Новости

Негидальцы // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

НЕГИДАЛЬЦЫ, элкан бэйэнин, амгун бэенин (самоназвание), коренной народ Хабаровского края. Проживают в Николаевском, Ульчском и имени Полины Осипенко районах по рекам Амур, Амгунь и на озере Удыль.

Численность в РФ: 1897 - 423 человек, 1926 - 683, 1970 - 495, 1979 - 477, 1989 — 587, 2002 — 567 человек, в том числе в Хабаровс­ком крае — 505 человек.

Относятся к байкальскому антропологическому типу. Говорят на негидальском языке тунгусо-маньчжурские группы алтайской семьи. Диалекты: низовский, верховский (по Нижней и Верхней Амгуни). Первый имеет много общего с языком ульчей, орочей, нанайцев; во втором  заметно влияние эвенков. Язык бесписьменный, используется в бытовой сфере. Распространен так­же русский язык.

В формировании этнической основы негидальцев участвовали нивхи, ульчи, нанайцы. Предположительно негидальцы — эвенки, рассе­лившиеся по Амгуни и смешавшиеся с нивхами и ульчами. Заселение русских на территорию проживания негидальцев начинается со второй половины XIX в.

Основу хозяйства и верховских, и низовских негидальцев состав­ляли рыболовство и таежная охота. Верховские негидальцы, жив­шие в горной местности, занимались также оленеводст­вом. Рыбу ловили круглый год. В основном промышляли про­ходных лососей, ловили заездками монгон, неводами, сетями. Были специальные сети на различную рыбу. Использова­лись остроги — однозубые, соскакивающие с древка, и трехзубые, крючки, переметы на осетровых рыб.

Охотились негидальцы в  течение всего года. В пушном про­мысле первостепенное значение имел соболь. В поисках соболя охотники выходили к амурскому лиману, на Саха­лин, в бассейне Горина и Хунгари. Пушная охота носила в целом товарный характер. Способы охоты и орудия промысла не отличались от эвенкийских. У части негидальцев распростра­ненной была охота на морского зверя в амурском лимане и на Охотском побережье.

У негидальцев известны 4 типа жилых каркасных построек: ко­нические, двускатные, в форме рассеченного цилинд­ра и прямоугольные с двускатной крышей. Зимним жили­щем в низовьях Амгуни служил каркасный однокамерный четырехугольный дом хагду с кановым отоплением. В верховьях Амгуни зимой жили в двускатных или пи­рамидальных домах из плах, засыпанных землей, в не­больших полуземлянках с низким срубом на поверхнос­ти, или в чумах тунгусского типа. Отапливались жилища костром, в конце XX в. появились железные печи. С при­ходом весны перебирались в летние селения на озерах и малых речках. Жили в дюкча — каркасных постройках из жердей, крытых лиственничной или березовой ко­рой, иногда сеном.

Одежда (мужская и женская) — распашной халат из рыбьей кожи или ткани, женщины носили нагрудники. Мужчи­ны надевали халат из оленьей замши или меховую шу­бу, при езде на собачьих нартах или на зимнюю рыбалку — короткую юбочку из нерпичьей шкуры поверх шубы. Головной убор — меховой капор, шапка с наушниками. Обувь — из оленьих и нерпичьих шкур, замши.

Основу питания в прошлом составляла рыба. Мясо диких животных важную роль играло лишь у верхнеанюйских негидальцев. Рыбу и мясо заготавливали впрок. Мя­со, нарезанное тонкими длинными ломтями, сушили на солнце и коптили. Основная часть лососевой рыбы заго­тавливалась в виде юколы. Из рыбы путем продолжительной варки и сушки получали рыбную муку барча. Большое значение в питании имели дикоросы. Травы и коренья в качестве приправы добавляли в супы, из них готовили разнообразные салаты, которые обильно сдабривали ры­бьим жиром. В конце XIX в. в рацион негидальцев входит кар­тофель, который они выменивали на рыбу у живших по соседству русских. Постепенно некоторые низовские негидальцы сами начали сажать картофель.

Средством передвижения служили лыжи 2 типов (голицы и камусные), летом — дощатые плоскодонные лодки, берестяные оморочки и долбленки. Для перевозки грузов охотники пользовались ручной нартой с поло­зьями, загнутыми с обеих сторон. Негидальцы в низовьях Амгуни держали ездовых собак, которых запрягали в специальную ездовую нарту. Верховские негидальцы ездили верхом на оленях или впрягали их в нарту такого же типа, как у зейско-алданских эвенков.

Роды негидальцев жили дисперсно, некоторые объединялись в экзогамные группы доха, в которые включались также нивхи, нанайцы, эвенки. Большое социальное значение имели территориально-соседские общины, регулировавшие жизнь в селени­ях и семьях. Функционирование общины обеспечивало постоянную взаимопомощь всех жителей селения.

Традиционное верование — анимизм, шаманизм. В религиозных верованиях негидальцев много общего с ульчами. Вселенная, по их представлениям, состояла из 3 миров, расположенных один под другим. Верхний — голубой небесный свод — состоял из 9 сфер. Средний мир туй — земная поверхность — однослойный. В нижнем, подземном мире буни живут умершие люди. Небо считалось высшей силой, а в качестве его духов-помощников выступали солнце и луна, обла­давшие могущественной благодатной силой. Почитание солн­ца нашло отражение в декоративном искусстве негидальцев.

Среди других духов-хозяев особо почитались синкэн (хо­зяин тайги, всех зверей), уйгули (хозяин медведей), тамун (хозяин воды), подя (дух-хозяин огня). Изображе­ния духов-хозяев делались в виде плоских антропоморфических фигур, которые устанавливались на лиственнице на родовом мольбище. Ряд представлений, относящихся к разным этническим традициям, связан с медведем. Представления о роли медведя и тигра наши отражение в шаманском пантеоне. Уси­ление роли пушной охоты в жизни народа способствовало выделению специальных духов-хозяев пушного промысла.

Из фольклорных жанров зафиксированы предания, сказки, пословицы и поговорки. Декоративное искусство пред­ставлено орнаментацией на одежде и различных бытовых пред­метах. Декоративное искусство в низовьях Амгуни близко к амурскому, в верховьях рисунок орнамента эвенкийско­го типа. В прошлом была характерна вышивка подшей­ным волосом лося, также характерная для эвенков.

В настоящее время все негидальцы живут в нескольких населенных пунктах сов­местно с русскими и другими народами. Жилища, одежда, средст­ва транспорта, хозяйственные занятия не отличаются от окружа­ющего населения. Повсеместно преобладают этнически смешанные семьи. Вместе с тем национальное самосознание негидальцев отличается большой устойчивостью.

Лит.: Смоляк Г.Ф. Этнические процессы у народов Нижнего Амура и Сахалина. Середина XIX - начало XX в. М., 1975; На­роды России: Энциклопедия. М., 1994.

Е.В. Антропов

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири