ТУРКЕСТАНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (Турксиб), построенная в 1926—31 железнодорожная магистраль, соединившая рынки Средней Азии и Сибири. Одна из крупнейших строек первой пятилетки (см. пятилетний план).
Активное обсуждение вопроса о строительстве железной дороги для соединения районов производства туркестанского хлопка и сибирского хлеба началось в конце XIX в.; проводились специальные изыскания. В 1912 концессию на сооружение железнодорожного участка от станции Арысь до города Пишпека (позднее Фрунзе, затем Бишкек) с продолжением впоследствии на город Верный (Алма-Ата) передали специально созданному «Акционерному обществу Семиреченской железной дороги». Строительство началось в июле 1914; к моменту национализации дороги (март 1918) действовал участок Арысь—Бурный (237 км). В 1921 рельсы дотянулись до города Аулие-Ата (позже Джамбул, затем Тараз). В октябре 1923 Совет Труда и Обороны (СТО) принял решение о создании совета по постройке Семиреченской железной дороги под председательством Ф.Э. Дзержинского, и в 1924 строительство дороги Арысь—Пишпек завершилось.
В декабре 1926 состоялось новое постановление СТО о сооружении Семиреченской железной дороги, исходя из необходимости связать Пишпек с Семипалатинском (еще в годы Первой мировой войны соединенным с Транссибирской магистралью железнодорожной линией Новониколаевск—Барнаул-Семипалатинск). Осенью 1927 началась укладка рельсов, одновременно с которой продолжались проектирование и полевые изыскания. Строительство велось сразу с 2 сторон — от Семипалатинска и от станции Луговой, расположенной на Семиреченской железной дороги посередине между Аулие-Ата и Пишпеком. Навстречу друг другу продвигались северные и южные передвижные «укладочные городки». Каждый городок состоял из нескольких десятков вагонов: жилых, хозяйственно-бытовых, а также вагонов со строительными материалами (рельсами, шпалами, скреплениями). Впервые в отечественной технологии железнодорожного строительства на Турксибе применено поэтапное проведение работ: для подвоза материалов использовался временный путь, уложенный без отсыпки земляного полотна. По мере готовности земляного полотна рельсошпальную решетку временного пути сдвигали вручную или перекладывали с помощью подъемных кранов на постоянное место. Для строительства дороги за границей закупались гусеничные экскаваторы, узкоколейные тепловозы, опрокидывающиеся вагонетки, автосамосвалы и другая техника. В процессе строительства дороги сооружались крупные мосты через реку Иртыш у Семипалатинска (длиной более 600 м), через реку Или, через овраг Мулулы, а также множество мелких мостов и водопропускных труб. Впервые в практике мостостроения СССР применялся индустриальный метод — изготовление железобетонных пролетных строений на полигоне и доставка их к месту строительства.
Строительство Турксиба происходило с большим энтузиазмом, освещалось как крайне необходимое в индустриализации страны. В апреле 1930 на месте стыковки северных и южных участков (ст. Айна-Булак недалеко от Алма-Аты) был торжественно забит «серебряный костыль». В постоянную эксплуатацию «первенец пятилетки» принят на рубеже 1930 и 1931. Это оценивалось как важнейшее событие.
В ходе строительства Турксиба построено более 1 440 км нового пути, реконструировано более 560 км Семиреченской линии. Полная длина магистрали Арысь—Луговая—Семипалатинск—Новосибирск, составной частью которой стал Турксиб, превысила 2,5 тыс. км. Ввод ее в эксплуатацию явился мощным фактором социально-экономического развития Казахстана и Средней Азии. Грузооборот новой магистрали в первый же год ее эксплуатации втрое превысил проектные задания. Постройка железной дороги способствовала развитию промышленного хлопководства. В зоне влияния линии возникли крупные промышленные и сельскохозяйственные комплексы, выросли города, рабочие поселки, проведены новые железнодорожные линии. К концу XX в. общая протяженность примыкающих дорог втрое превысила первоначальную длину линий Турксиба. В начале XXI в. Турксиб - часть сети Казахстанских железных дорог.
Лит.: Зензинов Н.А. От Петербург-Московской до Байкало-Амурской магистрали. М., 1986; Железнодорожный транспорт: Энциклопедия. М., 1994.
А.К. Кириллов, А.И. Тимошенко
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей