ЛЕПИХИН Яков Борисович (?, Чубаровская слобода Тобольского уезда — после 1697, ?), видный деятель урало-сибирского старообрядчества, организатор массовых самосожжений.
Сын крестьянина, впоследствии дьячка Николаевской церкви Нижненицынской слободе. Жил в Киргинской и Нижненицынской слободах. Во второй половине 1660-х гг. занимал должность подьячего судной избы в Пышминской слободе Верхотурского уезда. Овдовев, вторично женился на родственнице верхотурских детей боярских Тырковых, имел от этого брака дочь. В 1668 Лепихин завел на свои средства ловлю кречетов. В начале 1670 основал в Верхотурском уезде оброчную Красноярскую слободу, тогда же стал атаманом беломестных казаков. В дальнейшем исполняющий обязанности приказчика Красноярской и Пышминской слобод, был поверстан в верхотурские дети боярские. По роду своей деятельности в 1678 и 1679 занимался преследованием старообрядцев. Одновременно Лепихин сблизился с братией Далматовского Успенского монастыря, который в этот период являлся тайным центром зауральского старообрядчества (здесь под именем Боголепа принял монашество его отец). В 1679 в результате сословной «чистки» Лепихин лишился своего положения и был переведен в пашенные крестьяне Киргинской слободе. Неожиданное крушение карьеры толкнуло его на путь бескомпромиссной борьбы с Церковью и государством. В 1682 он, вероятно, принял участие в старообрядческом протесте в Утяцкой слободе Тобольского уезда, в 1687 выступил организатором крупных самосожжений на реке Юрмыч (близ Киргинской слободы) и в деревне Боровиковой (близ Куяровской слободы Тобольского уезда), в 1688 — в пышминской деревне Другановой (в Тюменском уезде). Безуспешные попытки местных властей схватить Лепихина завершились в конце 1688 гибелью в огне группы его родственников, живших в Красноярской слободе, и угрозой самосожжения его единомышленников, запершихся в одном из дворов в деревне Речелге близ Пышминской слободы. В 1690-х гг. Лепихин перенес свою деятельность на Ишим.
Лепихин придерживался беспоповской практики, в области эсхатологии был приверженцем теории «духовного» («мысленного») антихриста, которую усвоил еще в Далматовском монастыре. Активно занимался ее пропагандой, используя при этом свой талант живописца. О сущности антихриста и о допустимости самосожжений Лепихин вел полемику с другими известным зауральским «расколоучителем» — иноком Авраамием. В последний раз имя Лепихина упоминается в 1697 в связи с делом о преследовании ишимских старообрядцев.
Лит.: Шашков А.Т. Яков Борисов сын Лепихин (Из истории уральского старообрядчества кон. XVII в.) // Культура и быт дореволюционного Урала. Свердловск, 1989; Он же. Воеводское управление на Урале XVII в. (Верхотурский «розыск» о служилых людях 1678—1679 гг. и судьба Я.Б. Лепихина) // Уральский ист. вестник. 1996. № 3.
А.Т. Шашков
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей