ТОННЕЛЬ ПОД ТАТАРСКИМ ПРОЛИВОМ, проект, призванный улучшить транспортную связь острова Сахалин с материком.
Появление проекта обусловлено освобождением Сахалина в августа 1945, репатриацией японского населения и начального заселения южной части острова переселенцами из материковой части СССР. Экономическое развитие острова, связанное с добычей нефти, угля, морепродуктов, тормозилось слабым развитием транспортной сети и отсутствием надежной связи с материком. Сообщение по морю могло осуществляться лишь с конца июня до начала ноября. Добыча нефти не могла выйти на полную мощность из-за недостаточной пропускной способности построенного в годы войны нефтепровода Оха-Комсомольск-на-Амуре и невозможности использования нефтеналивных судов ввиду мелководья Татарского пролива. Важность надежной связи с материком обусловливалась и внешнеполитической обстановкой — начавшейся в конце 1940-х гг. «холодной войной». В случае возникновения конфликта морского пути сообщения с Сахалином могли быть прерваны американским флотом, базировавшимся в Японии.
В декабре 1949 заместитель председателя Совета министров Л.П. Берия дал задание изучить возможность осуществления непрерывного железнодорожного сообщения с Сахалином через Татарский пролив. К апрелю 1950 разработчики представили 3 варианта решения: дамба, паромная переправа и тоннель под проливом.
5 мая 1950 И.В. Сталин подписал постановление о стротельстве тоннельного перехода через Татарский пролив в течение 1951—55. Проектированием строительства занялись Главтоннельметрострой и Метропроект Министерства путей сообщения. В заключении Госстроя СССР по техническому проекту на строительство тоннельного перехода под Татарским проливом приводились следующие данные: пропускная способность 24 пары поездов весом 1,5 тыс. т при электрической тяге 2 электровозами, общая длина - 12,9 км, глубина заложения под дном пролива - 30-65 м, наиболее пониженная точка - на глубине 72,5 м от поверхности воды. Сложность сооружения в основном связывалась с большой глубиной заложения. Для маскировки предусматривалось построить на расстоянии 40-50 км в сторону ложные ориентиры тоннеля. Сроком возможного окончания строительства определялся 1957.
После смерти И.В. Сталина на основании постановления Совета министров «Об изменении строительной программы 1953 года» от 25 марта 1953 строительство тоннеля прекратилось «как не вызывавшееся неотложными нуждами народного хозяйства». По состоянию на 1 января 1953 были освоены капиталовложения в размере 465,5 млн руб. из сметной стоимости строительства тоннеля в 2 830 млн руб.
Лит.: Сталинские стройки ГУЛАГа. 1930—1953. М., 2005.
В.В. Ламин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей