Родился Парахин Ефим Данилович в 1913 году в селе Преображенское Орловской области, в семье крестьянина. Член КПСС с августа 1942 года, русский. В 1935 году окончил Тамбовскую школу пилотов ГВФ и был направлен пилотом в Иркутское управление гражданской авиации, в котором проработал почти шесть лет. В августе 1941 года был призван в ряды ВВС. Воевал в авиации дальнего действия. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года командиру авиазвена 10-го гвардейского бомбардировочного авиаполка присваивается звание Героя Советского Союза. После войны двенадцать лет служил в ВВС. Уволился в 1957 году в запас, проживает в Полтаве.
Сын орловского крестьянина Е.Д. Парахин по путевке комсомола поступил в Тамбовскую школу пилотов гражданского воздушного флота и в 1935 году успешно ее окончил. С декабря 1935 по март 1941 года он работал в Восточно-Сибирском управлении ГВФ.
Жестокие морозы, резко пересеченный рельеф местности и сложные метеоусловия встретили здесь, молодого летчика. Кабина самолета, на котором пришлось летать, была открытой, она не спасала от ветра и метелей, мороза. А весной и летом нередко были туманы. Радиосвязь в те времена была примитивной, наземное оборудование аэродромов в техническом отношении желало много лучшего. Такие условия работы не только не сломили комсомольца, но стали для него хорошей жизненной школой. Не одну благодарность от руководства управления получил за свои полеты Е.Д. Парахин. Но одна особенно ему дорога — от А.Е. Голованова, бывшего в 1935—1937 годах начальником Восточно-Сибирского управления ГВФ, будущего героя Великой Отечественной воины, Главного маршала авиации.
Рейсы до Бодайбо и Якутска считались сложными и для опытных летчиков, но Е.Д. Парахин скоро освоил их. Особенно любил он полеты в Якутск, через бескрайнюю тайгу и высокие горы, вдоль сибирских рек.
Может быть, это и учитывало руководство управления, переводя в марте 1941 года Е.Д. Парахина в Якутскую авиагруппу. Едва он освоился на месте, как началась война. Несколько заявлений подал пилот с просьбой направить на фронт, и только в августе 1942 года его просьбу удовлетворили.
Попал Е.Д. Парахин в авиационную группу особого назначения, которая базировалась на Внуковском аэродроме Москвы. На транспортном самолете Ли-2 доставлял он на фронт пополнение, боеприпасы, а с фронта вывозил в глубокий тыл раненых. Летал он и в осажденный Ленинград.
Однажды летчик получил приказ срочно доставить в район Вязьмы, где наши пехотинцы отбивали натиск фашистских танков, бутылки с горючей смесью. В воздух поднялись десять тяжелых транспортных самолетов и взяли курс на запад. Уже был близок пункт назначения, как из-за облаков вывалилась шестерка «мессершмиттов». Стрелок Ламов открыл огонь, но вскоре был ранен. Осколки снаряда вывели из строя пулемет и вызвали пожар в самолете. Огонь угрожал бутылкам с зажигательной смесью. Тогда раненый Ламов, радист Щербина, механик Брысин бросились тушить огонь. Парахин не видел этого, все его внимание было направлено на то, чтобы неожиданными маневрами увертываться от истребителей. А они приближались, стараясь взять в клещи и направить беззащитный самолет на свой аэродром. Парахин и второй пилот Бычков даже видели довольные лица немецких летчиков. Но они рано торжествовали. Пилот Бычков через форточку открыл огонь из ракетницы. Его примеру последовали механик и радист. Через дверь они стали бросать в немецкие самолеты бутылки с зажигательной смесью. От неожиданности фашисты отвернули в сторону. В это время показалась посадочная площадка, и Парахин повел тяжелую машину на снижение.
В апреле 1942 года Е.Д. Парахин попал в 10-й гвардейский бомбардировочный полк.
Неуклюжий и тихоходный Ли-2 он сменил на грозный Ил-4. Бомбовыми ударами он обеспечивал действия наших войск под Сталинградом, в разных переделках пришлось побывать. Для летчика неудачным оказался 90-й боевой вылет.
В этот день, 28 ноября 1942 года, он получил приказ нанести бомбовый удар по окруженной под Сталинградом фашистской группировке. На подходе к цели открыла интенсивный огонь вражеская зенитная артиллерия. О том, как развивались далее события, рассказывает сам летчик. «Как только штурман сбросил бомбы, самолет загорелся. Даю команду членам экипажа оставить машину. Штурман открыл нижний люк. Струей воздуха потянуло в мою кабину огонь и дым. Огонь обжигает лицо, руки. Наконец, и я имею право прыгать. С трудом выбираюсь из кабины и оставляю самолет. Когда парашют открылся, почувствовал левой ногой холод, появилась тревожная мысль: оторвало ногу. В это время в небе вспыхнули светящиеся бомбы — сабы, их сбросили наши самолеты. Стало светло как днем. Осмотрел себя, оказывается, на левой ноге нет унта. Мимо меня проносятся со свистом сброшенные моими товарищами бомбы. Вот уже совсем близко земля. Коснулся ее ногами, сбросил парашют и бегом от места приземления, здесь оставаться нельзя, враг близко. На пути попалась бомбовая воронка, нырнул в нее. Немного передохнул, левую ногу обмотал шарфом.
Восемь дней и ночей пробирался я к линии фронта. Обморожены руки, ноги, лицо. Моим пищевым рационом был мерзлый кусок лошадиной ноги, который я подобрал в поле. Казалось, что цель близко. Но силы покинули меня. Упал я в глубокий снег, подняться не мог, потерял сознание — здесь и подобрали меня немцы.
Лагерь за колючей проволокой. Враги не давали ни есть, ни пить, ни спать. Били палками, травили собаками. Даже горсть чистого снега нельзя было взять за проволокой.
10 января 1943 года Советская Армия обрушила на врага мощный удар. Немцы отступили, и лагерь смерти был освобожден. Вместе с товарищами я лечился в саратовском госпитале, а потом уехал в свою часть».
За бои под Сталинградом Е.Д. Парахин был удостоен ордена Красного Знамени.
Полк бомбардировщиков перебазировался на аэродром города Липецка. Летчики ежедневно совершали налеты на аэродромы и железнодорожные узлы Днепропетровска, Полтавы, Орла, Брянска.
Парахин с завистью смотрел, как утром его боевые товарищи взлетали с летной полосы — врачи ему еще не разрешали встать в строй — медленно заживали руки.
Не вытерпев безделья, летчик обратился с просьбой к командиру полка разрешить ему летать на У-2. Командир разрешил. На вертком, маленьком У-2 летчик буквально творил чудеса.
В начале апреля 1943 года во время налета на аэродром врага в районе города Сталино один из наших самолетов был подбит и сел на «живот» у Северного Донца. Найти этот самолет и вызвался лейтенант Парахин. На третьем заходе он заметил подбитую машину. Отметив на карте место, летчик стал подыскивать площадку для посадки, и в это время подвергся атаке двух «мессершмиттов». Зная тактику фашистских стервятников, Парахин то переводил У-2 на бреющий полет, то взмывал вверх. Используя глубокие овраги и балки, деревья, он уходил от преследования. Но враги не отставали, ведя беспрерывный огонь. Один из снарядов попал в пропеллер, пришлось совершить посадку.
На другой день с помощью жителей села летчик отремонтировал пропеллер и прибыл на свой аэродром, где его уже считали погибшим. Выйти целым из поединка беззащитной У-2 с двумя фашистскими боевыми самолетами считалось невозможным.
После этого случая Е.Д. Парахин вновь сел на Ил-4. В документе военных лет так говорится о его боевых делах: «По прибытии в полк после излечения в госпитале, несмотря на еще плохое состояние здоровья, тов. Парахин быстро пошел в строй и начал с максимальным напряжением продолжать боевую работу. Как летчик 1-го класса летает в любых метеоусловиях дня и ночи. На боевые задания летает с большим желанием. В полете спокоен, дисциплинирован, требователен к себе и подчиненным. В полку пользуется заслуженным авторитетом. Тов. Парахин точно выводит самолет на заданную цель и независимо от противодействия противника с земли и в воздухе мастерским маневрированием производит по два-три захода на цель, метко ее поражает».
За бой в 1943 году герой летчик был награжден вторым орденом Красного Знамени.
Напряженным для него был 1944 год. Авиация дальнего действия усилила свои налеты на крупные военно-промышленные объекты фашистского блока.
Вот перечень полетов, выполненных экипажем самолета летчика Е.Д. Парахина (штурман лейтенант Павлишин, радист старший сержант Гобачиев, с которым летчик перенес фашистский плен): 6,16—21, 26, февраля 1944 года налеты на Хельсинки, 11 и 17 апреля налеты на порт Констанца, 25 и 27 июля налеты па Прагу, 23 августа налет на Тильзит, 13, 14, 18 сентября налеты на Будапешт, 7 октября налет на Бреслау.
29 апреля 1944 года летчик получил новую боевую награду — орден Отечественной войны I степени. К марту 1945 года он совершил еще пятьдесят два боевых вылета ночью, из них семь вылетов в глубокий тыл на бомбежку важнейших военно-хозяйственных центров врага.
В марте 1945 года был подведен итог боевой деятельности Е.Д. Парахина за три с половиной года. Совершено 294 боевых вылета, из них днем 57, ночью 237, в том числе 14 вылетов в глубокий тыл врага. Общий налет на всех типах самолетов составил 4449 часов, из них днем 3312, ночью 1137.
Командир 13-й гвардейской Днепропетровской бомбардировочной дивизии генерал-майор И.К. Бровко представил летчика к присвоению звания Героя. Это ходатайство было утверждено командиром корпуса генералом Е.Ф. Логиновым и заместителем командующего 18-й воздушной армии маршалом авиации Н.С. Скрипко.
Но до конца войны Е.Д. Парахин сумел нанести по фашистской Германии новые сокрушительные удары. Последний триста сорок третий вылет он произвел по фашистскому логову — Берлину,
Ныне герой живет в Полтаве, но не забывает Иркутск, где получил закалку, пригодившуюся ему в годы войны. Часто вспоминают его и в Иркутске, где в 1935 году он начинал летную, деятельность вместе с молодым пилотом Иваном Шаровым, теперь Героем Социалистического Труда — ветераном Восточно-Сибирского управления ГА.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей