ЛУНИНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, инициатива Н.А. Лунина. В ноябре 1940 он предложил принципиально новый метод эксплуатации паровозов, при котором бригада машинистов брала на себя обязательства выполнять профилактический ремонт паровоза, постоянно следить за состоянием его рабочих узлов и деталей, увеличивая нормы пробегов и сокращая время планового ремонта локомотивов.
С начала войны этот почин был подхвачен на железной дороге не только Сибири, но и всей страны. К концу июля 1941 на Томской железной дороге последователями Н.А. Лунина и его бригады стали 75 % паровозных бригад, в августе - более 80 %. Пробег паровозов между плановыми ремонтами увеличился в среднем до 6 390 км при норме 4 тыс. км. За 11 месяцев 1941 машинисты-лунинцы Томской железной дороги сэкономили свыше 44 млн руб.
Последователями Н.А. Лунина стали представители самых разных железнодорожный профессий: работники вагонного депо, путеобходчики, стрелочники, машинисты водокачек и компрессоров, слесари депо и ремонтных мастерских. Новосибирский обком ВКП(б) рекомендовал применение лунинский принципов в работе на всех предприятиях города и области. 7 января 1942 Наркомат путей сообщения издал специальный приказ «О развитии лунинского движения на железнодорожном транспорте в условиях войны». Повсеместно создавались «лунинские школы», где изучались приемы работы машиниста-новатора, читались технические лекции, проводились консультации, устраивались конференции для популяризации достижений самого Н.А. Лунина и его последователей. На Томской железной дороге во главе с начальником был сформирован специальный штаб по развитию Лунинского движения.
Большое значение имела организация обучения членов паровозных бригад слесарному делу, которая широко развернулась в 1941. В короткие сроки при всех депо открылись курсы обучения методам профилактического ухода за паровозом, способам его ремонта. Над паровозными бригадами взяли шефство ведущие инженерно-технические работники депо, высококвалифицированные слесари по ремонту паровозов. Слесарной подготовкой в 1941 удалось охватить 2 664 человек, в 1942 - 3 751 человек. Это дало возможность освоить слесарную специальность почти всем машинистам, помощникам машинистов, многим кочегарам. К концу 1944 более 90 % паровозных машинистов имели слесарную квалификацию не ниже 5-го разряда, что обеспечивало быстрое и качественное выполнение профилактического ремонта паровозов самими паровозными бригадами.
К концу войны на Томской железной дороге насчитывалось около 300 «лунинских» паровозов, более 45 тыс. железнодорожников работало по методу Н.А. Лунина. В 1942 Н.А. Лунин стал лауреатом Сталинской премии, в 1943 - Героем Социалистического Труда. Его методы активно изучались и применялись и в послевоенное время.
Лит.: Вековой путь на службе отечеству. Страницы истории Западно-Сибирской железной дороги. Новосибирск, 2001; Самые значительные железнодорожники России. М., 2005.
А.И. Тимошенко
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей