Сын бедного сельского священника. Образование: Вятская духовная семинария. По завершении обучения в 1857 в Вятском Успенско-Трифоновом монастыре принял постриг. Исполнял обязанности библиотекаря, затем воспитателя и учителя священной истории в Вятском духовном училище. 16 августа 1858 поступил в Казанскую духовную академию, где 1 февраля 1859 пострижен в монашество с именем Мелетий, 16 марта рукоположен во иеродиакона. 9 декабря 1861 указом Святейшего синода направлен в центр Забайкальской духовной миссии - Посольский Спасо-Преображенский монастырь для проповеди Евангелия забайкальским бурятам. 23 июня 1862 определен миссионером в Селенгинское бурятское ведомство и 3-ю конную бригаду Забайкальского казачьего войска. С 1 ноября этого года - миссионер при Кударинской степной думе; 30 декабря рукоположен во иеромонаха. В Кударинском стане построил и освятил храм во имя святых апостолов Петра и Павла. С 1862 по 1867 окрестил более 500 человек. С 1 июня 1867 - миссионер в Тунгуйской степи. С сентября 1872 направлен к новому месту миссионерского служения - к бурятам и тунгусам, кочевавшим на границе с Монголией. В августе 1873 определен начальником Иркутской миссии и управляющим Ниловой пустынью в Саянских горах (позднее стал ее настоятелем). 2 февраля 1874 возведен в сан архимандрита. За 5 лет управления Иркутской миссией архимандрит Мелетий крестил более 11 тыс. человек. Общение с известным миссионером и переводчиком Н.И. Ильминским способствовало написанию им духовных книг на бурятском языке. Одна из первых работ вышла под названием «Учение о Святой Православной Христианской вере в беседах с бурятами».
5 ноября 1878 архимандрит Мелетий рукоположен во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, и назначен начальником Забайкальской духовной миссии с центром в Чите. Для миссионерских целей святитель создал церковные братства во имя святых равноап. Кирилла и Мефодия и во имя свт. Иннокентия. За 11 лет управления миссией обратил в православие около 4 тыс. человек. 5 июля 1889 епископ Мелетий переведен на самостоятельную Якутскую и Вилюйскую кафедру. На устройство церковно-приходских школ в епархии ежегодно тратил до 6 тыс. руб. В Якутске учредил церковное братство во имя Христа Спасителя, открыл женское епархиальное училище. Владыка возводил храмы и часовни, заботился о совершении богослужений на якутском языке. За ревностное миссионерское служение еще при жизни его называли «апостолом якутов, просветителем язычников в Сибири и Азии». С 14 октября 1896 назначен управляющим Рязанской и Зарайской епархией.
Владыка Мелетий оставил после себя немало печатных трудов. Кроме проповедей, миссионерских записок и отчетов по Забайкальской и Иркутской духовным миссиям написал множество статей церковно-исторического и этнографического содержания, которые печатались в Иркутских, Якутских и Рязанских епархиальных ведомостях.
Погребен в Архангельском соборе Рязанского кремля. Мощи святителя обретены 18 июня 1998, а 18 сентября торжественно перенесены в Рязанский Свято-Троицкий монастырь. В 2003 причислен к лику Рязанских святых для общецерковного почитания.
Соч.: Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653-1726) и сведения о Даурской миссии, собранные миссионером архимандритом Мелетием. Казань, 1875; Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита на границах Китайской Монголии, в Чикойских горах за Байкалом. СПб., 1875; Очерки из истории распространения евангельской проповеди и борьбы с ламаизмом на границах Китайской Монголии. М., 1895; Православие и устройство церковных дел в Даурии (Забайкалье), Монголии и Китае в XVII и XVIII столетиях. Историческое исследование. Рязань, 1901.
О.А. Павлова
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей