КРУГОБАЙКАЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1866, вооруженное выступление польских политических ссыльных на строительстве Кругобайкальского гужевого тракта (колесной дороги) (25 июня - конец июля), самая крупная массовая попытка освобождения ссыльного польского контингента в период ссылки в Сибирь участников Январского польского восстания 1863-64, отмеченная непосредственным противостоянием официальной власти в Сибири и драматичностью последствий.
В предыстории Кругобайкальского восстания заметен так называемый Красноярско-Канский заговор 1865 - план организации всесибирского народного вооруженного восстания поляков и россиян, как ссыльных, так и свободного местного населения. Возник среди политических ссыльных, высланных в населенные пункты, расположенные вдоль Сибирского тракта. Во главе замысла стояли Н.А. Серно-Соловьевич и деятели Январского восстания П. Ляндовский, В. Левандовский и другие. Из-за преследования властей ряд руководителей этого замысла покинули прежние места ссылки, а Серно-Соловьевич погиб в результате несчастного случая. Российско-польский центр распался. Прервались и связи польских политических ссыльных с российской революционно-демократической средой. Агитация в пользу восстания продолжилась в Иркутске и его окрестностях. Предполагалось освободить всех ссыльных поляков путем одновременного обезоруживания стражи. В случае удачного объединения значительные числа ссыльных и поддержки их действий в народе предусматривался поход на Иркутск, затем на Красноярск и центры Западной Сибири. Завершающий этап плана предполагал выход польских ссыльных за пределы России (на территории Монголии и Китая) с продвижением к морю и переправой в третьи страны. Однако концепция выступления не была серьезно продумана, а тем более скоординирована с иными центрами размещения польских ссыльных и представителями российских оппозиционных кругов.
[caption id="attachment_17896" align="aligncenter" width="100"] Через Култук проходил Кругобайкальский тракт.[/caption]
К началу 1866 года в Иркутске и его окрестностях скопилось столь много польских ссыльных, что переполнились пересыльная тюрьма и солеваренные заводы Усолья и Усть-Кута.
«Я видел их, видел и их страдания на соляном промысле в Усть-Куте, — вспоминал ученый. — Полуголые, они стояли в балагане вокруг громадного котла и мешали кипевший густой рассол длинными веслами. В балагане жара была адская, но через широко раскрытые двери дул леденящий сквозняк, чтобы помогать испарению рассола. В два года работы при таких условиях мученики умирали от чахотки».
Местные власти решили использовать дармовую рабочую силу на строительстве Кругобайкальского тракта. В то время добраться из Иркутска на нашу сторону Байкала можно было только зимой по льду или летом на пароходе. Весной и осенью только окружной горной тропой по старой Кругобайкальской дороге.
«Дорога была ужасна. Тракт идет у подножья высоких гор, круто спускающихся к озеру и покрытых снизу доверху первобытным лесом. Ущелья и потоки на каждом шагу пересекают дорогу. Двенадцать верст перевала через хребет Хамар-Дабан заняли у меня семнадцать часов, от трех утра до восьми вечера», — писал опытный путешественник Кропоткин.
В 1861 году по предложению генерал-губернатора Михаила Корсакова (1861 — 1871 гг.) Главное управление Восточной Сибири вынесло решение проложить постоянный тракт вдоль самого берега Байкала от селения Култук до Посольского монастыря, взрывая окрестные скалы и перекидывая мосты через горные потоки. Каторжане вели разведку дороги, строили помещения. Поляков разделили на партии по 50 — 100 человек под охраной нескольких офицеров и 140 конвойных солдат и казаков. Весной 1866 года первую партию из 723 поляков распределили на почтовых станциях у Байкала под конвоем казаков. Самые крупные партии ссыльных находились на станциях Лиственничная, Култук, Мурино, Переемная, Выдрино и Мишиха.
Поляки продолжали борьбу и в Сибири. Так, в ноябре 1865 года в селении Сиваковой на Ингоде поляки участвовали в волнениях среди ссыльных.
«За последние сто лет в Сибирь было послано немало русских политических ссыльных, но по характерной русской черте они подчинялись своей участи и никогда не восставали. Они давали убивать себя медленной смертью и не пытались даже освободиться. Поляки же, к чести их будь сказано, никогда не несли своего жребия с такой покорностью», — писал Кропоткин.
Восставшие назвали себя «сибирским легионом вольных поляков». Самая первая часть плана удалась: 25 июня 1866 года пятьдесят поляков отняли у конвойных оружие и, захватив лошадей, отправились на почтовую станцию Амурская, где тоже разоружили солдат, испортили телеграфное сообщение с Иркутском, а далее двинулись в Мурино. Они хотели захватить Посольск. Эта станция была стратегическим пунктом, захватив который повстанцы получали контроль над транспортным сообщением в регионе. По пути к восставшим присоединялись их собратья с других станций. Отступать некуда — сзади правительственные войска отрезали путь в Тунку и Монголию, сбоку Байкал, с другой стороны неприступные горы. Назавтра в Иркутске стало известно о восстании, по тревоге подняли казаков и три отряда пехоты. На подавление мятежа послали войска даже из Селенгинска, казачьи отряды из других селений срочно отправили в приграничные районы. Ночью 27 июня повстанцы пришли на станцию Лихановская, что в 25 верстах от Посольска, и здесь произошел первый бой. Солдаты, охранявшие станцию, забаррикадировались в станционном доме и отстреливались через окна. Повстанцы подожгли станцию и отступили. Солдаты преследовали поляков до Мишихи, где у моста через речку Быструю вступили в рукопашную схватку.
«Солдаты медленно двигались по дороге, когда встретили около пятидесяти поляков, из которых пять или шесть были вооружены ружьями, а остальные — косами», — пишет Кропоткин.
После непродолжительной перестрелки восставшие были рассеяны. В этом бою погибло, по различным подсчетам, от 7 до 15 человек. Погибших ссыльных похоронили на этом же месте. На братской могиле поставили крест с надписью: «Здесь погребены взбунтовавшиеся польские мятежники, убитые во время перестрелки 28 июня 1866 г.».
«В нескольких боях главные силы «сибирского легиона вольных поляков» были разбиты, и их отдельные группы рассеялись. Они три недели блуждали по тайге, пытаясь пробиться к границе. Им это почти удалось, и они вышли к джидинским степям. Но тут их ожидали «наши», — писал Кропоткин.
25 июля в долине реки Темник был последний бой. Расстреляв все боеприпасы, последние повстанцы сдались превосходящим силам казаков.
Военно-полевые суды тогда в России были открытыми. Поэтому Кропоткин не просто ходил на все заседания, но и составил подробный отчет, который опубликовал в «Биржевых ведомостях» за 1866 год. Удивительно, что царская цензура была столь демократична. Офицер Кропоткин не скрывал своего сочувствия повстанцам. Четырех руководителей восстания приговорили к смертной казни. 15 ноября 1866 года их расстреляли. Последними словами Шарамовича стали первые строчки польского гимна: «Jeszcze Polska nie zginкіa!» («Еще Польша не погибла!»).
«Мне часто приходилось слышать, что это восстание было безрассудно, а между тем горсть храбрых повстанцев добилась кое-чего. О бунте стало известно за границей. Вскоре после мятежа 1866 года положение всех ссыльных поляков заметно улучшилось. И этим они обязаны были бунту, тем, которые взялись за оружие, и тем пяти мужественным людям, которые были расстреляны в Иркутске», — сделал вывод Кропоткин.
А крест в Мишихе простоял до начала ХХ столетия, пока за могилой долгие годы ухаживал один из польских ссыльных, оставшийся в Сибири после амнистии. После его смерти со временем крест был утрачен. Но только с появлением национально-культурной автономии поляков Бурятии в 1993 году начались поиски братской могилы. Председатель автономии поляков Вацлав Соколовский много лет занимался изучением места захоронения и поиском средств для установления памятного креста. Крест был изготовлен и установлен при финансовой поддержке польской организации, занимающейся охраной польских памятников за границами Польши. В октябре 2000 года при участии Генерального консула Польши в Иркутске Станислава Сокола был торжественно открыт памятный крест. С того дня члены общества «Наджея» ежегодно проводят День памяти у креста. Проходит католическое богослужение за упокой погибших и возложение венков и цветов. В этом году к 145-летию восстания приурочены конференция в Иркутске и приезд гостей из Польши.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей