Новости

Кяхтинский торг // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

КЯХТИНСКИЙ ТОРГ, система международной тор­говли через Кяхту как крупнейший пункт русско-ки­тайской (до середины XIX в.), а позже — русско-китайско-монгольской торговли.

Кяхтинский торг основан в соответствии с русско-китайским догово­ром 1727. В 1728 в 4 км от Троицкосавской крепости появился пограничный торговый форпост — Кяхта, в 1743 пре­образованный в торговую слободу с разрешением селиться здесь «всяким охочим людям». В 1730 напротив Кяхты построена китайская торговая слобода - Маймачен. Для осущест­вления торговли в Кяхте выстроены деревянный гостиный двор и дома для купцов. В 1842 завершено сооружение каменного гостиного двора по проекту архитектора П. Висконти.

До 1740-х гг. Кяхтинский торг имел небольшой размер; значе­ние его возросло, когда через Кяхту стали направлять­ся казенные караваны в Пекин. Основной статьей казенного выво­за являлась пушнина, а из Китая доставлялись шелковые и хлопчатобумажные ткани, табак, драгоценные камни и прочее. В 1762 гос. монополию отменили, и Кяхтинский торг перешел в част­ные руки. В кяхтинские купцы стали записываться «иного­родние» купцы и их приказчики, приезжавшие не толь­ко из Сибири, но и из Европейской России. В 1807-08 здесь торговали 60 «первостатейных» купцов, в числе которых 20 предпринимателей из Европейской России (Москвы, Ка­луги, Курска, Вологды, Великого Устюга и других). После перехода Кяхтинского торга в частные руки его обороты постоянно увеличивались: в 1759 - 1 305 тыс. руб., в 1769 - 2 003 тыс., в 1775 - 2 644 тыс., в 1785 - 3611,8 тыс., в 1795 - 5 440 тыс., в 1800 - 8383,8 тыс. рублей. В середине XVIII в. в Кяхте разрешили расчет векселями, в 1774 открыта нотариальная контора для оформления векселей и других обязательств. В 1792 сюда переведена таможня из Ир­кутска, а для регулирования отношений между русскими и китайскими купцами введена должность пограничного комиссара. Торгующие в Кяхте купцы образовывали компании, узаконенные в 1800 Положением о торговле в Кяхте и Инструкцией кяхтинской таможне и компаньонам. Поз­же их сменило самоуправление «торгующего на Кяхте купечества». В середине 1850-х гг. обороты Кяхтинского торга составляли в среднем 11,3 млн руб. в год. В 1854 здесь действовало 58 крупных фирм с оборотом 10,2 млн руб.

Долгое время Кяхтинский торг носил исключительно меновой характер; толь­ко в 1854 последовало разрешение покупать китайские товары на золото и серебро, позже - на деньги. Кяхтинский торг приносил значительные доходы казне: в 1760 - 20,4 %, в 1775 - 38,5 % всех таможенных поступлений в российский бюджет. В 1840-60-х гг. пошлинный доход Кяхтинского торга составлял от 3,5 до 6 млн руб. серебром.

В середине XIX в., после подписания между Россией и Цинской империей Кульджинского (1851), Айгуньского (1858), Тяньцзинского (1858) и Пекинского (1860) договоров, произошла либерализация российско-китайских экономических отношений. Монополия Кяхты на торговлю с Китаем закончилась. Чай и другие товары из Китая стали достав­ляться в Европу морским путем, таможню из Кяхты в 1860 перевели в Иркутск. Чтобы поддержать Кяхтинский торг, который не мог конкурировать с морской доставкой чая, правительство пре­доставило ему существенные таможенные льготы: отсрочку в платеже таможенных пошлин и их понижение в сравнении с морской доставкой (через Кяхту - 33 коп., морем - 57 коп. золотом с фунта чая). Сухопутная доставка чая стала осуществляться через Монголию, в 1865 в Урге были устроены чайные склады и открыты комиссионер­ские конторы чайных фирм. В результате привоз чая в Россию через Кяхту увеличился с 1867 по 1885 в 3,8 раза. До конца XIX в. обороты Кяхтинского торга возрастали, соста­вив в 1900 15 073,7 тыс. руб.

Несмотря на то, что русско-китайские договоры разреши­ли свободный въезд и беспошлинную торговлю в Северную Монголии, кяхтинские предприниматели до начала XX в. монгольским рынком не интересовались, сосредоточив все внимание на чайной торговле. Доля товарооборота с Монголией в этот период составляла не более 2-5 % всего объема Кяхтинского торга. Даже в начале XX в. основной статьей выво­за через Кяхтинскую таможню являлся чай. В 1903 он составлял 96,6 %, в 1904 - 90,4, в 1905 - 86,8, в 1906 - 85,3 % импорта. В связи с постройкой Транссибирской магистрали и Китайско-Восточной железной дороги объемы чай­ной торговли, как и в целом торговые обороты Кяхтинского торга, стали резко снижаться. С 1900 по 1908 количество чая, провозимого через Кяхту, уменьшилось с 1 129 тыс. пудов до 109,9 тыс. пудов, т. е. в 10,3 раза. В этой связи кяхтинские предприниматели обратили большее внимание на тор­говлю в Халхе, но ее размеры по сравнению с предыду­щим периодом сократились (в 1901 - 4421,4 тыс. руб., в 1904 - 5560,1 тыс., в 1908 - 5560,7 тыс., в 1910 - 5 039 тыс. руб.). Некоторое оживление Кяхтинского торга произошло в связи с объявлением Халхой независимости (1911), однако с началом Первой мировой войны Кяхтинский торг окон­чательно пришел в упадок. Кяхта полностью утратила значение международного транзитного пункта и перешла к об­служиванию лишь нужд Восточной Сибири.

Лит.: Силин Е.П. Кяхта в XVIII веке: Из истории русско-китай­ской торговли. Иркутск, 1947; Сладковский М.И. История торго­во-экономических отношений народов России с Китаем (до 1917 г.) М., 1974; Старцев А.В. Кяхта и ее роль в русско-монгольской тор­говле второй половины XIX - начале XX в. // Проблемы социаль­но-экономического и культурного развития Сибири XVII-XX вв. Новосибирск, 2004. (Фронтир в истории Сибири и Северной Аме­рики. Вып. 5.)

А.В. Старцев

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири