ЦЫГАНЕ. Появление цыган в Сибири относится ко второй половине XVIII в., что было обусловлено их интенсивным расселением по территории Российской империи. Наряду с вольным переселением, миграции цыган на восток страны способствовала политика государства. 16 августа 1759 по указу императрицы Елизаветы цыгане, проживавшие в Прибалтике, были выселены в другие регионы, в том числе и Сибирь. С конца XVIII в. до последней трети XIX в. одним из источников формирования общины сибибирских цыган являлась ссылка. Ссыльных направляли в Тобольскую и Енисейскую губернии. С 1870-х гг., после прекращения высылки цыган в восточные районы России, основным каналом их движения в Сибирь стало вольное переселение. К концу XIX в. в отдельных сибирских губерниях сформировались этнические группы российских цыган, принявших самоназвание «сибирска рома» (сибирские цыгане). По переписи населения 1897, численность цыганской общины в Сибири составляла 6,2 тыс. человек, в том числе в Томской губернии — 2,1, Тобольской — 1,5, Иркутской — 1, 1 тыс. человек.
До конца XVIII в. государство не вмешивалось во внутренние дела цыганского сообщества. В 1780-е гг. были предприняты первые попытки насаждения в цыганской среде оседлого образа жизни. По указу Екатерины II от 18 дек. 1783, Цыгане были обязаны селиться «в удобных местах» и не заниматься бродяжничеством. В 1-й пол. XIX в. государство неоднократно принимало меры для перехода Цыган к оседлости. 20 апреля 1809 указом Александра I «О приведении в лучшее устройство цыган, о пресечении перехода их с места на место, о принуждении их к оседлости» цыганские кочевья на территории Российской империи были запрещены. В царствование Николая I Цыгане выделялись средства для обзаведения хозяйством, однако те использовали их для иных нужд и продолжали вести кочевую жизнь. В связи с этим власти часто прибегали к репрессиям против цыганских таборов. Мужчин насильно отправляли на военную службу, женщин записывали в крепостные, детей отдавали в приюты и богадельни.
Во второй половине XIX — начале XX в. во взаимоотношениях между государством и цыганскими общинами произошли позитивные изменения. В 1863 цыгане были уравнены в правах с русским населением и получили полную свободу в организации внутренней жизни, которая сохранялась до революции 1917.
В дореволюционный период сибирские цыгане имели широкий круг традиционных занятий. Они занимались ремеслом, в том числе кузнечным, ювелирным делом, изготовляли металлическую посуду, решёта, корзины. В цыганских общинах широкое распространение получило коневодство. Цыгане осуществляли покупку и продажу коней, оказывали услуги по их перегону и лечению. Разведение лошадей и торговля ими играли значительную роль в жизнеобеспечении цыганских семей.
Помимо занятий ремеслами и торговлей цыгане на праздниках развлекали население вокально-танцевальными выступлениями. Цыганки занимались гаданием, ворожбой, знахарством. Несмотря на бродячий образ жизни, профессиональное нищенство не получило среди цыган широкого распространения. Основными источниками средств к существованию для цыганских семей служили продажа ремесленной продукции, лошадей, художественное творчество и совершение магических обрядов.
Занимаясь ремеслом, пением или гаданием, цыгане объединялись в коллективы, каждый член которых работал наравне с другими и получал денежный пай. Распределение доходов внутри «артели» носило уравнительный характер, что препятствовало социальному расслоению цыганской общины.
Цыганское сообщество имело традиционную социальную организацию. Его низовой ячейкой являлась большая патриархальная семья, возглавляемая самым старшим мужчиной. Второй ступенью был род, во главе которого стояли старейшины. Они формировали цыганский суд (сэндо), выступавший арбитром в спорах семейно-родовых кланов. Роды объединялись в табор, которым руководил баро или баро шэро («большой», «большая голова»). В круг его обязанностей входила защита членов общины от разорения, принятие в табор новых людей и изгнание неугодных, установление внешних связей с другими цыганскими сообществами и местными властями.
Отношения внутри цыганского сообщества регламентировались с помощью норм обычного права. Члены общины в зависимости от пола и возраста имели различные права и обязанности. Мужчина, являвшийся полновластным главой семьи, владел и распоряжался ее имуществом, мог стать родовым старейшиной или вожаком табора. Круг занятий женщин ограничивался воспитанием детей, ведением домашнего хозяйства, зарабатыванием средств на пропитание семьи. Цыганка, вступившая в брак, находилась под опекой мужа, а после его смерти - старшего сына или брата. Пожилые женщины, пользуясь большей свободой, участвовали в сходках и выражали собственное мнение относительно вопросов внутренней жизни цыганских таборов.
Основная функция цыганской общины состояла в трансляции традиционного образа жизни от зрелого поколения к подрастающему. Взрослые передавали детям навыки основных цыганских занятий. Мальчики обучались ремеслу и коммерции, девочки — ведению домашнего хозяйства, ворожбе, гаданию. Дети получали представление о нормах поведения в цыганской общине, обучались музыкальному искусству, пению, танцам. Подавляющее большинство цыган, осваивая необходимые практические навыки, не получали систематического образования в русских учебных заведениях.
В дореволюционный период традиционная цыганская культура была представлена различными праздниками и обрядами. К семейным праздникам относились свадьбы, крестины и дни рождения, во время которых цыгане соблюдали строгий этикет. Несмотря на свою замкнутость, цыганские общины заимствовали духовные традиции других народов. Православные цыгане праздновали Рождество, Пасху, Троицу, мусульмане — Йылбаши (старый Новый год), Егоря (день святого Георгия). Религиозные обряды оказывали значительное влияние на цыганские обычаи и нормы поведения.
После Октябрьской революции в жизни цыганского сообщества произошли глубокие изменения. В 1920-е гг. советская власть ограничила, а затем запретила многие традиционные занятия цыган — частное кустарное производство, торговлю домашним скотом и лошадьми и т. д. Большевики пытались создать условия для перехода офисный планктон к оседлости. По постановлению СНК СССР «О мерах содействия переходу кочующих цыган к трудовому и оседлому образу жизни» от 1 октября 1926 местные советы создавали цыганские сельскохозяйственные артели. Несмотря на полную неэффективность, политика советизации цыганских общин продолжалась и в 1930-е гг. В соответствии с рекомендациями Совета национальностей ЦИК СССР «Об углублении работы среди цыган по переходу на оседлость и к труду» от 18 января 1936 правительство создало цыганские колхозы. Тем не менее большинство цыган не смогли адаптироваться к коллективному сельскохозяйственному труду. К концу 1930-х гг. цыганские колхозы были реорганизованы в хозяйства смешанного типа.
В условиях сталинской диктатуры цыгане стали объектом репрессивной политики советского государства. В годы Великой Отечественной войны тысячи цыгане были депортированы в восточные районы СССР. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1944 в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию была выселена большая часть цыганские диаспоры Крыма. В конце 1940-х — начале 1950-х гг. цыгане оказались в числе народов Прибалтики, Западной Белоруссии и Западной Украины, депортированных на восток страны.
В 1950—80-е гг. государство продолжало политику, направленную на экономическую и социокультурную интеграцию цыган в советское общество. 5 октября 1956 был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», согласно которому цыганские таборы прикреплялись к районам своего местонахождения и не могли покидать их без разрешения властей. Цыгане были обязаны получить прописку по месту жительства и трудоустроиться. За нарушение Указа 1956 уголовным законодательством предусматривалось наказание сроком до 5 лет лишения свободы. 7 августа 1975 Президиум Верховного Совета РСФСР отменил уголовную ответственность за уклонение от трудовой деятельности и снизил сроки тюремного заключения за бродяжничество. Тем не менее до конца 1980-х гг. власти стремились не допустить возврата цыган к традиционным занятиям и образу жизни.
Переход к оседлости и обязательное трудоустройство способствовали разложению традиционного уклада жизни цыганских общин. Цыгане лишились возможности заниматься гаданием, ворожбой, знахарством. Цыганские трудовые коллективы включались в состав государственных предприятий и совхозов. В этих условиях большинство цыган стремились освоить новые сферы занятости, связанные с их традиционными занятиями. Сибирские цыгане, получившие право содержать коней в домашнем хозяйстве, занимались частным извозом.
Изменения в сфере занятости и образе жизни сибирских цыган оказали значительное влияние на социальную организацию их сообщества. Переход к оседлости сопровождался ослаблением межродовых связей и распадом большинства таборных общин. Незначительная часть таборов превратилась в поселки, которые с разрешения органов власти иногда переносились в другое место. В утративших традиционную структуру цыганских общинах произошло исчезновение института власти в лице таборного вожака.
В советский период число цыган в Сибири было незначительным. По Всесоюзной переписи 1939, численность сибирских цыган составляла 6,7 тыс. человек, в 1959 — 9,2. В Новосибирской области их количество увеличилось с 1 тыс. человек в 1939 до 1,7 тыс. в 1959, в Кемеровской — с 1,1 до 1,3, в Алтайском крае — с 0,8 до 1,4, в Красноярском — с 0,6 до 1,4 тыс. человек. В 1960—80-е гг. в восточных районах России сохранялась тенденция к росту численности цыганской диаспоры.
В конце 1980-х — 1990-х гг. развитие демократических процессов в России оказало значительное влияние на условия жизни сибирских цыган. Государство отказалось от политики насаждения оседлости и нехарактерных для цыганской среды форм занятости. Цыгане получили широкие возможности для реализации своих интересов в различных сферах общественной жизни. Переход к рыночной экономике способствовал развитию в их среде предпринимательства. Цыгане занимаются продажей и куплей квартир, домов, дач, гаражей, земельных участков под строительство. В цыганских общинах сохраняются и традиционные занятия — гадание, ворожба. Свобода экономической деятельности обусловливает возрождение цыганских трудовых коллективов.
Основной ячейкой социальной структуры цыганского сообщества в Сибири остается семейно-родовой клан. Кланы по территориальному принципу объединены в этнические общины, внутри которых сохраняются традиционный образ жизни и нормы поведения. По Всероссийской переписи 2002 в Сибирском федеральном округе проживало 16,2 тыс. цыган, в Дальневосточном федеральном округе — 2,4. Наиболее крупными являются цыганские диаспоры Алтайского (2 405 человек), Красноярского (1 995 человек) края, Новосибирской (2 835 человек), Кемеровской (2 504 человек), Омской (2 272 человек) и Иркутской (1 641 человек) областей.
В 1990-е гг. значительные изменения произошли в культурной жизни цыганских общин. В 1991 при Российском фонде культуры возникла цыганская культурная секция. Среди цыганской интеллигенции развернулось движение за создание культурной национальной автономии. 25 ноября 1999 по решению Правительства РФ была образована Цыганская культурная автономия России, целью которой является возрождение и сохранение этнической самобытности цыган.
Р.Е. Романов
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей