Новости

Техническое образование // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подго­товки инженеров, техников и квалифицированных рабочих для различных отраслей промышленности. Начальное техническое образование в Сибири связано с развитием горного дела в регионе в XVIII в. Открытые в 1740-50-х гг. навигацкие, геодезические и горнозавод­ские школы Колывано-Воскресенского (Алтайского) и Нерчинского горного округа давали начальное общее образова­ние и обучали основам соответствующих специальностей. К концу столетия большинство из них преобразовано в общеоб- разовательные школы. В 1799 принято решение об открытии первого среднего технического учебного заведения в Сибири - Барнаульского горного училища, которое со второй половины XVIII в. начало готовить квалифицированных горных инженеров и техников. В соответсвии с утвердившимся в 1828 жестким принципом сословности образования оно реорганизовано в 1836 в окружное реальное училище, готовившее младший технический и хозяйственный персонал из детей мастеровых.

Возникшее в результате реформ 1860-х гг. разделе­ние средних общеобразовательных учреждений на классические гимна­зии и реальные училища способствовало развитию технического образования. Реальные училища были ориентированы на подготовку учащихся к поступлению в высшие и средние технические заведения. Открытые в последней четверти XIX в. средние и низшие специальные учебные заведения отличались от существовавших ранее: их деятельность организовывалась в соответствии с общими для каж­дого типа учебных заведений уставами, предусматривалась преемственность разных ступеней технического образования. В результате выросла доля специальных дисциплин и практических занятий. Последние проводились в учебных мастерских, оснащен­ных паросиловыми установками, электричеством, современными станками. Все это позволяло готовить квалифицированных тех­ников и помощников инженеров для горной и металлургической промышленности, строительства, железнодорожного транспорта. К 1917 в каждом из 8 средних технических учебных заведений в Сибири и на Дальнем Востоке обучилось около 100 человек. Первое из них - Иркутское среднее техническое училище (с 1890 - промышленное) было открыто в 1874 на базе реальной прогимназии. В 1893 в Иркутске создано горное училище. В 1890—1910-е гг. в связи со строительством Транссибирской магистрали и началом ее эксплуатации начали действовать училища в Красноярске (1894), Хабаровске (1895), Омске (1900) и Томске (1902), в которых готовили машинистов и дорожных мастеров; в 1915 в Томске открылось 2-е  железнодорожное училище службы движения, готовившее персонал для станций и железнодорожных контор. В 1912 в Томском Первом Сибирском политехническое училище, преобразованном из коммерческого училища цеса­ревича Алексея, организовано горное отделение. Развитие сельского хозяйства потребовало подготовки специалистов по сельскохозяйственной технике, с этой целью в 1916 в Барнауле открыто среднее механическое училище им. И.И. Ползунова, преобразованное в июле 1917 в техническое училище. Начальное техническое образование давали ремесленные училища (до 1917 в Сибири 5 таких заведений), Омское низшее механико-техническое училище и женская профессиональная школа в Томске. В числе ремесленных училищ были частные заведения, содержавшиеся на средства сибирского купечества: ремесленное училище братьев Королевых в Томске, 2-классное ремесленное училище Т.И. Щеголевой в Красноярске. Кроме того, ремеслам обучали в частных сиропитательных и воспитательных домах (Сиропитательный дом для девочек Т.И. Щеголевой в Красноярске, воспита­тельный дом Базанова в Иркутске и др.).

В 1900 открылось первое высшее техническое учебное заведение Сибири - Томский технологический институт (ТТИ), ныне - Томский политехнический университет. К 1902 на 4 его отделениях (механическое, химическое, горное и инженерно-строительное) готовили инженеров по машиностроению, электротехнике, железнодорожному транспорту и железнодорожному строительству, металлургии и пищевой промышленности, по организации геолого-разведывательных работ и эксплуатации горнорудных предприятий. До 1920 ТТИ подготовил около 1 тыс. специалистов. Высокий профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава, солидная учебно-научная база обеспечили квалификационный уровень выпускников ТТИ. С момента открытия в институте велась активная научно-исследовательская и консультативная деятельность.

С установлением в 1920 советской власти в Сибири дореволюционные средние технические учебные заведения преобразованы в техникумы или отделения практических институтов. До конца 1920-х гг. эта сеть сохранялась, как и основной перечень специальностей, по которым осуществлялась подготовка. В 1927/28 в Сибири действовали 9 индустриальных техникумов с числом учащихся около 2,5 тыс.

В 1920-е гг. сеть нач. техн. образования значительно увеличилась. С сер. 1920-х гг. подготовку квалифицир. рабочих проводили в стацион. учеб. заведениях 3 типов: школы фабрично-завод. ученичества (ФЗУ), проф.- техн. школы, учебно-производств. мастерские, проф.- техн. курсы. Кол-во нач. проф.-техн. учеб. заведений в 1922-28 выросло с 41 до 61, а числ. учащихся в них - с 2 до 4,7 тыс.

До конца 1920-х гг. ТТИ (с 1925 - Сибирский тех­нологический институт (СТИ)) оставался единственным высшим техническим учебным заведением в Сибири. Как и в целом в стране, в данное десятилетие в вузе предпринимались попытки перестроить систему технического образования, главным образом с целью приближения выпускаемых специалистов к нуждам практического производства. Несмотря на экспери­менты, СТИ удалось сохранить высокие стандарты по подготовке технических специалистов: 5-летний срок обучения, дипломное проектирование, лекционно-лабораторный метод обучения. В 1920-29 институт подготовил около 1,5 тыс. специалистов.

В конце 1920-х гг. с началом форсированной индустриа­лизации резко возросла потребность в технических кадрах и ужесточилась политика в отношении «старой» интелли­генции. С целью ускоренной подготовки советских специалис­тов, ориентированное на решение практических задач производства, в 1928-30 партийным и советским органами власти приняты решения о реформе высшего и среднего специального образования. В соответствии с ней технические учебные заведения передавались в ведение ВСНХ и соответствующих наркоматов, сеть вузов и техникумов с резко выраженной специализацией значительно рас­ширилась количественно и географически, увеличился прием студентов, сократились сроки обучения, в том числе за счет отмены дипломатического проектирования, возросла доля практических методов обучения и производственной практики. Развитие технической школы, ее специализация, географическое раз­мещение напрямую определялись главными направлениями индустриального развития Сибири в 1930-е гг.: ростом и рас­ширением угольной промышленности; строительством Кузнецкого ме­таллургического комбината; развитием химической промышленности и электроэнергетики.

В 1929-32 количество техникумов значительно увеличилось. Часть из них возникла в результате расформирования существовавших учебных заведений: так, в 1930 на базе Первого Сибирского политехникума им. К.А. Тимиря­зева созданы горный, металлургический, промышленно-экономический, лесной и сельскохозяйственный техникумы. Поскольку многие из открытых учебных заведений не обладали необходимыми учебно-методическими, кадровыми и материальными ресурсами, часть из них закрылась. К 1939 в Сибири действовали 31 техникум промышленности и строительства и 21 техникум транспорта и связи с числом уча­щихся соответственно 7,5 и 6 тыс. Расширилась география их размещения: в 1930-е гг. впервые появились средние технические учебные заведения (СТУЗ) в Новосибирске, Кемерове, Новокузнецке (Сталинске), Прокопьевске, Анжеро- Судженске, в Якутии. Созданная сеть имела четко выраженную региональную специализацию: все открытые в это время в Кузбассе техникумы готовили специалистов для угледобычи и металлургической промышленности; в омских, новосибирских, томских и иркутских СТУЗ - для машиностроения, обслу­живания техники, строительства; в крупных транспортных центрах открывались речные и железнодорожные техникумы, техникумы свя­зи. Большая часть техникумов создавалась на базе промышленных предприятий, использовались их материальные и производственные ресурсы, в подготовке специалистов ориентировались на их специфику. В соответствии с Указом Президиума Верхов­ного Совета СССР от 26 октября 1940 установлена плата за обучение в техникумах, в Сибири - 150 руб. в год при среднемесячной зарплате рабочих и служащих 410 руб.

Основными учреждениями начального технического образования в 1930-е гг. являлись школы ФЗУ и типа ФЗУ и школы ученичества массовых профессий. Необходимость в рабочих привела к сокращению сроков обучения до 6 мес. - 1 года за счет уменьшения объема общеобразовательных и смежных дисциплин. В 1935 в Сибири в 70 школах ФЗУ и типа ФЗУ обучалось около 9 тыс. будущих рабочих для пред­приятий промышленности и строительства, транспорта и связи. Кроме того, действовала система подготовки и переподготовки рабочих без отрыва от производства. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 «О государст­венных трудовых резервах СССР» устанавливалась но­вая милитаризированная система подготовки рабочих. Созданы 3 типа заведений начального технического образования: ремесленные (РУ) и железнодорожные (ЖУ) училища со сроком подготовки 2 года и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) для подготовки рабочих массовых профессий со сроком обучения 6 мес. Устанавливался твердый государственный план при­ема, в случае недобора учащихся набирали в порядке мобилизации. К началу 1941 в Сибири открылось 81 учебное заведение трудовых резервов, в том числе 27 РУ, 15 ЖУ и 39 школ ФЗО с общим контингентом учащихся 24,5 тыс.

В 1930-е гг. количественно и географически расши­рилась сеть высшего технического образования в Сибири. Основой для создания новых вузов стали СТИ и СТУЗ региона. В результате разделения СТИ в 1930-32 в Томске, Но­восибирске, Омске и Кузнецке открылось 15 высших технических учебных заведений (втузов), в которых обучалось более 7,5 тыс. студентов. В Восточной Сибири в начале 1930-х гг. созда­ны 3 вуза с 1,5 тыс. студентов. В 1933-34 мелкие вузы, не обладавшие необходимыми учебно-методическими и кадровыми ресурсами, были ликвидированы или объединены в более крупные. В 1934 на базе Томского, Иркутского и Новосибирского железнодорожных институтов создан Новосибирский институт военных инженеров транспорта; объединение томских механико-машиностроительного, химико-технологического и горного институтов в Томский индустриальный институт позволило сохранить учебно-методическую и научно-исследовательскую базу СТИ. Открытые в начале 1930-х гг. Сибирский автомобильно-дорожный институт (1930) в Омске, Сибирский строительный институт в Новосибирске (1933, ныне - Ново­сибирский государственный архитектурно-строительный университет), Сибир­ский металлургический институт в Кузнецке (1930, ныне - Сибирский государственный индустриальный университет), Горный институт в Ир­кутске (1930, ныне - Иркутский государственный технический университет) и Сибирский лесной институт в Красноярске (1930, ныне - Сибирский государственный технологический университет) стали основой для развития высшего технического образования в регионе, значительно расширив свою первоначальную специализацию. В 1939 в 9 втузах Сибири обучалось около 9 тыс. человек.

В годы Великой Отечественной войны технические образовательные учреждения региона переживали общие для всей системы образования проблемы: сокращение численности преподавателей и учащихся, острый дефицит ресур­сов, сокращение учебных и жилых площадей. Вместе с тем востребованность технических специалистов и эвакуация в Сибирь заводов и учебных заведений из европейской части страны позволили расширить сеть технического образования в регионе. На базе эвакуированного Ворошиловоградского и Запорожского ма­шиностроительных институтов возникли институты в Омске (ныне - Омский технический университет) и Барнауле (ныне -Алтайский технический университет). На основе эвакуированных из За­порожья, Харькова, Ленинграда и Калуги техникумов созданы СТУЗ в Новосибирске, Омске, Барнауле, Тайге, в т. ч. Омский авиационный техникум, Инской техникум железнодорожного транспорта, Новосибирский приборо­строительный техникум. Кроме того, в 1943-45 откры­лись новые техникумы на базе наиболее стратегически важных производств: Норильский горно-металлургический техникум (1944), Красноярский механический техникум при заводе «Сибтяжмаш» (1944, ныне - Красноярский техникум космического машиностроения), Томский механический техникум (1942) и другие. В этих техникумах для оборонной промышленности готовили специалистов по метал­лообработке, производству радиодеталей, электровакуум­ным приборам и т. п. Общее количество специальностей в техникумах Сибири выросло в годы войны с 80 до 120. В 1941-45 втузы и индустриальные техникумы Западной Сибири подготовили 7 тыс. специалистов.

В 1959 система государственных трудовых резервов, дававшая начальное техническое образование, преобразована в систему профессионально-технического образования. Два типа профессионально-технических училищ (ПТУ) - городские (ГПТУ) и сельские (СПТУ) со сроком обу­чения соответственно 1-3 и 1-2 года - готовили квалифицированных рабочих на базе основного среднего образования, с середины 1970-х гг. учащиеся большинства училищ, помимо профессиональной подго­товки, получали общее среднее образование. В 1960 в Си­бири насчитывалось 448 ПТУ с 158,9 тыс. учащихся, в 1985 - 755 ПТУ с 331 тыс. В 1981 39 % ПТУ Сибири действовали на базе промышленных предприятий, 26 % - на базе строительных и монтажных организаций, 5,6 % - организаций транспорта и связи, остальные - на базе предприятий сельского хозяйства и сферы обслуживания.

Во второй половине 1940-1960-х гг. расширение системы среднего технического образования происходило в 2 направлениях. 1-е связано с созданием базовых учебных заведений для крупных промышленных предприятий, значительная часть из них открыта в качестве вечерних техникумов или заочных филиалов других учреждений. Среди них Сибирский вечерний техникум при Новоси­бирском заводе химконцентратов с филиалами в Ангар­ске, Красноярске и Усть-Каменогорске (1953, ныне - Сибирский политехнический колледж), Томский вечерний политехникум при Сибирском химическом комбинате (1959, ныне - Северский промышленный колледж), Бийский вечерний химико-механический техникум при Бийском химическом ком­бинате (1959, ныне - Алтайский политехнический колледж), вечерные энергостроительные техникумы на строительстве Красноярской, Новосибирской и Ангарской ГЭС (1950-е гг.) и другие. Второе направление связано с подготовкой кадров для нужд региона в целом: открывались СТУЗ, ведущие обуче­ние по общетехническим специальностям и специальностям для работы на транспорте, в строительстве, коммунально-бытовой сфере. Во второй половине 1940-1960-х гг. было открыто более 20 таких учебных заведений. К концу 1960-х гг. в регионе в целом сформировалась сеть среднего технического образования. В 1960-80-е гг. в номенклатуру специальностей СТУЗ, ориентируясь на подготовку специалистов для оборонной промышленности, вошли радиоэлектроника, автоматизация технологических процессов, технология высокомолекулярных соединений и др., связанные с развитием научно-технического прогресса. В 1966 в Академгородке новосибирском по инициативе М.А. Лаврентьева открыт Новосибирский политех­никум (ныне - Высший колледж информатики НГУ), который готовил специалистов для НИУ СО АН СССР.

В развитии высшего технического образования в послевоенные годы наблюдались схожие тенденции. В 1950-60-е гг. в региональных центрах были созданы крупные политехнические вузы (часть из них - на базе действовавших вузов узкой специализации), которые не только готовили специалис­тов для различных отраслей региональной промышленности, но и играли роль методических и координационных центров для других учреждений среднего и высшего технического образования в крае или области. Такие учрежде­ния появились в Омске (1963, на базе машиностроительного института), Новосибирске (1950, электротехнический институт, ныне - Новосибирский государственный технический университет), Барнауле (1959, на базе машиностроительного института), Кемерове (1965, на базе горного института), Красноярске (1956), Ир­кутске (1960, на базе горно-металлургического института), Улан-Удэ (1962). Вечерние и заочные факультеты этих вузов действовали в Бийске, Северске, Абакане, Норильске, Ангарске, Братске, Чите. Многие из них имели организационную форму завода-втуза при крупных предприятиях. Кроме того, в Сибири открыто 3 транспортных вуза, а также вузы, связанные с развитием новых технологий (Новосибирский электро­технический институт связи, 1952; Томский институт радиоэлек­троники и электронной техники, 1962; Красноярский институт цветных металлов, 1959; завод-втуз при «Красмаш- заводе», 1960). В 1950-70-е гг. расширилась сеть вузов, готовивших специалистов для строительства, коммунального хозяйства, легкой и пищевой промышленности.

К середине 1980-х гг. в регионе сформировалась сеть технического образования. С начала 1990-х гг. ее развитие осложнилось социально-экономическим кризисом и снижением популярности технических и особенно рарочих специальностей. С целью привлечения абитури­ентов технические вузы и ссузы стали вводить обучение по экономико-юридическим и гуманитарным специальностям. В Братске, Чите на основе технических вузов возникли классические университеты. Со второй половины 1990-х гг. существенно возрос конкурс на специальности, связанные с вычислительной техникой и про­граммированием, электроникой. Общие для системы профессионального образования организационные изменения 1990-х гг. привели к преобразованию большинства вузов региона в технические академии и университеты. В системе среднего и начального технического образования по­явились учебные заведения нового типа (соответственно колледжи и лицеи), обучение в которых дает возможность продолжить образование (по сокращенному плану) в учреждениях следующей ступени. В 2006 в Западной Сибири действовали 17 технических вузов и 3 филиала, около 90 СТУЗ; в Восточной Сибири - 11 вузов и 4 филиала, около 60 СТУЗ; на Дальнем Востоке - 5 вузов и 6 филиалов, около 60 СТУЗ.

Лит.: Баландина Л.Г., Пыстина Л.И. Высшая техническая школа Сибири в годы социалистического строительства // Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири (1917-1941 гг.). Ново­сибирск, 1980; Очерки истории высшего и среднего специального об­разования в Сибири (1917-1980). Новосибирск, 1986; Толочко А.П., Ищенко О.В., Сковородина И.С. Развитие профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX - начале XX в. (опыт истории в контексте современности). Омск, 2005.

С.Н. Ушакова

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири