ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНОВ СИБИРИ
Якутия. Становление интеллигенции Якутии осуществлялось со второй половины XIX в. на многонациональной основе при первоначальном преобладании русского чиновничества, духовенства, политических ссыльных с включением в этот процесс якутских князцов и родовых старшин. Местными центрами подготовки этнической интеллигенции выступали образовательные учреждения Якутска: учительские и духовные семинарии, реальное училище. В 1897 из 30 552 проживавших в регионе русских 1 130 человек (3,7%) имели статус дворянства (чиновники, управляющие торгово-промышленными факториями, врачи, преподаватели училищ и школ, офицеры). К духовенству относились 886 человек (2,9%), к почетным гражданам (дети личных дворян и церковнослужители) — 305 человек (1 %), к разночинцам (низшие придворные, статские и отставные, воинские служители, выпускники вузов) — 275 человек (0,9%). Из 221 463 якутов 29 человек работали в администрации и суде, 16 — состояли священниками, 14 — занимались учебной и воспитательной работой, 13 — врачебной и санитарной деятельностью. Всего на 1897 численность лиц, профессионально занятых умственным трудом в сферах управления, производства и культуры, достигла в регионе 1 тыс. человек. Группа специалистов возрастала в связи с потребностями в них социально-культурной сферы и материального производства. В 1901—13 число врачей в области увеличилось с 7 до 22, в 1892—1917 количество учителей выросло с 77 до 254 человек. Большинство интеллигенции проживало в Якутске и Олёкминске, где находился управленческий аппарат золотодобывающих приисков.
В социально-политическом отношении интеллигенция была неоднородной. В 1917 национально-либеральная интеллигенция сгруппировалась вокруг «Союза федералистов», блока «Объединенная демократия» и Якутского национального комитета во главе с В. В. Никифоровым, Г.В. Ксенофонтовым, С.А. Новгородовым и другими, выступавшими за гражданские права и свободы, введение земского самоуправления, ликвидацию классного землепользования. Этими кругами октябрьские события воспринимались негативно. Монархисты из «Союза истинно русских якутов» во главе с М.С. Шеломовым, С.С. Инокентьевым, И.И. Макаровым отрицали и реформистские и революционные идеи, выступив против земства. Первые якуты-большевики П.А. Ойунский, М.К. Аммосов, И.Н. Барахов, С.М. Аржаков и другие боролись за установление власти в форме диктатуры пролетариата.
После завершения Гражданской войны в формировании региональной интеллигенции приоритетными стали принципы подготовки специалистов из числа коренных этносов и расширения участия женщин в данном процессе. В 1926—39 в Якутской АССР категория лиц руководящего персонала возросла со 176 до 2 197 человек, в том числе количество женщин увеличилось с 3 до 243, якутов — со 105 до 1 363 человек. Число учителей возросло с 314 до 3 908 человек, в том числе женщин со 145 до 1 346, якутов — со 113 до 2 563; врачей — с 10 до 258 человек, в том числе женщин — с 5 до 151, якутов — с 4 до 19; инженеров — с 6 до 382 человек, среди них женщин — 17, якутов — 10; юристов (судей, прокуроров, следователей) — с 33 до 145 человек, в том числе женщин — с 4 до 18, якутов — с 21 до 83; творческая интеллигенция возросла с 20 до 504 человек, в том числе женщин — с 16 до 117, якутов — с 10 до 257; численность аграрной интеллигенции — с 13 до 508 человек, в том числе якутов — с 1 до 9.
Региональная интеллигенция испытывала на себе влияние экстремальных социально-политических условий эпохи. В годы Гражданской войны погибло около 300 представителей интеллигенции, в числе которых якуты составили половину. С 1920-х гг. до начала 1950-х гг. репрессиям подверглось почти 500 якутов — представителей интеллигенции.
В послевоенный период численность специалистов с высшим и средним специальным образованием в республике неуклонно возрастала: в 1960 она составляла 30,1 тыс. человек, в 1970 — 60,4 тыс., в 1980 - 118,7 тыс., в 1989 - 272 тыс. человек. В 1966 количество специалистов-неякутов превышало число национальных кадров в 1,9 раза (27,4 тыс. и 13,8 тыс. человек соответственно). В 1980 это соотношение сохранилось (68,1 тыс. и 32,8 тыс. человек).
В 2002 число специалистов с высшим и средним специальным образованием в регионе достигло 338,2 тыс. человек. При этом количество якутов с высшим и неполным высшим образованием (60,7 тыс. человек) превысило аналогичный показатель среди русских (50,9 тыс. человек). Новое этническое соотношение внутри интеллектуального потенциала региона стало итогом государственной кадровой политики. Низкий удельный вес интеллигенции сохранился среди малочисленных народностей. Так, среди эвенков высшее и неполное высшее образование имели чуть более 10%, среди юкагиров — более 16%.
В советский и постсоветский период сохранилось преобладание русскоязычных специалистов среди технической интеллигенции, несмотря на значительный отток высококвалифицированной ее части за пределы республики. Сохранился межнациональный «паритет» среди управленцев, научных сотрудников, юристов и других. Якуты традиционно ориентировались на профессии в бюджетных организациях: учителей, врачей, работников сферы культуры и других. В 1990-е гг. якутская молодежь предпочитала получить высшее гуманитарное образование, а не производственные специальности. В мировоззрении национальной якутской интеллигенции доминирует обращение к национально-культурным и религиозным ценностям. В сложные годы реформ интеллигенция Якутии сохраняет созданную предшествующими поколениями атмосферу межнационального согласия и мира.
Лит.: Дьяконова Н.Н. Якутская интеллигенция в национальной истории: судьбы и время (конец XIX в. — 1917 г.). Новосибирск, 2002; Антонов Е.П. Из истории формирования якутской интеллигенции //Национально-культурная политика в сибирском регионе в XX веке. Новосибирск, 2004; Якутия — форпост освоения Северо-Востока Сибири, Дальнего Востока и Русской Америки (XVII-XX вв.). Якутск, 2004.
Е.П. Антонов
Хакасия. Становление национальной интеллигенции Хакасии (чиновничества, духовенства, учительства) осуществлялось в конце XIX в. преимущественно на основе местного населения байского происхождения. Местными центрами подготовки этнической интеллигенции выступали высшее начальное училище (1850), женская гимназия (1880), торговая школа (1913), учительская семинария (1913). Огромная заслуга в подготовке учительских кадров для школ Хакасии принадлежала Красноярской учительской семинарии.
В 1917 из 45 тыс. человек, проживавших в регионе, собственно национальной интеллигенции насчитывалось 90 человек (0,2%), из них 89 учителей церковно-приходских школ и 1 врач.
В 1905 либеральная интеллигенция сгруппировалась вокруг «Союза сибирских инородцев» во главе с А.А. Яриловым, Н.Т. Спириным, И.Г. Картиным и другими, выступавшими за улучшение быта и совершенствование хозяйства и промыслов хакасов, за развитие общего и профессионального образования в инородных районах Сибири. После Февральской революции интеллигенция была объединена Национальным комитетом съездов хакасского народа. В его состав входили С.Д. Майнагашев, И.В. Барашков, Ф.И. Окунев и другие. Основным вопросом, который обсуждался на съездах, был вопрос о национально-территориальном устройстве хакасов. Октябрьскую революцию интеллигенция восприняла негативно, она резко отрицала реформаторские и революционные идеи.
После завершения Гражданской войны в формировании региональной интеллигенции одним из приоритетных направлений являлась подготовка специалистов из числа коренного этноса. В 1925—37 в Хакасской АО категория лиц руководящего персонала возросла с 54 до 1 436 человек, в ней число хакасов увеличилось с 32 до 141 человек; число учителей возросло с 81 до 1 681 человек, в том числе хакасов с 15 до 188 человек; врачей — с 14 до 88 человек., инженеров — до 670 человек, представителей творческой интеллигенци— до 100 человек, аграрной — до 100 человек. По данным переписи 1939, высшее образование в Хакасии имели 605 человек, из них 31 хакасов; среднее образование — 12 402 человек (4,5% населения), из них 1 280 хакасов.
В 1930-х — начале 1950-х гг. репрессиям подверглось 435 представителей интеллектуального труда, в том числе 118 представителей национальной интеллигенции.
В послевоенный период в республике выросла численность специалистов с высшим и средним специальным образованием. В 1959 она составила 24,2 тыс., в 1979 - 78,2 тыс., в 1989 - 141,1 тыс. человек. По данным переписи 2002, число специалистов с высшим и средним специальным образованием достигло 211 855 человек, из них хакасов было 49 781 человек.
Тенденция занятости хакасской интеллигенции преимущественно в сфере образования, культуры и здравоохранения, характерная для советского периода, сохраняется и в постсоветский период.
Лит.: Кышпанаков В.А. Население Хакасии: 1917—1990-е гг. Абакан, 1995; Аблажей А.М. Положение науки и ученых в национальных республиках Сибири (в оценках членов научных сообществ Тувы и Хакасии) //Национально-культурная политика в сибирском регионе в XX веке. Новосибирск, 2004; Данькина Н.А. Интеллигенция Хакасии в конце XIX — 30-е годы XX века. Абакан, 2004.
Н.А. Данькина
Тува. Предпосылки для формирования интеллигенции появились в Туве на рубеже XIX—XX вв. С утверждением буддизма (см. Буддизм в Туве) в традиционном тувинском обществе выделилась духовная элита — сангха, выполнявшая специфические функции обучения, управления, обслуживания. В то же время проникновение элементов капитализма, а также русской культуры в жизнь тувинцев способствало их приобщению к новым видам деятельности, в том числе к европейской системе образования.
Провозглашенная в августе 1921 Тувинская Народная Республика (ТНР) развивалась в значительной степени под влиянием политических структур РСФСР, поэтому становление тувинской интеллигенции, сохраняя национальную специфику, происходило 3 основными путями по советскому образцу: 1) привлечение представителей «старой» интеллигенции новой властью; 2) использование представителей аратства (скотоводов-кочевников) для выполнении функций умственного труда (выдвиженчество); 3) подготовка специалистов в образовательных учреждениях СССР и ТНР. В первые годы независимого существования с управленческими функциями справлялся старый чиновничий аппарат. Широко привлекалась в государственные структуры буддийская сангха. Ламы занимались обучением хуураков тибетского и монгольского языков, буддийской медицине и астрономии, истории и географии. Число тувинских лам по разным оценкам составляло от 3 до 4 тыс. человек. Выдвижение представителей аратства в органы властных и хозяйственных структур в широких масштабах началось в 1929—33.
Ведущая роль в формировании интеллигенции принадлежала образовательным институтам. Становление народного образования ТНР в 1920-е гг. проходило почти с нулевого уровня, при отсутствии национальной письменности, учительских кадров, специальных помещений под школы, в условиях скудности материальной базы и недостатка финансирования. В связи с усложнением задач внутреннего развития обострилась кадровая проблема, для радикального решения которой требовалось обеспечить каналы обучения тувинцев за рубежом. В 1926 1-я группа студентов отправилась на учебу в Москву в Коммунистический университет трудящихся Востока. Все расходы, связанные с учебой, брала на себя советская сторона. Всего в учебных заведения СССР были направлены во второй половине 1920-х — 1930-е гг. около 900 тувинцев.
На начальном этапе развития государственности Тува испытывала большую потребность в управленцах — работниках партийного и государственного аппарата, а также в военных кадрах.
После создания управленческого аппарата началось формирование педагогических кадров. Позднее складываются группы медицинской, производственно-технической и сельскохозяйственной интеллигенции. С успехами социального и экономического развития в Туве появляются условия для формирования творческой интеллигенции. Таким образом, в 1930—40-е гг. в ТНР при значительной помощи СССР сформировались национальные кадры интеллигенции. В Конституции ТНР 1941 представители интеллигенции впервые упоминаются в числе «трудящихся» наряду с аратами-скотоводами и рабочими.
После вступления в состав СССР в октябре 1944 на правах автономной области Тува приступила к осуществлению закона о всеобщем обязательном начальном обучении детей. Именно школа явилась базовым структурными элементом проводившейся в Тувинской АО политики «культурного выравнивания» народов. Широкое развитие народного образования привело к значительному росту культурного уровня населения. Доля населения, имеющего среднее специальное образование, в 1959 составляла 4,7%, в 1970 - 7,6, в 1979 - 11,9, в 1989 — 18,3, в 2002 — 26,4; имеющего высшее и неполное высшее образование: в 1959 — 2,7, в 1970 — 4,7, в 1979 - 6,7, в 1989 - 9,5, в 2002 - 12,9%.
Трансформационные последствия развития российского общества в 1990-е гг. неоднозначно сказались на социально-экономическом развитии Республики Тыва в целом и на положении национальной интеллигенции в частности.
Лит.: Сердобов Н.А. Народное образование в Туве. Кызыл, 1971; Осинский И. И. Формирование социалистической интеллигенции у народов Сибири. Иркутск, 1984.
Р. Харунов
Бурятия. Первые бурятские интеллигенты появились с формированием буддийской культуры в дацанах, становлением и укреплением органов местного самоуправления, организацией и расширением в улусах сети школ. В этих 3 центрах была сосредоточена духовно-культурная жизнь, здесь нашли применение интеллектуальные силы бурят. Дацаны осуществляли образовательные, воспитательные и другие функции. В Бурятии насчитывалось 44 дацана и 15 тыс. лам, 73 дацанских школы, в которых обучались 4 тыс. учащихся.
Бурятская национальная интеллигенция как социальная группа начала формироваться в XIX в., когда рост капиталистических отношений и совершенствование государственного управления потребовали увеличения численности работников умственного труда и создания системы народного просвещения. По своему социальному облику, политической ориентации и связям с общественными классами бурятская интеллигенция являлась демократической, мелкобуржуазной. При отсутствии в составе бурятского населения дворянства и крупнобуржуазных элементов основным источником пополнения интеллигенции была крестьянская среда. Огромное воздействие на формирование бурятской интеллигенции оказала материальная и духовная культура русского населения.
Первое поколение бурятской интеллигенции получило образование в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Цюрихе. Этот немногочисленный, но чрезвычайно активный и обладавший значительным интеллектуальным потенциалом слой внес огромный вклад в создание основ современной культуры и общественного сознания бурятского общества.
Накануне Февральской революции бурятская национальная интеллигенция представляла сложившуюся общность образованных людей, составлявших элиту бурятского народа. В нее входили более 100 учителей и работников просвещения, несколько ученых, 4 врача, 5 фельдшеров; около 150 человек обучалось в высших и средних учебных заведениях; к ним следует прибавить некоторое количество служащих, миссионеров, лам.
В социально-политическом отношении бурятская интеллигенция отличалась неоднородностью. Еще в период Первой русской революции оформились 2 политических партии — «стародумцев» и «прогрессистов». Коренное изменение жизни бурят народническая интеллигенция связывала с установлением демократического республиканского строя, поэтому свержение самодержавия было встречено ею с воодушевлением, с надеждой на скорое решение аграрных и национальных вопросов. В 1918 произошло политическое размежевание бурятской интеллигенции, в ее среде появилась новая, просоветская группировка, претендующая на руководство политико-культурными силами народа; наблюдался переход части интеллигенции от прямой оппозиции к сотрудничеству с советской властью и участию в ее социально-культурных преобразованиях, особенно в Прибайкалье; началась совместная работа Бурнацкома и советов по созданию проекта автономии.
Ко времени образования в 1923 Бурят-Монгольской АССР в школах работало 564 учителя, в медицинских учреждениях — 25 врачей, а техническими специальностями владело 100 человек. В процессе осуществления политики «коренизации» представительство бурят в республиканских учреждениях росло, составив в 1926 7,8%, в 1927 - 10,3, в 1936 - 32,7% от общего числа служащих. Наряду с этим представители русской и других этнических групп интеллигенции участвовали в формировании органов управления, создании промышленных предприятий, осуществлении коллективизации сельского хозяйства, культурной революции, организации учебных заведений и научных учреждений республики. Так, в 1933 на строительство паровозоремонтного завода прибыли 410 инженеров и техников, в 1934 — 125. В 1940 в регион были направлены 140 врачей и 200 работников среднего медицинского персонала. К концу 1930-х гг. в республике сложилась система подготовки специалистов народного хозяйства, в том числе высшей квалификации. Была решена задача создания профессиональной литературы и искусства, оформления творческих союзов интеллигенции. В 1926 в Бурятии насчитывалось 8 822 служащих, из них 759 бурят, в 1939 общее количество служащих достигло 43 тыс. человек.
В то же время формирование и развитие интеллигенции подверглось воздействию экстремальных социально-политических условий эпохи. Были репрессированы, а позднее расстреляны видные представители национальной бурятской интеллигенции — Ц.Ж. Жамцарано, Б.Б. Барадийн, Э.-Д. Ринчино, С. Ширабон, П. Дамдинов, И. Дампилон, Д. Ардин и многие другие.
В послевоенный период численность специалистов с высшим и средним специальным образованием в республике неуклонно возрастала: если в 1959 на 1 тыс. бурят приходился 21 человек с высшим и 259 человек со средним образованием, то в 1970 — 54 и 382, в 1979 — 100 и 514 человек соответственно. В 1941 в республике специалистов с высшим и средним специальным образованием было 5 тыс., в 1965 — почти 35 тыс., в 1980 — более 95 тыс. Численность населения, занятого умственным трудом, достигла к началу 1980-х гг. 136,7 тыс. человек. Русское население в Бурятии составляет абсолютное большинство — 67,8% (2002), соответственно, в составе интеллигенции республики количественно преобладают русские. При этом они занимают доминирующее положение в сфере материального производства, за исключением сельского хозяйства. Среди русских больше специалистов со средним специальным образованием. В 1977 доля работников высшей квалификации в составе специалистов русской национальности составляла 33,1 %, в составе бурятской — 55,2%.
К 1989 число бурят с высшим образованием достигло 183 на 1 тыс. человек. Среди горожан на 1 тыс. жителей приходилось лиц с высшим образованием: бурят в 1970 — 119, в 1979 - 142; русских в 1970 - 38, в 1979 -57 человек. С 1960 по 1990 численность бурятских научных работников увеличилась в 9 раз, учителей — в 5,5 раза, врачей — в 9 раз. На 2002 в составе населения Бурятии группа лиц с высшим образованием насчитывает 117 320 человек.
Современное состояние бурятской национальной интеллигенции характеризуется высокими темпами роста численности, значительной степенью приобщения бурят к интеллектуальному труду, преобладанием женщин. Опережающими темпами развивается гуманитарная интеллигенция.
Лит.: Соктоев И. А. Формирование социалистической интеллигенции в Бурятии. Улан-Удэ, 1961; Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 г. РСФСР. М., 1963; Осинский И.И. Развитие интеллигенции национальных районов Сибири. М., 1985; Санжиев Г.Л. Формирование и развитие бурятской национальной интеллигенции // Национальная интеллигенция и духовенство: история и современность. Улан-Удэ, 1994; Бильтрикова А.В. Бурятская национальная интеллигенция на современном этапе. Улан-Удэ, 2001; Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. М., 2004. Т. 4, кн. 1.
С.В. Балдано
Горный Алтай. Национальная интеллигенция (духовенство, учительство) как социальная группа начала формироваться в Горном Алтае во второй половине XIX в. Главным центром ее подготовки стало Улалинское миссионерское училище (1867), а после его перевода в Бийск (1883) — Бийское катехизаторское училище. Заметную роль в подготовке учительских кадров для школ Горного Алтая сыграла Казанская учительская семинария (1870). По социальному облику, политической ориентации и связям с общественными классами алтайская интеллигенция являлась всесословной, демократической. При отсутствии в составе алтайского населения дворянства и крупнобуржуазных элементов основным источником пополнения интеллигенции, благодаря деятельности Алтайской духовной миссии, выступали рядовые алтайцы и частично средние слои алтайского общества. На формирование алтайской интеллигенции огромное воздействие оказала духовная культура русского населения. Первое поколение алтайской интеллигенции было немногочисленным, отличалось социально-культурной активностью и внесло весомый вклад в развитие культуры и общественного сознания алтайского общества.
Накануне Февральской революции алтайской национальной интеллигенции (учителя, врачи, духовенство) являла собой сложившуюся общность образованных людей. В 1917 на ее долю приходилось всего 0,13% населения края (из 70 тыс. человек): 90 учителей церковно-приходских школ, 2 врача и фельдшер.
В социально-политическом плане алтайская интеллигенция в большинстве своем разделяла идеи и взгляды основоположников сибирского областничества Г.Н. Потанина и Н.М. Ядринцева, увязывая коренные изменения в жизни алтайцев с установлением демократического республиканского строя. Свержение самодержавия было встречено ею с воодушевлением, с надеждой на позитивное решение вопроса о самоопределении алтайцев и развитие аграрных отношений в пользу коренного населения. В силу этого Октябрьскую революцию алтайская интеллигенция восприняла не столь единодушно, как Февральскую. Часть ее участвовала в антибольшевистских движениях.
После окончания Гражданской войны и образования Ойротской АО (1 июня 1922) приоритетным направлением в формировании национальной интеллигенции стала подготовка специалистов из числа алтайцев в вузах Томска, Новосибирска, Москвы, Ленинграда и других городов. Благодаря этому число специалистов с высшим и незаконченным высшим образованием в крае стало расти. В 1939 оно составляло 127 человек, еще 328 специалистов имели среднее общее и специальное образование. Однако экстремальные социально-политические условия (репрессии и война) деформировали этот процесс. Порожденный ими кризис развития национальной интеллигенции был преодолен лишь к концу 1950-х гг. В 1959 число специалистов с высшим и незаконченным высшим образованием составило 550 человек, со средним — 1 234 человек. В 1989 высшее образование имели 10,6 тыс. человек, неполное высшее — 2,1 тыс., или 96 человек на 1 тыс. населения, в 2002 число специалистов с высшим и средним специальным образованием достигло в Республике Алтай 23,1 тыс. человек, или 148 человек на 1 тыс. населения.
Современная алтайская интеллигенция переживает кризисное состояние, характерное для трансформирующегося российского общества в целом и интеллигенции как ее органической части. Вместе с тем современному развитию алтайской национальной интеллигенции присущи и позитивные тенденции — высокие темпы роста ее численности, в том числе доли женщин, занятых в сфере интеллектуального труда.
Лит.: Культура и интеллигенция сибирской провинции в XX веке: теория, история, практика. Матер, науч. конф. Новосибирск, 2000; Республика Алтай в цифрах. Горно-Алтайск, 2006.
Н.С Модоров
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей