МАШИНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ГУЛЛЕТА, первый в Сибири машиностроительный и литейный завод по производству судов.
Основан в Тюмени в 1860 английским инженером-судостроителем Г.И. Гуллетом в качестве филиала Екатеринбургского механического завода. Компаньоном Гуллета стал волжский инженер-судостроитель Л.М. Пирсон. Три года спустя благодаря резкому увеличению заказов завод полностью переехал в Тюмень. В 1863 завод выпустил 1-й пароход с паровым котлом и машиной собственного изготовления («Орел»). В основу технологии промышленно-поточного производства судов лег опыт волжских заводов. Номенклатура изделий насчитывала около 1 тыс. наименований. Завод изготавливал железные баржи и корпуса судов, паровые машины с трубчатым котлом высокого давления, центробежные насосы, мукомольные мельницы, лесопильную технику, оборудование для местных винокуренных заводов и золотых приисков, водопроводные трубы (в том числе сверленые деревянные, из лиственницы), водоподъемные машины-насосы. Среди знаменитых изделий, отмеченных золотыми медалями Тюменской промышленной выставки 1871 и составлявших славу завода - 400-сильный буксир «Тара», пароходы «Работник» (520 л. с.), «Семипалатинск» (200), «Сибиряк», «Уфа», «Орел» и другие колесные и винтовые суда.
В 1869 владельцем завода стал зять Гуллета, купец 1-й гильдии К. В. Логинов. Он взялся за обновление цехов и оборудования. К 1871 завод располагал зданием парового молота, листоковальной фабрикой, водоподъемной машиной, паровой мукомольной мельницей, судосборочным цехом, механической и столярной мастерскими, складскими помещениями для готовой продукции и механизмов, караульным домом, пароходом «Заря», баржами, пристанью и котельной. К заводу были приписаны более 200 постоянных рабочих, а с учетом сезонных — до 800 человек. Но К.В. Логинов не смог расплатиться по кредитам, привлеченным из Тюмени, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода, поэтому 28 декабря 1873 завод пришлось остановить. Начался судебный процесс по делу несостоятельного должника К.В. Логинова. По решению суда управление заводом и продажа имущества с торгов в счет погашения долгов передавались конкурсной комиссии. Комиссия начала торги по продаже имущества, К.В. Логинова, как «злостного банкрота», поместили в тюменскую тюрьму. Воспользовавшись возможностью отлучиться из нее на некоторое время, он тайно уехал в Санкт-Петербург и обратился с жалобой в Сенат. В результате работы комиссии Сената с него сняли обвинения, в декабре 1877 Тобольский губернии суд вынес решение о прекращении следствия. В Тюмень К.В. Логинов больше не вернулся, обосновавшись с семьей в столице.
В 1876 завод перешел к бывшему мастеру завода А.П. Кругляшову, по доверенности К.В. Логинова управлявшему им во время судебного процесса. В 1880-е гг. собственником завода стал коммерции советник А.К. Трапезников; фирма «Гуллет (мл.) и Наследники Пирсона» некоторое время арендовала у него сохранившиеся здания. Сократилось количество работников, оборудование не обновлялось, деньги в реконструкцию завода не вкладывались. Тем не менее в 1893-95 на заводе построены первые в Сибири пассажирские пароходы «Кормилец» (200 л. с.) и «Любимец», железная плавучая тюрьма на 700 человек. Затем были созданы первый в Сибири 2-этажный пароход «Евгений» «американского» типа, паровой механизм для фабрики купца Ядрышникова, чугунный фонтан с водоотборными кранами для Александровской площади в Тюмени, мукомольная мельница и сита для верфи братьев Вардропперов на реке Тавда и многое другое. К тому времени продукция завода была достаточно известной: в 1897 завод посетил адмирал С.О. Макаров.
В 1901 машино-судостроительный завод окончательно обанкротился. Но существовавшие производственные мощности еще продолжали работать. На базе оставшихся строений продукцию пыталась выпускать верфь Боткинского завода (с 1905), затем (в 1910-е гг.) — екатеринбургский мещанин М.А. Кудрявцев, осуществивший сборку пассажирских пароходов «Русь» и «Европа». До ноября 1917 на территории бывшего завода Гуллета размещался завод Гуртнера (судостроительную продукцию он уже не производил). После Гражданской войны в сохранившихся помещениях разместилась артель валяной обуви «Угольник». В 1941 здания отдали эвакуированному из Киева заводу «Цепи Галля». В послевоенные годы на этой базе возник приборостроительный завод. После его переезда на месте прежнего машино-судостроительного завода разместился механический завод, в начале XXI в. на этой территории находится промышленно-производственная база строительной фирмы «Жилье».
В честь основателя завода, суда которого плавали по Оби и другим рекам Сибири в конце XIX — начале XX в., был назван пароход «Инженер-механик Гуллет».
Лит.: Кружинов В.М. Тюмень: вехи истории. Екатеринбург, 1994; Иваненко А.С. Прогулки по Тюмени: Путеводитель. Тюмень, 1999; Большая тюменская энциклопедия. Тюмень, 2004. Т. 1, 2.
А.Д. Бирюков
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей