Новости

Машиностроение // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

МАШИНОСТРОЕНИЕ, комплекс отраслей тяже­лой промышленности, изготавливающих орудия труда для всех отраслей народного хозяйства, продукцию оборонного назначения и предметы потребления, а также занимающихся ремонтом машин и оборудования. Отрасли машиностроения: энергетическое машино­строение, электротехническое, станкостроительная и инструментальная промышленность, приборостроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и другое.

Машиностроение в начале XX века

В промышленности СССР машиностроение занимало 1-е место по объему выпускаемой продукции, стоимости основных производственных фондов и численности занятых. Опережающими темпами машиностроение развивалось в СССР с 1930-х гг. В сибирской экономике машиностроение в конце XIX - 1-е десятилетия XX в. было слабым зве­ном. В Тюмени работали механический и 2 судостроительных завода, в Омске - завод сельскохозяйственных машин. Строительство и эксплуатация Транссибирской магистрали потребовали создания кузнечных и слесарных мастерских. По мере введения в действие железных дорог для ремонта подвижного состава и пути создавались железнодорожные депо и мастерские.

Одно из крупных металлообрабатывающих предприятий - чугуно­литейный и механический завод товарищества «Труд» (Новониколаевск), созданный в 1906 на основе небольшой мастерской. Он производил кирпичеделательные прессы, паровые котлы, на­сосы, мельничное оборудование, строил и ремонтировал судовые корпуса, печи для обжига кирпича. В Восточной Си­бири в ходе Русско-японской войны были организованы мастерские по ремонту армейских повозок. Крупнейшее предприятие этого типа - Иркутская обозная мастер­ская, где в 1913 работало 300 кузнецов, молотобойцев, жестянщиков и др.

[caption id="attachment_24104" align="aligncenter" width="300"] Завод им. В. В. Куйбышева, Омск[/caption]

Один из крупнейших сибирских холдингов - «Сибмашхолдинг» - создан в октябре 2000. Он включает 4 предприятия: Красноярский завод комбайнов, «Алтайдизель», Алтай­ский тракторный завод и Красноярский завод прицепной техни­ки. Холдинг связан с Назаровским машиностроительным заводом, производящим жатвенные части. Таким образом, в структуре хол­динга увязана вся технология производства машин и обору­дования для зерновых и кормовых культур. Сеть пред­ставительств холдинга состоит из 25 центров в СНГ.

Машиностроительные предприятия являются участниками объединений и в других отраслях. Например, металлургические ком­пании, будучи крупными покупателями услуг железнодорожного транс­порта, проявляют интерес к предприятиям транспортного машиностроения. В частности, компания «Сибал» («Сибирский алюми­ний») контролирует «Абаканвагонмаш» (монополист в производстве транспортных контейнеров в стране) и «Барнаултрансмаш».

Наиболее яркий пример «программной» интеграции - «СибВПКнефтегаз-2000», программа производства конку­рентоспособного нефтепромыслового оборудования на основе конверсии. Она разработана в 2000 под эгидой Законо­дательного собрания Омской области и Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Объединяет бо­лее 50 предприятий и 16 научно-исследовательских, проектных, конструкторских и образовательных учреждений.

Несмотря на прекращение спада производства по отрас­ли в целом, крупные предприятия машиностроения, и особенно оборонных отраслей, не преодолели кризисное состояние. Число машиностроительных предприятий в течение 1990-х гг. возрос­ло по Сибири почти в 2 раза (особенно в электротехнической промышленноси и приборостроении), но из них только треть занималась непосредственно производством машиностроительной продукции, остальные - металлообработкой и разными видами ремонта.

Большинство машиностроительных предприятий Сибири за годы кризиса вынуждены было ради выживания произ­водить непрофильную продукцию. К середине первого десяти­летия XXI в. подавляющее большинство крупных машиностроительных. предприятий оказалось в сложном финансовом по­ложении. Многие из них, особенно оборонные, - на грани банкротства. Это отрицательно влияет на социальную обстанов­ку в большинстве сибирских регионов (невыплата зарплаты, безработица, отказ от содержания жилья и социальной инфра­структуры). В целом машиностроение Сибири не является бюджето­образующей отраслью, в большинстве случаев непривле­кательно для инвестиций. На предприятиях изношено оборудование, они используют преимущественно технологии 3-го и 4-го технологических укладов. Только отдельные наукоемкие производства, относящиеся в основном к оборонному комплексу, име­ют технологии 5-го уклада. В 2000 в сибирском машиностроении началось неконтролируемое сокращение объемов используемых производственных фондов, причем не только оборудования, но также зданий и сооружений. Сохраняется появивша­яся в начале 1990-х гг. хроническая недогрузка машиностроительных мощностей региона: коэффициент загрузки предприятий отрас­ли колебался от 7—10 до 50—60 %.

Единственное, что не претерпело существенных измене­ний по итогам 1990-х гг. — территориальная структура гражданского машиностроения Сибири. Остались крупными машиностроительными центрами Новосибирская область (26—28 % от объема производства машиностроительной продукции Сибири), Алтайский край (13— 15 %), Кемеровская область (до 13 %), Красноярский край (11—13 %), Иркутская область (5—8 %).

В целом, обеспечивая (по состоянию на 2004) 7 % в общероссийском гражданском машиностроительном производстве, 16 % - в оборонном, машиностроение Сибири не играет существенной роли в тер­риториальном разделении труда в промышленности России. Тем не ме­нее потенциал оборонных и ряда гражданских предприятий позволяет сибирским машиностроителям производить в реги­оне отдельные виды высокотехнологичной и наукоемкой продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. В стратегии экономического развития Сибири (разработана в 2004) отмечено, что сибирское машиностроение потенциально может участвовать в осущест­влении общероссийских проектов развития топливно-энергетического комплекса, транспортного комплекса, цветной металлургии и горнодобывающей промышленности, наукоемкого сектора в авиакосмической промышленности.

Лит.: Машиностроение СССР: Стат. сб. М., 1969; Большая советская энциклопедия. М., 1974. Т. 15; Киселев Н.Н. Машино­строение Сибири в условиях развитого социализма (1959-1970 гг.). Новосибирск, 1982.

В.А. Бажанов, И.М. Савицкий

Читайте также:

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири