Новости

Организационно-хозяйственное укрепление колхозов // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ УКРЕПЛЕНИЕ КОЛХОЗОВ, проводившиеся в 1930-е, во второй половине 1940-х и начале 1950-х гг. мероприятия по рационализации и оптимизации организации труда и производства в колхозах в целях повышения их производственного потенциала.

По мнению большевистских теоретиков, заме­на индивидуального крестьянского хозяйства крупным социалистическим являлась гарантией «повышения производительности земледельческого труда». Однако коллективизация не только не решила проблем сельского хозяйства, но и отбросила его на­зад. Одной из причин сельскохозяйственного кризиса начала 1930-х гг. (см. Сельское хозяйство) стала неразрешенность проблемы организации и учета труда колхозников. На первом этапе кол­лективизации подобная задача и не ставилась. Нужно было собрать в колхозы как можно больше крестьян. Спад колхозного движения в конце весны 1930 актуализи­ровал необходимость налаживания внутрихозяйственной организации труда. Основными ее направлениями стали ликвидация «обез­лички» и «уравниловки». Вместо временных бригад, форми­руемых для выполнения какой-либо операции сельскохозяйственного цикла, в колхозах стали создаваться постоянные производственные бригады; за ними закреплялись земля, сельскохозяйственный инвентарь, рабочий и продуктовый скот. Уравнительное распределение доходов заменялось индивидуальной сдельщиной. Наиболее целесооб­разной формой оценки и оплаты труда признавались трудодни, в которых оценивался каждый вид выполняе­мых колхозниками работ. Однако в связи с возобновле­нием форсированной коллективизации вопросы организации труда отодвинулись на второй  план.

На период 2-й пятилетки (1933-37) организационно-хозяйственное укрепление колхозов про­возгласили одним из приоритетов аграрной политики Советского государства. В 1933-34 осуществлялось под контролем и при непосредственном участии политотделов МТС и совхозов, которые провели массовую чист­ку колхозов от «классово враждебных элементов». В середине 1930-х гг. завершилось формирование постоянных производственных бригад. На время полевых работ начали создаваться бригадные полевые станы, что позволило уп­лотнить рабочий день, сократить непроизводительные затраты рабочего времени. Была усовершенствована система нормирова­ния, определены примерные нормы выработки. Основные по­ложения по управлению колхозами, бригадной форме организации труда, системе учета и распределения закреплены в но­вом Уставе сельхозартели, принятом в 1935. Активи­зировалось землеустройство колхозов - устранялись чересполосица, дальноземелье, неправильная конфи­гурация земельных участков.

В 1937-38 работа по рационализации организации и оп­латы труда в колхозах продолжилась. Рядом постанов­лений предусматривалось материальное поощрение колхозников за конечные результаты производства (дополнительное начисление тру­додней за перевыполнение плана урожайности, высокие надои). Одновременно вводилась практика списывания трудодней за плохую работу. В рамках упорядочения распреде­лительной системы в начале 1938 принимается решение лимити­ровать расходы колхозов на административно-хозяйственные нужды и в неде­лимые фонды - 2 и 10 % соответственно, а 60-70 % денежных средств направлять на оплату трудодней. Однако в конце того же года положение об обязательном распределении 60-70 % дохо­дов между колхозниками отменяется, нормы отчисления в неделимые фонды увеличиваются до 12-15 % в зерно­вых районах и 15-20 % в районах возделывания технических куль­тур и животноводства. В полеводных бригадах формируются зве­нья. В колхозах создаются товарные животноводческие фермы. Для членов хозяйств с товарными фермами предусматриваются меньшие нормы обязательных поставок мяса.

С 1939 начали применяться иные стимулы наращи­вания колхозного производства. Для молочно-товарных, свино­водческих и овцеводческих ферм вводился обязательный минимум пого­ловья скота, который зависел от площади закрепленной за колхозом земли и базовой специализации региона. При этом каждому хозяйству надлежало иметь не менее 2 жи­вотноводческих ферм. Размеры обязательных поставок рассчиты­вались от обязательного минимума вне зависимости от того, достиг его колхоз или нет. Поставки продукции расте­ниеводства также привязывались к площади закрепленной за колхозами пашни, включая огороды колхозников. Май­ский (1939) Пленум ЦК ВКП(б) обязал местные власти покончить с «разбазариванием» колхозных земель, изъяв из личных приусадебных хозяйств (ЛПХ) колхозни­ков сверхнормативные «излишки». На том же пленуме был установлен обязательный минимум трудодней. Трудоспособные колхозники, не выработавшие в течение года данного минимума, подлежали исключению из колхоза с кон­фискацией приусадебного участка.

В послевоенный период кампания по организационно-хозяйственному укреплению колхозов возоб­новилась после выхода постановления Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1946 «О мерах по ликвида­ции нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах». Нарушениями, которые надлежало устранить, являлись передача колхозных земель и иного имущества в пользование других организаций и учреждений, превышение нормативных размеров ЛПХ, высокий процент отчислений на зарплату административно-управленческому персоналу. По решению февральского (1947) Пленума ЦК ВКП(б) были пересмотрены «зани­женные» нормы выработки и «завышенные» расценки работ. В 1949 существенно увеличили обязательный минимум поголовья скота, установили обязательный минимум поголовья птиц. К концу 1940-х гг. руководство страны пришло к выводу, что основным сдерживающим фактором развития колхозов являлись их относительно небольшие размеры, не поз­волявшие реализовать потенциальные возможности крупных социальных сельских хозяйств. В связи с этим в 1950 началась кампания по их укрупнению. В 1952 Центр признал недопустимым распределение по трудодням всех сельскохозяйственных продуктов, оста­вавшихся после выполнения обязательств перед государством. В первую очередь следовало создавать семенные, фу­ражные и страховые фонды. Несмотря на все предпри­нимавшиеся меры по организационно-хозяйственному укреплению колхозов, уровень колхозного производства оставался низким. Причины этого заключались в сверхнормативном изъятии у колхозов произведенной продукции и отсутствии в связи с этим у колхозников материальных стимулов для высокопроизводительности труда.

Лит.: Гущин Н.Я. Сибирская деревня на пути к социализму (Социально-экономическое развитие сибирской деревни в годы социалистической реконструкции народного хозяйства. 1926-1937 гг.). Новосибирск, 1973; Гущин Н.Я., Кошелева Э.В., Чарушин В.Г. Крестьянство Западной Сибири в довоенные годы (1935-1941). Новосибирск, 1975; Крестьянство Сибири в период упрочения и развития социализма. Новосибирск, 1985.

В.А. Ильиных

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири