Новости

Автомобильный транспорт. Первый трансконтинентальный автопробег Пекин-Париж

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Карта

 Маршрут автопробега Пекин-Париж
Маршрут автопробега Пекин-Париж
Автор: Не известен
Источник: irkipedia.livejournal.com

Фотоальбом

Автор: Не известен
Источник: irkipedia.livejournal.com
Автор: Не известен
Источник: irkipedia.livejournal.com
Автомобиль "Де дион бутон" ( В Иркутской летописи: "Де Диор Боутон")
Автомобиль "Де дион бутон" ( В Иркутской летописи: "Де Диор Боутон")
Автор: Не известен
Автомобиль "Spyker 15CV"  Чарлея Годара.
Автомобиль "Spyker 15CV" Чарлея Годара.
Источник: irkipedia.livejournal.com
Принц Сципион Боргезе
Принц Сципион Боргезе
Автор: Не известен
Источник: irkipedia.livejournal.com
Иркутская почтовая карточка с фотографией автопробега
Иркутская почтовая карточка с фотографией автопробега
Автор: Не известен
Источник: irkipedia.livejournal.com
Фото из коллекции С.И. Медведева
Фото из коллекции С.И. Медведева
Автор: Не известен
Фото из коллекции С.И. Медведева
Фото из коллекции С.И. Медведева
Фото аварии
Фото аварии
Автор: Не известен
Источник: irkipedia.livejournal.com
Источник: irkipedia.livejournal.com
Открытка в лучшем качестве
Открытка в лучшем качестве
Автор: Неизвестен
Источник: Иркипедия

18 июня 1907 года через Иркутск прошел первый трансконтинентальный автопробег Пекин-Париж, в котором приняли участие автомобилисты Италии, Голландии, Франции.

27 мая пять экипажей направились из Пекина в Париж вдоль Сибирского тракта. Это событие стало поистине знаковым, поскольку доказало, что человеку, находящемуся за рулем автомобиля, не страшны никакие расстояния.

Инициатива проведения первого трансконтинентального автопробега принадлежала популярной французской газете Le Matin (Матэн). «Есть ли какие-нибудь желающие отправиться на автомобиле от Пекина в Париж?» – гласило объявление, напечатанное в газете в январе 1907 года. Согласно условиям автопробега, участникам необходимо было преодолеть более 16 тыс. км, победителю была учреждена награда в 100 тыс. франков. Маршрут пробега был намечен такой: Пекин – Калган – Урга – Маймачин (Китай) – Кяхта – Култук – Иркутск – ЗимаНижнеудинск – Красноярск – ст. Обь – Омск – Петропавловск – Курган – Златоуст – Бирск – Елабуга – Казань – Нижний Новгород – Вязники – Владимир – Москва – Смоленск – Борисов – Брест – Литовск – Варшава – Кутно (Россия) – Берлин – Кельн – Брюссель – Париж.

Первым на публикацию откликнулся автопромышленник, президент «Французского автомобильного клуба» маркиз Де Дион, приславший в редакцию посыльного с письмом: «Я, конечно, принимаю вызов, но только бы нашлась другая машина – соперница и попутчица. Это, действительно, будет поход в духе романов Жюля Верна…». Попутчики-соперники не заставили себя ждать: всего в редакцию поступило 25 заявок на участие в супермарафонской гонке, однако в путь отправились не все. Только 5 кандидатов смогли внести регистрационный взнос в размере 2 000 франков. Среди них был и принц Сципион Боргезе, известный в ту пору меценат и коллекционер.

По совету бывалых путешественников, чтобы подстроиться под благоприятные климатические условия, организаторы авторалли решили развернуть маршрут «задом наперед» и отправить участников в путь из Пекина в Париж. Автомобили были отправлены в Пекин и Шанхай через Марсель пароходом Океании.

Надо сказать, что начинать путь из Китая было очень рискованным предприятием. Китай всегда был закрытой страной, а особенно в то время. Инициатива французов сделать Пекин отправной точкой гонки, натолкнулась на непонимание и неприятие китайской стороны. По Китаю ходили слухи следующего характера:

  1. Банда шпионов "ЗОНД" готовит подступы для моторизованного вторжения в Китай !

  2. Под прикрытием автогонки принц Боргезе везет в Китай разведчиков!

И только благодаря хорошим дипломатам и бесконечным переговорам автопробег стал возможным. 10 июня 1907 года под звуки гарнизонного пекинского оркестра от казармы «Варнон», расположенной в китайской столице, стартовали 3 французских, 1 голландский и 2 итальянских экипажа.

Первый итальянский экипаж на моторе "Италия" (Itala) в 28 лошадиных сил возглавлял принц Сципион Боргезе, путешествующий со своей супругой Анной-Марией. Второй итальянский экипаж на "Фиате" в 24 лошадиных силы управлялся графом де Гроппелем. От Голландии был представлен автомобиль "Спикер" в 15 лошадиных сил, за рулем которого был Чарлей Годар. От Франции: автомобиль N 1 "Де дион бутон" в 10 лошадиных сил. Кондуктор - Ж.Кормье, механик - Евгений Лелувье. Второй экипаж той же фирмы N 2, такой же силы. Кондуктор — В. Коминьон, механик — Ж. Бизак, пассажир - Жан де Тайльс, журналист, сотрудник газеты "Матэн". Третий экипаж — трехколесный "Конталь" в 6 лошадиных сил. Кондуктор - Авгутс Понс, механик - Октав Фуко.

На первом этапе пути по Китаю путешественники двигались по старым караванным дорогам, сильно размытым частыми дождями. Однажды громоздкий автомобиль Боргезе увяз в грязи настолько, что пришлось звать на помощь местных жителей и с их помощью вытягивать машину.

От Пекина через степь Гоби до Кяхты путешественников сопровождал конвой китайской конницы, на русской территории его сменили казаки.

На просторах Российской империи, опасаясь русского бездорожья, они поехали прямо по путям Транссибирской железной дороги. Железнодорожное начальство прикрепило к итальянцам жандарма со специальным красным флагом, чтобы семафорить им при приближении поезда. Но предосторожности не всегда помогали: однажды на перегоне в колонну едва не врезался паровоз товарного состава. После этого случая руководство Великой Сибирской магистрали официально включило пробег в расписание следования поездов на перегонах! Но из-за того что двигаться на автомобиле по шпалам было довольно мучительно, Боргезе решил свернуть на Сибирский тракт.

В Иркутске участники пробега появились 18 июня. Согласно записи в летописи Ю. Колмакова, иркутское общество велосипедистов-любителей во главе с Н.В. Яковлевым встретило у Амурской заставы в 21 час 8 минут приехавшего первым принца С. Боргезе, механика Е. Гизарди и пассажира А.М. Богезе, которых проводили до дома С.Н. Родионова на Шелашниковской улице. Там они и остановились на отдых. На следующий день утром во дворе дома была снята памятная фотография. Затем в саду «Циклодром» в Глазково Общество велосипедистов-любителей дало банкет в честь принца и его спутников. После банкета гости выехали в сторону Красноярска.

Примечательно, что в Иркутске было сделано подробное описание автомобилей — иркутяне живо интересовались техникой. Данное описание приводится в «Иркутской летописи 1661-1940 гг.» Ю. П. Колмакова. Пилотов автомобилей в ту пору называли "кондукторами". 

Остальные участники гонки прибыли в Иркутск только 20 июня поездом №11. В саду «Циклодром» для них был устроен ужин, после чего они были поселены в гостинице «Гранд-Отель». Гости покинули Иркутск только 23 июня.

Дорога до Москвы так же была полна приключений. Главным препятствие для автомобилей стали многочисленные мосты, пребывающие в крайне ветхом состоянии. Чтоб перебираться через некоторые приходилось разбирать автомобили, чтобы полностью облегчить конструкцию. Иногда приходилось перескакивать мосты на скорости, но однажды гнилой настил моста подломился под задними колесами, и «Itala» упала вниз. К счастью, при падении автомобиль зацепился за выступающее бревно и повис, а пассажиры, сидевшие на передних сиденьях, плюхнулись в реку, получив ссадины и ушибы.

До Москвы гонщики добрались 27 июля, а до Парижа — 10 августа 1907 года. Победителем гонки стал принц Богезе, преодолевший расчетное расстояние за 60 дней. О приключениях команды Сципионе Боргезе писали газеты многих стран мира, а его автомобиль назвали «национальной гордостью». Остальные участники с грехом пополам добрались до Парижа только на 81 сутки, спустя три недели после финиша экипажа Боргезе, а месье Август Понс на своей трехколесной машинке вообще не сумел финишировать: его Kontal застрял в песках пустыни Гоби и не смог продолжить гонку.

Источники и авторы

  1. Иркутская летопись, 1661-1940 гг. / сост. Ю. П. Колмаков. — Иркутск, 2003. — С. 197.
  2. Сапунова, И. Первый автопробег «Пекин-Париж» // Новая Бурятия. — 2012. — 18 июн.

Ссылки

  1. Автопробег Пекин-Париж, 1907 год // Иркутский экспресс: сайт. 
  2. 1907 : Pékin-Paris // Histomobile: сайт. 
  3. Peking to Paris: The Original "Amazing Race" // Blog at WordPress.com: блог.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 апреля 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркутская область | Иркутск | Библиотека по теме "История"