ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, составная часть политики, направленная на достижение воспроизводства населения желательного типа.
Объект Демографическая политика — воспроизводство населения, его количественные параметры. Среди направлений Демографической политики— 3 группы мер: административно-правовые, экономические и меры социально-психологического воздействия.
В Российской империи Демографическая политика целенаправленно не проводилась. Единственным законодательным актом царского правительства, имевшим демографическое значение, было безусловное запрещение абортов. Аборт расценивался как уголовное преступление, антирелигиозный и аморальный проступок. После Октябрьской революции, в ноябре 1918, постановлением Наркомата здравоохранения РСФСР запрет на производство абортов был отменен.
Первым законодательным актом советского правительства, которое специально преследовало цель повысить рождаемость и тем самым компенсировать потери населения в ходе демографической катастрофы 1932—33 (см. Демографические катастрофы), явилось постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некотором изменении законодательства о разводах». Согласно постановлению, в Сибири в 1936—41 было построено большое количество родильных домов, школ, детских садов, яслей, больниц и пионерских лагерей. Государство установило пособие многодетным матерям, имеющим 6 детей, при рождении каждого следующего ребенка в 2 тыс. руб. ежегодно в течение 5 лет, а матерям, имеющим 10 детей, — единовременное пособие при рождении каждого следующего ребенка в 5 тыс. руб. и со 2-го года — 3 тыс. руб. в течение 4 лет (в масштабе цен 1936). Запрет абортов привел к их нелегальному распространению. Несмотря на жестокие уголовные наказания за производство абортов, начиная с 1938 рождаемость в Сибири стала сокращаться.
В годы Великой Отечественной войны Демографическая политика сосредоточилась на оказании помощи многодетным семьям и стимулировании рождаемости методами административного давления. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» был установлен соответствующий налог. 12 июля 1942 СНК СССР обязал Наркомат торговли СССР организовать в городах продажу продуктов питания сверх карточных норм для матерей до родов и в первые 2 месяца после родов. Отныне женщины начиная с 6-го месяца беременности и в течение 2 месяцев после родов ежемесячно получали 400 г масла, 300 г сахара, 600 г крупы и 6 л молока.
Еще одним шагом в выработке Демографической политики в СССР явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 «Об увеличении помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"». С целью стимулирования рождаемости дотации теперь выплачивались семьям, имеющим 2 детей, при рождении третьего. Единовременное пособие выдавалось в сумме от 400 руб. до 5 тыс. руб., ежемесячно — от 300 до 800 руб. Денежные выплаты одиноким матерям устанавливались в размере 100 руб. в мес. на 1 ребенка, 150 руб. — на 2 детей и 200 руб. — на 3 и более детей (в масштабе цен 1944). Одновременно увеличился отпуск по беременности с 63 до 77 календарных дней, а послеродовой — с 35 до 42 календарных дней. В случае ненормальных родов или рождения двойни отпуск увеличивался до 56 дней. Мерой, стимулирующей рождаемость, по мысли законодателей, стало значительное увеличение налога на холостяков и бездетных граждан. С целью укрепления семьи указ от 8 июля 1944 признавал, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов. Право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка, родившегося от мужчины, с которым она не состоит в зарегистрированном браке, было отменено. В то же время в Сибири значительно возросло число матерей-одиночек.
Указ от 8 июля 1944 послужил юридической основой увеличения помощи многодетным семьям на завершающем этапе Великой Отечественной войны. 11 июля 1944 Наркомат торговли СССР издал приказ «Об улучшении снабжения беременных женщин». Беременные женщины получали ежемесячно сверх норм, установленных по карточкам, 800 г масла, 600 г сахара, 1,2 кг крупы, 12 л молока.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 ноября 1947 «О размере государственного пособия многодетным и одиноким матерям» денежные выплаты были уменьшены примерно наполовину. Пособие утратило свое стимулирующее рождаемость значение. Чтобы компенсировать потери, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1949 «Об улучшении дела государственной помощи многодетным и одиноким матерям и улучшении условий труда и быта женщин» беременным и одиноким матерям разрешалось переходить на другую работу по месту жительства с сохранением за ними непрерывного трудового стажа. Плата за содержание детей в детских садах и яслях для самых низкооплачиваемых категорий матерей-одиночек снизилась на 50%.
В середине 1950-х гг. в Демографической политике произошли существенные изменения. Государство отказалось от некоторых контрольно-запретительных функций и сосредоточилось главным образом на оказании помощи семьям и материальном поощрении рождаемости. 5 августа 1954 была отменена уголовная ответственность за нелегальное прерывание беременности, а 23 ноября 1955 — окончательно снят юридический запрет на производство аборта. Теперь каждая женщина самостоятельно и свободно решала вопрос о материнстве.
Новым направлением Демографической политики стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1956 «Об увеличении продолжительности отпусков по беременности и родам». Отпуск по беременности и родам увеличивался с 77 до 112 календарных дней (56 дней до и 56 дней после родов) с выдачей за этот период денежного пособия. В случае ненормальных родов или рождения 2 и более детей продолжительность послеродового отпуска также увеличивалась. Постановление Совета министров СССР от 13 октября 1956 «О дальнейших мерах помощи женщинам-матерям, работающим на предприятиях и учреждениях» руководителям предприятий и учреждений вменялось в обязанность предоставлять женщинам по их просьбе, после окончания отпуска по беременности и родам, дополнительный отпуск до 3 месяцев без сохранения заработной платы.
Однако все меры материальной поддержки семей в силу своей незначительности к началу 1960-х гг. потеряли стимулирующее рождаемость значение. Государству не удалось сдержать сокращение рождаемости, которое во второй половине 1960-х гг. приняло обвальный характер.
К началу 1980-х гг. с целью увеличения рождаемости в 1960-е гг. были приняты меры помощи семьям с детьми. Одной из таких мер стало право на кредит в сумме до 1,5 тыс. руб., который выдавался молодым супругам сроком на 8 лет после рождения 1-го ребенка. При рождении 2-го ребенка кредит погашался на 200 руб., при рождении 3-го — еще на 300 руб. По оценкам демографов, эта мера вызвала незначительный рост рождаемости. Только в 1981—83 прирост новорожденных в России составил 300 тыс. человек. В Сибири за 1980—85 суммарный коэффициент рождаемости несколько увеличился и соответствовал уровню простого воспроизводства. Интенсивное сокращение числа родившихся вместе с ростом числа умерших привело в России в начале 1990-х гг. к естественной убыли населения. С 1993 процесс депопуляции распространился и на Сибирь. С тех пор регион живет в режиме естественной убыли населения.
В начале 1990-х гг. Верховный Совет РФ впервые в истории страны принял постановление «О неотложных мерах по изучению населения и демографических перспектив Российской Федерации», которым предусматривалось в течение 1993—94 разработать научно обоснованную концепцию демографического развития России на перспективу. Однако эта концепция была разработана и принята распоряжением Правительства РФ только в сентябре 2001, после оглашения Послания Президента РФ Федеральному Собранию, где демографическая проблемы страны отмечались как наиболее важные для судьбы государства.
В условиях отсутствия каких-либо целей и программ по реализации Демографической политики в стране и на региональном уровне в 1990-х гг. принимались отдельные федеральные законы, направленные на решение проблем воспроизводства, охрану и улучшение здоровья населения. В последующие годы наработка законодательства в этом направлении продолжалась.
К экономической группе мер Демографической политики этого периода следует отнести указы Президента РФ: «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (от 5 мая 1992); «Об основных направлениях государственной семейной политики» (от 14 мая 1996); «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей» (от 8 июня 1996). Указом Президента «О президентской программе "Дети России"» (от 18 августа 1994) была принята программа, которая имела продолжение в последующие годы (Указ Президента РФ «О президентской программе "Дети России" на 1998-2000 годы» (от 15 января 1998) и работала в каждом субъекте РФ, в том числе в Сибири. Эта программа финансировалась из федерального бюджета.
Средства выделялись не очень большие, но тем не менее они помогли многим семьям, оказавшимся в этот период в сложной финансовой ситуации.
Принятая в сентябре 2001 «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» своей целью провозглашала стабилизацию численности населения и создание предпосылок его роста с учетом мобилизации как воспроизводственный, так и миграционный компонент. Комплекс мер Демографической политики касался в ней 3 основных направлений: повышения рождаемости и укрепления института семьи; улучшения здоровья и роста продолжительности жизни; обеспечения необходимого миграционного прироста и совершенствования методов привлечения и использования трудовых мигрантов. Однако никаких реальных программ в соответствии с «Концепцией...» на федеральном уровне в дальнейшем так и не появилось.
В некоторых сибирских регионах были разработаны планы реализации Демографической политики с учетом местных особенностей. Однако ориентация на собственные ограниченные ресурсы при отсутствии поддержки со стороны федеральных властей, слабая проработка целей и механизмов их достижения приводят к тому, что эти усилия имеют незначительный и неустойчивый эффект.
Если в 1990-х гг. формировались правовые основы Демографической политики, то в первые годы нового столетия нарабатывались экономические меры. К последним можно отнести различные денежные пособия, выплачиваемые единовременно или ежемесячно, в том числе: введенное с 1 января 2002 ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет (первоначально 200 руб., а потом 500), которое покрывало не более 15% прожиточного минимума взрослого; ежемесячное пособие (70—140 руб.) на ребенка до 16 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышал 100% величины прожиточного уровня; единовременное пособие в 6 тыс. руб. в связи с рождением ребенка. К экономическим мерам Демографической политики относились также оплата отпуска (периода нетрудоспособности) для подготовки женщины к родам и в послеродовом периоде — 140 дней (70 дней до и 70 дней после родов), при многоплодной беременности — 194 дня, при осложненных родах — 156 дней. Отпуск оплачивался в размере 100% среднего заработка по месту работы, при этом учащиеся получали 100% стипендии за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а безработные — пособие в размере МРОТ. Матерям, вставшим на учет в ранние сроки беременности, предоставлялось дополнительное пособие, поощрявшее ответственное отношение матери к вынашиванию ребенка; от налогообложения освобождался каждый из работавших родителей на сумму 300 руб. в месяц при условии, что суммарный доход семьи не превышает 20 тыс. руб.
Размер ежемесячного пособия на ребенка (70 руб.) не покрывал к концу 2001 и 5% прожиточного минимума ребенка. Задолженность по выплатам детских пособий за прошлые годы на конец 2001 составила по России около 18 млрд руб. Такую «помощь» трудно назвать мерой Демографической политики. Скорее, это можно расценивать как неудачную попытку поддержки политики социалистического государства, провозгласившего заботу о семье в качестве одного из главных государственных приоритетов.
Демографическая политика, направленная на улучшение здоровья, сокращение смертности и повышение рождаемости, в 2000-х гг. определяется принятием федеральных законов и реализацией национальных проектов.
Лит.: Малинин Е.Д., Ушаков А.К. Население Сибири. М., 1975; Исупов В.А. Городское население Сибири: от катастрофы к возрождению (конец 30-х — конец 50-х гг.). Новосибирск, 1991; Соболева СВ. Настоящее и будущее населения Сибири. Сибирь на пороге нового тысячелетия. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск, 1999; Практическая демография. М., 2005; Политика народонаселения: настоящее и будущее: Четвертые Валентеевские чтения: Сб. докладов. М., 2005.
В.А. Исупов, С.В. Соболева
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей