Новости

Якутская и Вилюйская (Ленская) епархия РПЦ // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЯКУТСКАЯ И ВИЛЮЙСКАЯ (ЛЕНСКАЯ) ЕПАРХИЯ РПЦ. В XVII - начале XVIII в. церкви и монастыри Восточной Сибири входили в состав Сибирской и Тобольской епархии. В восточной части епархии были обра­зованы отдельные церковные благочиния (десятины), подчиненные непосредственно митрополиту, в их числе и самое боль­шое по площади — Якутское. В 1731 по ходатайству иркутского епископа Иннокентия (Кульчицкого) Якутская десятина включена в состав Иркутской епархии на правах отдела Якутского заказа. По решению Синода в 1852 Якут­ская область вошла в состав созданной в 1840 Камчатской, Курильской и Алеутской епархии. В 1853 ее архиепис­коп Иннокентий (Вениаминов) перенес в Якутск архиепископскую кафедру, избрав местом жительства Якутский Спасский монастырь.

По предложению архиепископа для облегчения миссионерской работы в 1858 указом Синода в составе Камчатской епархии образо­ваны 2 викариатства: Новоархангельское на Аляске и Якутское. Кафедру архиепископа перенесли в Благове­щенск, и духовной главой Якутии стал викарный епископ. Учреждение викариатства, значительно расширившего и укрепившего самостоятельность якутского духовенства, стало заключительным этапом на пути к основанию самостоятельной епархии, учреждению которой способствовало и выделение в 1851 Якутии в отдельную административную единицу. В качестве причин для образования самостоятельной епархии архиепископ Иннокентий (Вениаминов) указывал на обширность территории Якутской области и наличие населения со своим языком. Он считал, что глава духовенства Якутии должен знать якутский язык и проживать в области. В 1870 император подписал указ об  образовании Якутской и Вилюйской епархии с ка­федральным городом Якутском (кафедральный собор — Свято-Троицкий храм). Православное население Якутии в этот период составляло 234 624 человек, в области действо­вало 35 церквей (кроме монастырских) и 120 часовен, треть из которых можно считать приписными в связи с постоянным проживанием в них причтов.

К середине XIX в. в основном была закончена христианизация населения области. Главной задачей РПЦ в Якутии становит­ся укрепление православия. Якутская епархия в сино­дальном ведомстве всегда числилась на особом счету в связи с природными и климатическими условиями края, обширностью его территории, отдаленностью от Центра, разбросан­ностью населенных пунктов, низкой плотностью, особым мента­литетом коренного населения, влиянием шаманизма, языковыми особенностями, спецификой хозяйствования. Высшие церковные власти России, учитывая трудности проживания в Якутии, специфику распространения и утверждения здесь православия, проводили гибкую политику. Замена выборных церковных старост причтом (исполнявшим обязан­ности старост за денежное вознаграждение) с обязательством ведения им приходского делопроизводства — один из примеров признания особенностей Якутской епархии. С начала христианизации края ведущая роль в просвещении местного населения принадлежала миссионерам. Территория каждого прихода в Якутском крае обычно составляла сотни или даже тысячи верст, а населенные пункты могли состоять из нескольких юрт. Священники для исполнения своих обязан­ностей совершали длительные поездки. Своеобразные условия пастырского служения требовали и особой пастырской практики, которая нашла выражение в создании походных церквей и станов. В 1844 в области учреждены 2 походные церк­ви — Николаевская и Благовещенская, в каждой по 2 священника и 2 причетника, и несколько позднее — Чукот­ская миссия. Причт Николаевской церкви был обязан совершать миссионерские поездки в северо-восточную часть области, а походное духовенство Благовещенской церкви — в северо-западную часть. Походным священникам вменялось в обязанность вести журналы наблюдений и ежегодно предоставлять их в Синод. Таким образом, они выступали и в роли первых исследователей Якутского края. В одном из отчетов обер-прокурора Синода отмечалось, что в Якутской епархии миссионерские труды несет все приходское духовенство, а не одни миссионеры. Именно этим объяс­няется существование в области к 1870 большого количества часовен (что позволяло в дальнейшем превращать их в церкви). Якутские часовни отличались от часовен Европейской России: во многих из них имелся алтарь, наличие которого обязательно для церкви, т. к. алтарь позволяет служить литургию. Но и при отсутствии алтаря священнослу­жители, Камчатской и впоследствии Якутской епархии имели право служить литургию. Для этого необходимо было наличие антиминса (специального алтарного покрова), но походного. Якутским священнослужителям в некоторых случаях разрешалось совершать обряды венчания в запрещенные церковью дни, упрощался и сам обряд (без письменного заявления, оглашений и прочего).

Обеспечение духовного ведомства епархии складывалось из государственного содержания и поступлений из местных источников. Духовенство Якутской епархии получало жалованье по высшим нормам. Суммы, выделяемые государством на фи­нансирование епархии, постоянно возрастали, что было связано как с увеличением количества церквей и приходов, так и с пониманием роли духовенства в укреплении государственного строя в крае.

Первые священники-миссионеры, посетившие Якутский край, заложили традицию изучения якутского языка. Архиепископ Иннокентий (Вениаминов) основал духовно-цензурный комитет якутских переводов и ввел практику проведения церковных служб на якутском языке. Священнослужителей к церквам назначали с учетом знания языка коренного населе­ния. Об успехах деятельности РПЦ в регионе в 1870—1919 свидетельствуют увеличение численности якутского духовенства, умножение храмов с 37 до 134, расширение церковного землевладения, распространение в области русского брач­ного права. Сформировалась разветвленная структура духовного ведомства Якутской епархии — консистория, благочиния, попечительство, ревизионный комитет, ко­митет миссионерского общества, церковно-миссионерское Братство Христа, училищный совет, училища, семинария, духовные школы, отдел Палестинского общества, духовные комиссии, ре­дакция журнала «Якутские епархиальные ведомости», свечной и книжные склады. Духовенство взаимодействовало с органами управления Якутской области — участвовало в работе различных комиссий и комитетов, предоставляло светским органам и учреждениям данные о численности населения и его состоянии, сотрудничало в проведении медицинских мероприя­тий. Якутское население воспринимало нормы и обычаи православия как через христианские обряды, так и через духовный суд, предоставлявший возможность официальные рас­торжения брака. Церковное реформирование, начавшееся в России после революции 1905—1907, в Якутии, в силу ее отдаленности, остановилось на первой стадии: введенные вместо духовной консистории новые органы управления — епархиальные советы — не успели себя реализовать из-за изменившейся в стране обстановки.

В годы советской власти многие представители духовного ве­домства Якутии стали объектом репрессий, и епархия фактически перестала существовать. К 1936 на территории Якутской АССР действовала одна Николаевская церковь в Якутске (обновленческая), в 1958 — 2 церк­ви РПЦ: Якутская Николаевская и Олёкминская, входившие в состав Якутского благочиния Иркутской епархии. В 1993 в связи с начавшимся возрождением РПЦ решением Священного Синода образована Якутская епархия РПЦ. На 1 января 2005 в епархии имелось 50 приходов и женский монастырь (с 12 насельницами). В их числе 22 храма и 20 молитвенных домов. Духовную службу несут 32 человека.

Епископы Якутские, викарии Камчатской епархии: Павел (Попов; 6 марта 1860 — 9 ноября 1866), Петр (Екатериновский; 9 ноября 1866 — 3 июля 1867), Диони­сий (Хитров; 9 февраля 1868 — 12 декабря 1883) — епископ Якутский, викарий Камчатской епархии, затем епископ Якутский и Вилюйский; епископы Якутские и Вилюйские: Иаков (Домский; 8 января 1884 — 28 мая 1889), свт. Мелетий (Якимов; 5 июля 1889 — 14 октября 1896), Никодим (Преображенский; 14 октября 1896 — 27 сентября 1898), Никонор (Надеждин; 27 сентября 1898 — 17 января 1905), Макаров (Павлов; 17 января 1905 — 1 мая 1909), Иннокентий (Пустынский; 1 мая 1909—12), Мелетий (Заборовский; 23 февраля 1912 — 26 января 1916), Евфимий (Лапин; 26 января 1916—1920), Софроний (Арефьев; 1920—22), Иринарх (Синеоков-Андреевский; 1923—25), Софроний (Старков; 1926); епископы Колымские, ви­карии Якутской епархии: Синезий (Зарубин; 1927—28), Серафим (Виноградов; 1929—37), Венедикт (Пляскин — епископ Хабаровский и Владивостокский, управляющий приходами Якутского и Читинского викариатства Иркутской епархии, Герман (Моралин; 28 марта 1993 — 17 августа 2004 — епископ Якутский и Вилюйский, затем архиепископ Якутский и Ленский, Зосима (Давыдов; с 27 сентября 2004) — епископ Якутский и Ленский.

Монастыри: Якутский Спасский монастырь, мужской (1663—1920); Якутская Покровско-Нининская миссио­нерская община, женская (1901—04); Свято-Покровский монастырь, женский (с 1996).

Лит.: Наумова О.Е. Иркутская епархия XVIII — первая поло­вина XIX в. Иркутск, 1996; Сафронов Ф.Г. Православное христи­анство в Якутии. Мирный, 1997; Шишигин Е.С. Якутская епархия (краткий исторический очерк). Мирный, 1997; Юрганова И.И. Из истории миссионерства в Якутии // Якутский архив. 2002. № 3; Она же. История Якутской епархии. 1870—1919 гг. (Деятельность духовной консистории). Якутск, 2003.

И.И. Юрганова

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири