КУЛЬТБАЗЫ (культурные базы), форма обслуживания малых народностей Севера в 1920-30-е гг., комплекс судебно-админинистративных, просветительских, лечебных, производственных учреждений.
Постановление о создании культубазы с продовольственно-кооперативными, врачебно-ветеринарными, культурно-просветительскими и научно-исследовательскими функциями принято Комитетом Севера при ВЦИК в мае 1925. После дискуссий решено размещать культубазы вдали от национальных, и особенно русских, поселений на территории достаточно большой площади близ традиционных мест летних выпасов оленей. Культбазы рассматривались как будущие национальные центры в отдаленных районах Севера, организующие жизнь народа и руководящие всеми его делами. В 1928 Комитетом Севера с участием ученых разработаны «Положение о туземных культбазах Севера» и инструкция для заведующих.
Культбаза включала туземный совет, кооперативно-торговые организации, больницу с амбулаторией и врачебно-подвижным пунктом, школу-интернат, ветеринарно-зоотехнический пункт с бактериологической лабораторией и опытно-показательным оленьим стадом, продовольственный магазин, склады, дом туземца (клуб), радиостанцию, баню, дома для сотрудников, краеведческий пункт. Строительство одной базы требовало 250—300 тыс. руб., ее содержание — 150—170 тыс. руб. в год. Более экономичный вариант культубазы включал туземный совет, кооперативно-торговые организации, школу-интернат, медицинские и ветеринарные пункты, магазин и склады.
Первые 2 культубазы возведены в 1927. В начале 1930 в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока функционировало 6 культубаз, на строительство которых затрачено 2,5 млн руб.: на Чукотском полуострове, на Сахалине, Охотском побережье, в Якутии, Туруханском крае и Большеземельской тундре. К 1935 действовало 19 культубаз, из них 9 в Восточной Сибири и по 5 в Западной Сибири и на Дальнем Востоке.
Культубазам принадлежала решающая роль в ликвидации неграмотности, обучении взрослого населения и детей на родном языке. В 1933/34 учебном году в 13 школах занималось более 700 детей. Сотрудники Восточно-Эвенкийской культубазы М.Г. Левин и В.И. Левин создали в 1930—31 рукописные буквари и учебники эвенкийского яз. Сотрудники Пенжинской культубазы на севере Камчатки Н. Богданова, Д. Коваленко и Ф. Логинов разработали букварь на каменском диалекте корякского языка. В школах работали П.Я. Скорик, Г.Д. Вербов, П.Ю. Молл, Н.Б. Шнакенбург, А.С. Форштейн, ставшие впоследствии видными североведами.
Врачи культубазы проводили регулярные обследования коренного населения. В некоторых районах им приходилось вступать в острую конкуренцию с лекарями-шаманами. В 1933 в каждой из 13 культубаз работали врач и фельдшер, которые за год принимали 60 тыс. пациентов. Среди чукчей и эскимосов Восточной Чукотки большой известностью пользовались врачи Е.П. Кузьмина и Ф.Л. Леонтьев. Им удалось объяснить местным жителям пользу акушерских и фельдшерских пунктов, в результате чего количество женщин, рожавших в больнице Чукотской культубазы, увеличилось с 2 человек в 1932 до 30 человек в 1934.
Научную ценность представляют проведенные на культубазах краеведческие исследования. В 1930 на культубазах действовали 6 краеведческих пунктов, в 1934 — 12, в которых работали 27 специалистов (экономисты, экономисты-географы, этнографы, зоологи-охотоведы, антрополог, метеоролог, естественник).
Одной из лучших являлась Туринская культубаза, построенная в 1927 для эвенков в Туруханском крае в устье реки Туры. Специальная экспедиция определила наиболее подходящее место для строительства культубазы — стойбище эвенков чапогирского рода, находившееся у слияния рек Кочечум и Нижняя Тунгуска. Уже готовые дома в разобранном виде сплавлялись плотами из верховьев Нижней Тунгуски, почти за 2 тыс. км. Через 2 мес. после начала строительства на культубазе открылись амбулатория, больница и ветеринарный пункт. В 1930 Тура стала административным центром Эвенкийского округа.
На Обь-Иртышском Севере наиболее заметными являлись Казымская, Сосьвинская и Ямальская культубазы. В 1931 началось строительство Сосьвинской культубазы в Березовском районе. Осенью 1931 для работы среди оленеводов Саранпаульского совхоза организована культпалатка, в ней были библиотека, фотоаппарат, патефон, бильярд. В 1938 на Сосьвинской культубазе жили и работали 76 сотрудников, обеспечивавшие работу школы, в которой учились 142 человек, больницы на 20 коек, занимались сельским хозяйством. Здесь работал М.А. Воскобойников (1877—1947), выпускник Московского университета, экономист и юрист, землеустроитель и крупный специалист по переселенческому делу. Казымская культубаза развернула свою деятельность в начале 1930-х гг. В 1935 построена школа-интернат, рассчитанная на пребывание 70 учащихся; в 1936/37 она вмещала 118 человек. В 1938 культубаза, где работали 58 человек, обслуживала территорию площадию 5 млн га, на ней размещалось 5 советов. В 1932 в основном завершилось строительство и оснащение Ямальской культубазы. В 1934 Комитет Севера назначил заведующего базой М.М. Броднева, которому удалось превратить Ккультурную базу в центр хозяйственной и культурной жизни Ямальского района.
Вместе с тем деятельность культубазы не имела однозначно положительного влияния на коренное население. Главная проблема заключалась в степени оправданности интенсивной трансформации традиционного образа жизни. В ряде районов деятельность культубаз, прежде всего обучение детей в школах-интернатах, вызывала недоверие местных жителей. На Казыме насильственное насаждение культубаз привело к длительному массовому протесту населения, завершившемуся убийством в начале 1934 членов бригады Уральского обкома ВКП(б) и сотрудников культубазы. Некоторые ученые-этнографы видели в культубазах продолжение дореволюционной колонизационной политики и полагали, что их деятельность ведет к деградации и спаиванию коренного населения. Не всегда удачно было выбрано место для строительства культубазы. Нагаевская культубаза ликвидирована в 1931 в связи с массовым наплывом пришлого населения.
После упразднения в 1935 Комитета Севера культубазы переданы в ведение Главсевморпути, что обусловило преимущественное развитие производственного сектора. В сентябре 1939 культубазы переданы на баланс местных исполкомов, что означало окончание истории культубаз как исторического феномена.
Лит.: Сибирская Советская энциклопедия. Новосибирск, 1932. Т. 3; Меляков Н.И. Ленинская национальная политика и просвещение народностей Севера //Летопись Севера. М., 1977. Т. 8; Ер- ныхова О.Д. Казымский мятеж (об истории Казымского восстания 1934 гг.). Новосибирск, 2003.
Л.В. Алексеева
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей