сибирской железной дороги. В 1937 году поступил в Иркутскую железнодорожную техническую школу. Одновременно учился в аэроклубе. В конце 1938 года призван в армию, учился в Читинской школе пилотов и Батайской авиашколе. Участвовал в Великой Отечественной войне на Западном, Центральном и Волховском фронтах. После войны продолжал службу в ВВС. За выполнение важных правительственных заданий по освоению Арктики 6 декабря 1949 года командиру авиаэскадрильи капитану В.А. Попову присвоено звание Героя Советского Союза. В 1960 году он демобилизовался. Ныне работает старшим инженером конструкторского отдела Ярославского шинного завода.

Летом 1937 года в Иркутске появился высокий чернявый юноша. Он приехал с Алтая поступать в горный институт. В приемной комиссии сдал документы, начал готовиться к экзаменам, но на первом же из них «срезался». Домой ни с чем возвращаться не хотелось, стал искать, куда бы устроиться работать до следующего года, но вдруг на глаза попалось объявление о наборе в Иркутскую железнодорожную техническую школу. Конечно, от геологической специальности это было далеко, но было что-то и схожее. Был зачислен в школу без особых трудностей и даже без экзаменов. «Произошло это так,— рассказывает В.А. Попов.— Со своим земляком Борщевским мы поехали на станцию Иннокентьевскую, где находилась школа. В дирекции нам сказали: «До экзаменов еще целый месяц, езжайте в подсобное хозяйство убирать овощи». Мы с радостью согласились, так как ни денег на питание, ни запасов продуктов не имели. А когда закончились уборочные работы и мы вернулись в школу, нам объявили: «Работали вы ударно — будете зачислены на путейское отделение без экзаменов».

Два года пробыл Василий Андреевич в стенах школы, получил много полезных знаний и навыков.

Здесь увлекся молодой человек, как и многие его сверстники в то время, авиацией. Поступил учиться в Иркутский аэроклуб. Было, конечно, трудно ежедневно учиться летной подготовке и заниматься в техшколе. Не было ни минуты передышки. Днем занятия в техшколе, а вечером садился на пригородный поезд и — в город на улицу Карла Маркса, где помещался аэроклуб, и вновь учеба до 11 часов вечера. К весне 1938 года в аэроклубе успешно закончили теоретическую часть, а летом началось самое интересное — полеты на У-2.

Техшкола и аэроклуб были окончены почти одновременно, но работать по первой специальности не пришлось. Весь выпуск аэроклуба получил комсомольские путевки в Читинскую военную школу пилотов.

В один из декабрьских дней 1938 года В.А. Попов покидал Иркутск, в который уже больше вернуться не пришлось. Когда его спрашивают о годах, проведенных здесь, он говорит: «Я бесконечно благодарен технической школе, учителям и инструкторам аэроклуба, давшим мне путевку в небо. С душевной теплотой вспоминаю о людях, которые окружали меня в замечательном городе Иркутске».

В октябре 1940 года была окончена школа летчиков-истребителей, правда, уже не в Чите, а в Батайске под Ростовом, куда была перебазирована школа. Младший лейтенант Попов прибыл на место службы в белорусский городок Орша, где его и застала война. Летал молодой пилот на самолете И-16, но проверить в бою его качества так и не удалось, так как через несколько дней после начала войны группу молодых пилотов направили в Курск переучиваться на новейший самолет Миг-3.

Только в августе 1941 года для В.А. Попова началась боевая страда. Базировался их полк в районе города Калинина на Западном фронте вместе со штурмовиками Ил-2. Действовали они всегда вместе. Как только штурмовики поднимались с аэродрома на выполнение боевого задания, рядом пристраивались быстрокрылые Миг-3 и надежно охраняли их от вражеских истребителей. В воздухе завязывались жаркие схватки. В одном из таких воздушных боев в начале октября В.А. Попов был сбит. Ранение оказалось не очень тяжелым и он лечился в госпитале в Калинине, а когда враг подошел к городу, раненых перевели в Москву. Летчика уже беспокоила мысль, как попасть на фронт. И тут помог случай. На одной из улиц, В.А. Попов (он был уже «ходячим» больным) встретил однокашника по военной школе Сергея Дючкинова. Их полк находился здесь же, на центральном аэродроме. Явившись в полк, В.А. Попов доложил о себе комиссару полка, и на второй день на спарке Ути-4 он с комиссаром совершил четыре полета и был зачислен на довольствие.

С февраля 1942 года он вновь начал свою боевую деятельность на Волховском фронте сначала под Малой Вишерой, а затем под Тихвином. В воздушных боях сбил четыре фашистских самолета и был награжден орденом Красного Знамени. Отважный и решительный летчик выдвигается на должность командира звена.

Но в августе 1942 года круто изменилась военная биография летчика-истребителя. Полк, в котором он служил, был отозван с фронта и включен в состав авиационной дивизии, во главе которой находился герой арктических полетов полковник И.П. Мазурук.

Перед летчиками была поставлена задача перегонять с Аляски на фронт самолеты, предоставляемые нам союзниками-американцами. Двести шестьдесят пять самолетов доставил с Аляски через Чукотку и далее на запад пилот В.А. Попов. Сколько трудностей встретил он на своем пути за эти два с половиной года, невозможно описать! Сознание того, что самолеты ждут на фронте, помогало преодолевать все трудности и лишения. Но это был самоотверженный, нелегкий труд, связанный с большими опасностями и немалым риском. Поэтому советское командование высоко ценило работу летчиков, приравнивало ее к боевым подвигам. Летчик В.А. Попов был награжден орденом Красной Звезды и орденом Ленина.

После войны полк был расформирован, но военная служба для сибиряка продолжалась: в 1945—1952 годах он служил в группе советских войск в Германии, в Прибалтийском н Белорусском военных округах сначала заместителем командира авиаэскадрильи, затем ее командиром.

В конце 40-х годов В.А. Попов с группой опытных боевых летчиков выполняет важное правительственное задание, связанное с освоением Арктики. По заданию командующего ВВС, Главного маршала авиации К.А. Вершинина он совершает два специальных полета в Арктику.

За мужество и героизм, проявленные в этих полетах, Указом Президиума Верховного Совета СССР В.А. Попову и еще нескольким летчикам присваивается высокое звание. Героя Советского Союза. Кроме того, он награждается орденом Красной Звезды.

С 1952 года летчик-герой служит в BBС.

Он выдвигается на высокие командные должности — помощником командира полка, командиром полка, а после окончания курсов усовершенствования при Военно-воздушной академии имени Гагарина — заместителем командира авиадивизии. Ему присваивается воинское звание полковник. Новые награды родины отмечают его ратную доблесть, командирское Имение, в том числе орден Красной Звезды.

Более двадцати лет отдал авиации Герой Советского Союза В.А. Попов. Но годы берут свое. В июле 1960 года пришлось оставить военную службу и ему.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Кузнецов И. И. | Источник(и): Золотые звёзды иркутян. - Иркутск. 1982. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1982 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Книги | Персоналии: исторические личности | Иркутск