РАБСТВО, разновидность общественных отношений, подразумевающая возможность одного человека отчуждать другого как вещь (продавать, дарить, отдавать в залог, оставлять в наследство и прочее).
В Сибири рабов называли «ясырь» (от турско-арабского esir — пленник, раб). Представители других народов рассматривались как военная добыча, и военные походы — 1-й источник рабов в хозяйствах русского населения Сибири. Второй — покупка ясыря у аборигенов, чему способствовали междоусобные конфликты кочевников, а также голодные годы, когда аборигены сами продавали своих детей.
С торговли ясырем взималась фиксированная пошлина — «поголовное», которая оставалась неизменной (25 коп.) на протяжении всего XVII в., несмотря на инфляцию и колебание цен. Эта пошлина сближается со сборами с владения крупным рогатым скотом, вместе они происходят из глубокой древности.
Наличие ясырей (рабов или холопов) в хозяйстве сибирских служилых людей считалось обычным делом. Ясырь использовался обычно как вспомогательная рабочая сила (чаще — для домашних работ, реже — на пашне). Многие мальчики-«инородцы» из ясырей становились потом полноправными членами русской общины, занимая порой высокое положение. Дети казаков от женщин-невольниц продолжали военную службу отцов.
В 1598 Борис Годунов запретил русскому сибирскому населению приобретать ясырей из аборигенов. Всем служилым людям, начиная с воеводы, запрещалось вывозить или высылать полоняников из Сибири, держать их на своих дворах. Всех уже имеющихся рабов-нехристиан повелевалось отпустить на волю и вернуть к местам постоянного проживания. В связи с необходимостью соблюдения конфессиональных правил и требований мужчин из числа рабов- христиан предписывалось после освобождения зачислить на царскую службу в казаки, а женщин — выдать замуж за служилых или других людей, которые захотят на них жениться. Малолетних крещеных рабов мужского пола предполагалось держать до совершеннолетия у их хозяев, а после — определять в стрельцы или казаки. Указ не затрагивал традиционное рабовладение южно-сибирских татар и бухарцев.
Подобные запрещения повторялись в царских указах 1624 и 1636; в то же время по Уложению 1649 и указу 1654 торговля малолетними аборигенами оказалась узаконенной. Тем не менее в наказе верхотурной таможенной голове от 11 июля 1692 упоминается запрет всем русским людям вне зависимости от социального статуса вывозить из Сибири ясырь. Рабы, провозимые контрабандой и обнаруженные, подлежали конфискации. В 1696—97 русским, кроме того, запретили иметь, покупать и крестить сибирских ясачных людей (см. ясак), оставив возможность по-прежнему торговать взятыми в плен или обмененными калмыками. Попытки запретить или ограничить Рабство в Сибири предпринимались в 1726, 1748, 1828, но даже в 1840-е гг. невольничий труд использовался еще часто.
Лит.: Шашков С.С. Исторические этюды. СПб., 1872. Т. 2, вып. 1—7. Новосибирск, 1998—2005.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей