УЛАН-УДЭНСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД, ОАО. Единственное предприятие в России, выпускающее одновременно самолеты и вертолеты. Уровень технологий позволяет проводить на месте как наземные, так и летные испытания.
История завода началась в 1939 с авиаремонтной специализации. Для ремонта моторов сюда доставлялись истребители И-16 и бомбардировщики СБ. Произв-во самолетов началось в годы Великой Отечественной войны. В 1942 предприятие, получившее наименование «завод № 99», приступило к выпуску бомбардировщиков Пе-2, в 1943 — истребителей Ла-5. В 1944—46 на предприятии производились истребители Ла-7, с 1946 до начала 1950-х гг. — истребители Ла-9. В связи с переходом военной авиации на реактивные двигатели завод наладил выпуск реактивных учебно-тренировочных истребителей МиГ-15 УТИ.
Новый этап в развитии завода в 1956 связан с переходом на выпуск поршневых вертолетов соосной схемы (Ка-15, затем Ка-18). С этого момента спектр выпускаемой продукции существенно расширился. В начале 1960-х гг. на заводе производились крылатые ракеты морского и наземного базирования, в 1961—65 — высотные самолеты-разведчики и самолеты-мишени Як-25РВ, а в конце 1960-х гг. — пассажирские самолеты Ан-24Б. В 1965—75 для ВМФ СССР и ряда социальных стран изготавливались газотурбинные палубные вертолеты Ка-25.
С 1970 важнейшим направлением деятельности завода становится выпуск различных вариантов многоцелевого вертолета Ми-8. Впоследствии на базе этой модели появились модификации Ми-8АМТ (экспортная марка Ми-171) и Ми-8А МТШ ( Ми- 171Ш) с более мощными и экономичными двигателями. В 1977 началось произв-во сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков МиГ- 27М. В 1980-е гг. вместо них стали выпускать учебно- боевые самолеты Су-25УБ. Выпущена небольшая серия палубных учебно-тренировочный самолетов Су-25УТГ. В конце 1980-х гг. из-за сокращения государственного заказа объемы производства резко уменьшились, завод стал искать заказчиков в других странах. В 1989—93 он совместно с другими предприятиями России по лицензии осуществлял производство модернизированных одноместных штурмовиков Су-39. В 2000 налажено производство нового летательного аппарата — экраноплана.
В общей сложности за 60 лет на заводе произведено более 8 тыс. летательных аппаратов. В начале XXI в. предприятие выпускает вертолеты Ми-8Т и Ми-8АМТ (Ми-171), универсальный транспортно-боевой вертолет Ми-8АМТШ, а также осуществляет техническое обслуживание вертолетов марок «Ка» и «Ми». Завод сохраняет мощности по выпуску штурмовиков Су-25 и Су-39. На экспорт поставляются вертолеты Ми-171 и Ми-171Ш, самолеты Су-39 (страны- импортеры: Алжир, Бангладеш, Иран, Йемен, Китай, Пакистан, Словакия, Узбекистан, Украина, Чехия, Шри-Ланка, Бразилия, Эквадор, Мексика, Колумбия и Перу). Налажен выпуск непрофильной продукции — зернодробилок и запасных частей к сельскохозяйственным машинам.
Лит.: Улан-Удэ: история и современность. Улан-Удэ, 2001.
А.Д. Бирюков
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей