Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить сходства между эвенкийским фольклором и фольклором закаменских хамниган. Для этого мы проанализируем такие виды мифов, как космогонические и мифы с элементами этиологического мифа, а также обрядовый фольклор эвенков и хамниган.
Космогонические виды мифов — это мифы о сотворении мира, небесных тел.
В эвенкийском фольклоре есть космогонический миф о девочке-сиротке, которую забрала к себе Луна. В хамниганском фольклоре есть точно такой же миф, но с последующим запретом-оберегом:
Жила девочка с отцом и мачехой. Умер ее отец. Мачеха начала плохо к ней относиться. Вот однажды ночью приказала идти за водой на речку. Пришла девочка к речке, замерзла по дороге и не может набрать воды в ведро. Сидит плачет. Увидели это Солнце и Луна. Солнце говорит:
— Возьму я к себе ее.
А Луна отвечает:
— Дай я ее возьму. Ты днем ходишь, людей видишь. А я ночью совсем одна.
Так взяла Луна девочку».
Миф оканчивается запретом-оберегом: «Человек не должен ходить за водой ночью — иначе его заберет Луна.
Следующий вид мифов — мифы первотворения.
В мифах первотворения говорится о творении земли, человека, животных, растений. В хамниганском фольклоре, так же, как в эвенкийском, имеет место миф первотворения с элементами этиологического мифа, т. е. с поясняющими элементами. К примеру: Бог (в эвенкийском фольклоре Сэвэки) на Средней земле делал из глины человека. На некоторое время он ушел в Верхний мир, и на Среднюю землю пришел черт (в эвенкийском фольклоре Харги), сломал все сделанное Богом и ушел. Бог, увидев проделки черта, пошел на его поиски. По дороге он встретил ласточку и спросил ее, не видела ли она черта. Ласточка видела, куда удалился черт, но обманывает Бога, направляя его в другую сторону. Идет Бог дальше, ищет и не может найти черта. Вдруг он решает пойти в обратную сторону, и тут он догоняет черта, наказывает его и отправляет в Нижний мир. Придя домой, он зовет ласточку. Ласточка понимает, что Бог будет наказывать ее за вранье, и спасается бегством. Вдогонку ласточке Бог кидает свою тарелку. Тарелка, попав ей в хвост, раздвоила его. Бог сказал: «Теперь все твои потомки будут с раздвоенными хвостами». Так в мифе хамниган объясняется, почему у ласточек раздвоенные хвосты.
Этот миф схож с эвенкийским мифом, но только вместо ласточки в эвенкийском варианте Сэвэки наказывает собаку, впустившую Харги в чум, где хранились вылепленные из глины фигурки людей.
Общее в фольклоре эвенков и хамниган прослеживается и в их отношении к медведю. Эвенки считают, что медведь — их предок. «Медведь, говорят, наполовину человек — бэе калтакан»[1].
Считалось, что медведь понимает человеческую речь. Поэтому, если на охоте медведь нападал на эвенка, он просил, заклиная его:
Бабушка! Что же ты делаешь, фу, фу!
Бабушка, плохо так делать, плохо!
Младшего брата своего зачем губишь?
Братья родные ведь мы, фу, фу! — человек и медведь.
Медвежьи дети мы, фу, фу!
Грех совершаешь, нельзя
Брата младшего своего губить, нельзя![2]
Нередки случаи, когда медведь после таких слов отступал от человека. Отсюда у эвенков почтительное отношение к этому зверю и большое количество мифов, в которых он фигурирует.
Хамниганы считают медведя хозяином леса и так же, как эвенки, почитают его. У хамниган существует миф, где медведь был человеком:
Жили муж с женой. Муж с охоты приносит всегда мясо, добытое как будто не человеком, а зверем: туша во многих местах была изодрана. Жена не могла понять, почему мясо такое изодранное. Однажды она пошла за ним посмотреть, как он добывает мясо. Приходит в лес и видит: муж превращается в медведя и идет охотиться. И с этого времени хамниганы узнали, что медведь был человеком.
У хамниган также есть поверье, связанное с медведем. Если охотник увидит на дереве черту, оставленную медведем, то он должен снизу оставить свою черту, вызывая тем самым зверя на поединок. Медведь увидит черту и придет драться с охотником.
Эвенки считали медведя обладателем особых качеств, которые помещались в частях его тела. Лапу после свежевания вешали на дверную жердь чума для охраны здоровья членов семьи. Хамниганы тоже для защиты семьи использовали лапу и даже высушенный нос медведя. Они верили в способность этих амулетов отгонять зло от дома и подвешивали в доме над дверью. Лапу вешали для того, чтобы она не пускала людей со злыми мыслями. Нос служил препятствием для проникновения болезни, плохих запахов и т. д.
И в обрядовом фольклоре мы прослеживаем общие корни. К примеру, рассмотрим культ огня. При обращении к огню, прося его о чем-то, эвенки говорят: «Бугакакун, боридякал!» (Небо Буга, одаривай). И верили: «Небо Буга обязательно услышит просьбу, так как оно угощается через огонь»[3]. Хамниганы, угощая огонь, обращаются к небу: «Хранительница очага, Хранительница счастья, открытое необъятное Небо! Помоги нам». Просьбы могли быть разными: об охотничьей удаче, о счастье в семье, здоровье детям и т. д.
У хамниган есть миф, связанный с огнем:
Говорят, что если человек знает 70 языков, он будет знать язык огня. Вот был такой человек. Пришел он однажды к знакомому в гости. И услышал, как разговаривают два огня. Один огонь спрашивает другого:
— Почему ты такой изодранный, весь в ранах, в синяках и в лохмотьях?
Тот отвечает:
— Мои хозяева меня не кормят. Их дети постоянно меня колют чем-нибудь острым. Мне не дают лоскутки (хамниганы всегда при покупке ткани подносили лоскуток огню, угощали пищей).
— Приходи жить ко мне, мои хозяева всегда угощают меня. Никогда не обижают.
— Приду! Но сначала проучу своих хозяев: сожгу их дом.
— Твой хозяин взял у нас седло. Только его не трогай.
— Хорошо.
Так огонь сжег дом, проучил своих хозяев. И только седло оставил.
У хамниган существует множество запретов, связанных с огнем, которые существуют и в эвенкийском фольклоре:
Нельзя класть в огонь острые предметы.
Нельзя рубить дрова возле огня. Щепки будут лететь в огонь.
Нельзя бросать в огонь ненужные вещи…
Все эти мифы рассказаны моей матерью Натальей Дансаруновой Гомбоевой (1945 г. р.) и ее родственницей Дулмой Сосоровной Шагжиевой (1924 г. р.). Они являются уроженками села Мыла Закаменского района из рода заектаев.
Таким образом, сравнительное исследование некоторых элементов фольклора, в частности космогонических мифов, мифов первотворения, обрядового фольклора эвенков и хамниган Закаменского района, выявило общие черты. Это, безусловно, подтверждает их единые исторические корни.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей