Новости

Челканцы // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЧЕЛКАНЦЫ (самоназванные шолгану/чалканду, устаревшее — лебединцы, лебединские татары, куу-кижи — букв. «человек с реки Лебедь»), коренное население Республики Алтай. Этническая территория охватывает небольшую северо-восточную часть Турочакского района — бассейн реки Лебедь. Проживают также в Таштагольском районе Кемеровской области. Общая численность по переписи 2002 — 855 человек. Говорят на челканском языке (см. Челканцев язык).

По своему физическому облику челканцы принадлежат к уральской расе. Этот расовый комплекс широко представлен среди обских угров, самодийцев и тюркоязычного населения северных предгорий Алтая и Горной Шории. Существует, однако, мнение, что североалтайская группа популяций должна занимать самостоятельное место в системе расовой классификации.

Этногенез челканцев связывается с урало-алтайским кругом наро­дов. Важную роль в их формировании сыграли автохтонные самодийские этнические элементы. Популяционно-генетическое исследование челканцев показало, что они наиболее близки лесным ненцам и вместе с кумандинцами и энцами составляют так называемый самодийский кластер. Немаловажное место в этноге­незе челканцев принадлежит также тюркским этническим элементам, связанным с этнополитическими образованиями других тюрков, уй­гуров, енисейских кыргызов, позднее — телесов.

В основе традиционных верований челканцев лежал шаманизм с его богатым мировоззренческим комплексом. Культ отправляли шаманы (кам). Имелся развитый пантеон богов. Были распространены также представления о духах-хозяевах (тайги, рек, озер и пр.). Важное место в жизни людей занимал и культ огня. Большое воздейст­вие на религиозную жизнь челканцев оказала деятельность Алтайской духовной миссии, которая в конечном счете привела к их христианизации. Однако языческие представления до сих пор бытуют у старшего поколения.

В плане социальной организации челканцы делились на 2 экзогамных рода (шолгану и шакшылу). Основной структурно-генеалогической единицей рода являлась группа родственников (кезек). Браки между членами одного кезека были запрещены. Главной ячейкой общества являлась моногамная семья. Брак патрилокальный. Широко был распространен брак че­рез сватовство, в ходе которого стороны договаривались о размере калыма. Имели место также сговор между родителями малолетних детей, брак «убёгом», кража невест. Весьма предпочтительным считался кузенный брак. Отмечен обычай левирата.

Основными направлениями традиционной хозяйственной деятельности челканцев явля­лись охота, земледелие и скотоводство. Объектами охоты в бассейне реки Лебедь служили преимущественно пушные и копытные животные. Охотились с помощью ружей, ловчих ям, капканов и т. д. Важную роль играли полозные средства передвижения и различные способы перемещения груза - шкуры-волокуши, заплечные берестяные короба (комдо), подволоки (чана). Значительное место в хозяйстве занимало также рыболовство. Рыбу ловили удочками, сетями, а также лучили ночью, используя острогу. Из рыбных ло­вушек были известны морды и запорные сооружения. Развитие мотыжного земледелия в горно-таежных условиях привело к более активному культурному воздействию на окру­жающую природную среду и появлению возделываемых участков земли, зерновых и технических культур, мотыги и т. д. Скотоводство было одной из наименее развитых отраслей хозяйства. Разводили лошадей, примерно со второй половины  XIX в. - крупный рогатый скот.

Традиционное поселение (аил) представляло собой систему мелких хозяйств. Основные типы жилищ - полуподземные и наземные прямоугольные срубы и двускатные каркасные постройки. Одежда состояла из рубахи, штанов и халата. Обувь - сапоги с холщовыми или кожаными голенищами, чирки (у жен­щин). Важное место в пищевом рационе занимали мука, крупа и толокно. Из них готовили лапшу (тутпаш), перловую кашу (угре) и перловую кашу, смешанную с толокном (мотко). С процессом обработки зерна тесно связан строго определенный круг предметов утвари (котел, ступа, ручной лоток, ручная мельница, сито).

У челканцев сохраняются богатые фольклорные традиции - сказительская и шаманская. Из форм устного народного творчества распространены сказки, пословицы, пого­ворки, загадки. Продолжает бытовать также культура охотничьих сигналов и звукоподражаний. С генезисом отдельных отраслей хозяйства связаны знания эколого-географического характера (представления о территории проживания, способы ори­ентирования, природоохранные меры и запреты и прочее). Не менее значимой частью традиционной культуры челканцев являлась ее обрядовая составляющая, которая нередко также была сопряжена с хозяйственной деятельностью (обряд вызывания дождя, промысловые обряды и проч.).

Современные этнические процессы в среде челканцев характеризуются культурной и языковой ассимиляцией, истоки которой восходят к 1960-м гг. и связаны с ликвидацией «неперспективных» деревень, где проживала основная масса коренного населения северных районов Горного Алтая. Однако по сравнению с другими груп­пами населения региона (кумандинцами и тубаларами) ассимиляционные процессы у челканцев менее выражены.

Лит.: Кандаракова Е.П. Легенды Северного Алтая (на матери­але челканского фольклора). Горно-Алтайск, 1994; Она же. Обычаи и традиции челканцев. Горно-Алтайск, 1999; Челканцы в исследова­ниях и материалах XX века. М., 2000; Потапов Л.П. Охотничий промысел алтайцев (отражение древнетюркской культуры в традици­онном охотничьем промысле алтайцев). СПб., 2001; Бельгибаев Е.А. Традиционная материальная культура челканцев бассейна р. Лебедь (вторая половина XIX-XX в.). Барнаул, 2004.

Е.А. Бельгибаев

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири