ИОАНН (Максимович) (декабрь 1651, Нежин — 10 июня 1715, Тобольск), митрополит Тобольский и всея Сибири, свт. (память 10 июня), выдающийся церковный писатель.
Сын украинского шляхтича Максима Васильковского (Печерского). Образование: Киево-Могилянская коллегия. По окончании оставлен там же учителем латинского языка. Пострижен в Киево-Печерской лавре, вскоре после этого становится иеродиаконом, затем иеромонахом, позже Иоанн — эконом и проповедник лавры. Участвовал в украинском посольстве в Москву в конце 1670-х гг., по распоряжению царя Федора Алексеевича назначен наместником Брянского Свенского монастыря (1681). С 1695 (по другим сведениям — с 1696) — архимандрит Черниговского Елецкого монастыря, с 10 января 1697 — архиепископ Черниговский. В 1700 основал в Чернигове семинарию для детей всех сословий. С марта 1711 — митрополит Тобольский и всея Сибири; в августе прибыл в Тобольск. Занимался миссионерством и помогал в этом схимитр. Феодору (до схимы — Филофею Лещинскому); в 1715 по распоряжению Петра I учредил Пекинскую духовную миссию. После смерти погребен подле Софийского собора в приделе преподобных Антония и Феодосия Печерских. В дальнейшем верующие рассказывали о многочисленных видениях и чудесах, связанных с именем митрополита Иоанна. Канонизирован в 1916.
Иоанн посвящал и дарил Петру I свои сочинения. Поддержал церковное отлучение гетмана И. Мазепы (1708), но не участвовал в борьбе группировок в Русской Церкви. Был наиболее плодовитым писателем начала XVIII в. В Чернигове написал и издал более 10 сочинений в стихах и прозе. Увлекался амплификацией («расширение», «умножение» слов) и декларировал отказ от оригинального творчества. Так, его «Алфавит собранны, рифмами сложены от святых писаний из древних речений...» (1705), посвященный царевичу Алексею Петровичу, с Житием Алексея, Человека Божия, в центре, содержит короткие рифмованные сообщения о святых, есть в нем и античные сюжеты, и нравоучительные стихи. «Богородице Дево...» — толкование канона и описание чудес Богородицы, «Осм блаженств евангельских...» — богословного толкования текста. Много переводил сочинения западно-европейской богословской традиции, перерабатывая их с собственных позиций. Так, «Феатрон, или Позор нравоучительный царем, князем, владыкам и всем спасительный...» (1708) — компиляция на основе рассказов Священного Писания в 30 главах, каждая из которых посвящена особому поучению для начальников. Рассуждения подкрепляются примерами из народных и библейских преданий и из жизнеописаний древних философов и исторических героев. Эти рассказы заимствованы из сочинения Амвросия Марлиана. «Царский путь креста» (1709) — первая книги Бенедикта Хефтена «Regia via cruces» (1635), «Илиотрошгон» (1714) — первое сочинение Иеремии Дрекселия «Hiliotropium» (1627). Единственное сочинение Иоанна, посвященное современности, — «Синаксарь» (1710) в честь Полтавской победы; оно сопровождалось стихотворным введением и заключением. Написанный в Тобольске «Путник», обширное автобиографическое повествование в стихах о его жизни после отъезда из Чернигова, до сих пор не опубликован.
Лит.: Харлампович К.В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. Т. 1; Словарь русских писателей XVIII века. СПб., 1999. Вып. 2; Сулоцкий А.И. Жизнь Иоанна Максимовича, митрополита Тобольского и всея Сибири // Сочинения: В 3 т. Тюмень, 2000. Т. 2; Он же. Дополнения к биографии митрополита Тобольского Иоанна Максимовича //Там же.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей