МУЗЫКАЛЬНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ СИБИРИ. Относится к фольклорным системам позднего формирования. Многослойный фольклорный комплекс сибиряков-переселенцев дифференцируется по историческим (традиции старожилов и новоселов), социально-сословным (традиции промысловиков, крестьян, казаков, рабочих и пр.), конфессионных (традиции разных групп старообрядцев и сектантов) и этнических (традиции русских, белорусских и украинских переселенцев) параметрам.
Наиболее самобытной частью культуры славянских переселенцев являются музыкальные традиции русских старожилов Сибири (самоназвание: сибиряки, родчие, чалдоны), сложившиеся на протяжении XVII в. Сибирская действительность внесла изменения в формы бытования фольклора, тем не менее в жанровом составе и репертуаре старожилов воспроизводятся традиции Русского Севера, дополненные среднерусскими элементами. Обрядовая сфера включает календарный фольклор с преобладанием произведений зимнего периода (коляды, виноградья) и приуроченные к календарю необрядовых песен и православных песнопений. Семейно-обрядовый цикл представлен свадебным фольклором, восходящим к ритуалам песенно-причетного типа, и похоронному причетью, в ряде сибирских традиций уступающей место духовным стихам, православным молитвам и необрядовым горьким, похоронным песням. Эпическая сфера содержит былины, исторические песни, баллады. Песни эпического содержания в селах на Колыме и Енисее исполнялись в качестве обрядовых во время рождественских обходов домов. Песенно-танционная сфера характеризуется сезонной приуроченностью хороводных, круговых песен к весне, а вечорочных — к зиме, включая также игровые, плясовые песни и частушки, исполняемые в сопровождении гармони или балалайки. К лирической сфере относятся традиционные проголосные песни; горловая песенная лирика, романсы; солдатские, тюремные/острожные и каторжные песни. В селах Нижней Колымы сформировался самобытный жанр лирических песен с импровизированными словесными текстами и устойчивыми напевами — андыльщина, неизвествные европейско-русской фольклорной культуре. Сравнение произведений старожильческого фольклора с европейско-русскими вариантами демонстрирует значительную степень трансформации исходноог стилевого комплекса, формирование музыкально- поэтического и исполнительского своеобразия.
Жанровая система музыкального фольклора сибирских казаков концентрируется вокруг лирической сферы, которая представлена собственными лирическими песнями с мужской и женской тематикой, а также песнями литературного происхождения, распетыми как проголосные. Обрядовый фольклор включает единичные образцы зимних календарных песен и фрагменты разрушившегося свадебного репертуара. Наиболее специфической для казачьего фольклора песни военного быта (походные), как и песенно-танцевальные образцы, также со временем утратили свои позиции в традиционной культуре. Для певческих групп казачьих поселений характерен высокий уровень многоголосного пения и единство певческого стиля, характеризующегося не контрастированием, а слиянием мужского и женского голосов.
Музыкальный фольклор старообрядцев (каменщики и поляки Южного Алтая, семейские Забайкалья, старообрядцы Зауралья и Васюганья) имеет ряд общих черт: отсутствие песенного компонента в календарной обрядности, низкая оценка игровых и плясовых песен, небольшое число хороводов, высокий удельный вес лирической сферы, включающей традиционные крестьянские и поздние городские песни, присутствие в репертуаре духовных стихов. Характерной чертой традиционной культуры старообрядцев является параллельное существование песенного фольклора и богослужебного пения. У старообрядцев Южного Алтая и Зауралья обрядовая сфера включает свадебный фольклор причетно-песенного (севернорусского) типа.
У семейских Забайкалья свадебный фольклор разрушен, зато устойчиво фиксируются похоронные и поминальные причитания. Отличительной чертой забайкальской традиции является уникальная культура многоголосного пения (связанного, видимо, с южнорусскими традициями), еще в середине XX в. бытовавшая в 2 формах: «мастерской» (импровизационное ансамблевое пение мужчин) и «обиходной» (ансамблево-хоровое пение женщин). В фольклоре старообрядцев Васюганья наблюдается смешение севернорусских (сюжеты, музыкально-поэтический и певческий стиль протяжных лирических песен) и белорусских (жанр волочебных песен, фонетическое колорирование песенных текстов) черт.
Традиции новопоселенцев (российские, самоходы, добровольцы) берут начало от рубежа XIX—XX в. Они сохраняют существующие жанровые и стилевые характеристики исходных, материковых первоисточников, в качестве которых выступают южнорусские, западнорусские, среднерусские, белорусские и украинские фольклорные системы. Календарные песни смоленских и брянских переселенцев, рязанские овсени, воронежские и курские карагоды и лёлюшки легко узнаются в пестром фольклорном репертуаре поздних переселенцев. Развитие песенных традиций новоселов связано, главным образом, с песенными заимствованиями.
Жанровая система белорусского фольклора представлена в Сибири в целостном виде с количественным преобладанием обрядовых жанров и их централизующим значением. Круг календарного фольклора включает все сезонные циклы: зимний (колядки, щедровки, песни-игры «Каза» и «Тярешка»), весенний (масленичные, закликания весны, волочебные песни, весенние хороводы - благовещенские, «стреловые» и «кустовые», русальные), летний (купальские, петровские, жнивные), осенний (восеньски: «как коноплю берут», «как лен мнут» и пр.). Семейно-обрядовый цикл содержит Радзины/Хрэсьбины (с величальными, корильными и беседными песнями) и Свадьбу/ Вяселле (с полным набором ритуальных, каравайных, сиротских песен, величаний, корильных припевок, причитаний-голошений). Эпическая сфера представлена балладами, часто сезонно приуроченными к весенним и летним обрядам. Песенная лирика (любовные и семейно-бытовые песни поются как гуляночные или «под работу» весной и зимой) в смешанных сибирских поселениях обогащается в результате заимствований русских и украинских песен. Танцевальная сфера связана с общими для всех восточных славян хороводными и игровыми песнями сезонной приуроченности, собственно белорус. хороводами, а также заимствованными у рус. зимними вечорочными песнями и общими для всех славянских сибиряков танцами (кадриль, полечка, краковяк, подгорная, цыганочка, камаринская). Круг традиционных белорусских музыкальных инструментов, бытовавших в Сибири, крайне узок и включает скрипку и цимбалы (в том числе местного изготовления «из кедрача»), уступившие место гармони, балалайке, бубну с колотушкой.
Музыкальный фольклор украинцев наиболее полнокровно развит в очагах относительно компактного расселения - западносибирском и дальневосточном. Из жанров украинского фольклора в Сибири не зафиксированы только думы. Календарные песни связаны преимущественно с зимним периодом (колядки, щедривки, посивання, миланки, песни с христианизированными сюжетами), отдельные песни весеннего (веснянки, троицкие) и летнего (петривки, купальские, польови, приуроченные к летним работам в поле, на огороде) циклов. Свадьба/Весилля - самый богатый и яркий обрядовый пласт в культуре украинцев-сибиряков с многообразными песнями, исполнявшимися певческими группами дружек, светилок и свашек. Ритуальные, прощальные (лирические), величальные и корильные песни сами носители фольклора разделяют на довги писни (драматическая сфера прощальных и сиротских песен) и приспивки, передирки (праздничная и собственно «веселая» сфера). Значительная часть свадебных напевов - политекстовые, т. е. поющиеся с разными словесными текстами. К обрядовой сфере относятся также похоронные причитания - голосиння. К семейному фольклору примыкает детский фольклор - дитячи писни (колы- ханки, потешки, забавлянки). Эпическая сфера представлена только многоголосными песенными формами (исторические песни с маршевыми и лирическими напевами, песни про казаков и чумаков; балладные песни женского репертуара с любовными и семейными сюжетами). Лирическая песенность - хорошо сохранившаяся и развитая сфера фольклора: бытовые (любовные и семейные), социально-бытовые, песни литературного происхождения разделены на диалектные и общеукраинские (Верба рясна, Хмелю, Огирочки, Туман яром и другие) песни, поющиеся в Сибири повсеместно, и выходят за пределы собственного украинского репертуара. Именно в лирических песнях наиболее ярко проявляются характерные для украинцев формы гуртового (коллективного, ансамблевого) пения с сольным выводом/подводкой. Значительное место в песенном репертуаре занимают шуточные песни танцевального характера и частушки. Собственная танцевальная традиция в Сибири не сохранилась, как и традиционные инструменты. Широкое распространение в украинских фольклорных группах получили гармонь, балалайка, бубен, различные шумовые инструменты, на которых исполняются типичные для Сибири плясовые наигрыши.
Лит.: Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1991; Русские сказки Сибири и Дальнего Востока. Легендарные. Бытовые. Новосибирск, 1993; Русский календарнообрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Песни. Заговоры. Новосибирск, 1997; Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1997; Музыкальная культура Сибири. Т. 1, кн. 2. Новосибирск, 1997; Русский семейно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока: Свадебная поэзия. Похоронная причеть. Новосибирск, 2002; Леонова Н. Славяно-сибирский фольклор в системе русских региональных традиций // Музыкальная культура как национальное и мировое явление: Матер. междунар. науч. конф. Новосибирск, 2002.
Н.В. Леонова
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей